Урок русского языка по теме "Экскурсия в Княжество Имени Существительного"

Разделы: Русский язык


Цели:

1) обучающая: отработка навыков и совершенствование знаний учащихся по морфологическим признакам имени существительного в форме занимательной игры, формирование умений работать с тестами;

2) развивающая: развитие аналитических способностей, любознательности, фантазии учащихся;

3) воспитательная: воспитание чувства уверенности в своих знаниях, умения работать в команде, познавательного интереса к русскому языку.

4) коммуникативная: преодоление языкового барьера учащихся, формирование потребности к общению и взаимопониманию.

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний.

Вид урока: урок-экскурсия.

Форма организации урока: урок-игра.

Методы: компьютерная презентация, компьютерное тестирование, дидактические игры.

Средства обучения: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация “Экскурсия в Княжество Имени Существительного”, тест по разделу “Имя существительное”, компьютерная программа 1С: Репетитор “Русский язык”, карточки с заданиями, “посадочные билеты” (на самолёт, корабль, поезд), магнитная доска.

Подготовительная работа к уроку: повторение изученного по разделу “Имя существительное”, деление класса на 3 команды, назначение капитанов команд.

Ход урока: 1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся с вами на экскурсию. Я приглашаю вас в далёкую и загадочную страну – в Королевство Морфологии. Это государство расположено между двумя большими океанами – океаном Знаний и океаном Умений.

Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые капитаны. Они будут стараться, чтобы все экипажи преодолели препятствия, и никто не отстал. Капитаны, готовы? Можно в путь!

Королевство Морфологии – очень большое государство, за 1 день, а тем более за 1 урок объехать его невозможно. Поэтому сегодня мы отправимся лишь в один из княжеств, которое называется Княжество Имени Существительного. (Приложение 1. Слайд №1) Здесь расположены высокие горы, быстрые реки, густые леса, широкие бескрайние степи... Но чтобы ещё только добраться до государства, нам нужно преодолеть океан Знаний. Какой самый быстрый способ передвижения для нас? Самолёт.

Жители Княжества очень любят свою страну и требуют уважения к ней и от всех её посетителей. Поэтому, чтобы попасть в это государство, вы должны доказать, что многое знаете об имени существительном. Необходимо ответить на вопросы теста, чтобы получить билеты на самолёт.

2. Выполнение заданий теста с объяснением. (Приложение 1. Слайды № 2-8)

1. В каком ряду даны только самостоятельные части речи?

а) Существительное, прилагательное, союз, глагол

б) Предлог, прилагательное, наречие, частица

в) Числительное, наречие, местоимение, прилагательное

г ) Междометие, глагол, местоимение, числительное (Правильный ответ: в)

2. Имена существительные не изменяются:

а) По родам

б) По числам

в) По падежам (Правильный ответ: а)

3. В каком ряду даны существительные только мужского рода?

а) Туман, край, мебель

б) Дождь, ручей, юноша

в) Дом, письмо, танец

в) Человек, автомобиль, пение (Правильный ответ: б)

4. В каком ряду во всех существительных пропущена буква Ь (мягкий знак)?

а) Рож..., мяч..., ноч...

б) Луч..., товарищ..., мыш...

в) Молодёж..., помощ..., печ...

в) Гараж..., рож..., шалаш... (Правильный ответ: в)

5. В каком ряду все существительные имеют одинаковые окончания в форме множественного числа?

а) Брат, друг, дерево

б) Врач, соловей, ружьё

в) Яблоко, шкаф, ключ

в) Палец, дворец, озеро (Правильный ответ: а)

6. Какое из утверждений не соответствует истине?

а) Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду.

б) Имена существительные бывают собственными и нарицательными.

в) В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями.

в) Род имён существительных определяется по форме множественного числа. (Правильный ответ: в)

Раздаются билеты на самолет (розовые карточки с именами существительными).

3. Учитель:

Итак, перелёт совершён, и нас встречает Княжество Имени Существительного. (Приложение 1. Слайд № 9). Кто мне ответит, почему все три слова написаны с большой буквы? (Это название страны – имена собственные).

Мы приземлились у подножия двух гор. Местные жители называют их так: Нарицательная гора и Собственная гора. Камни с этих гор жители используют в качестве строительного материала при составлении предложений. (Приложение 1. Слайд № 9). До недавнего времени никаких проблем у жителей не возникало, но неожиданно на горе Нарицательной проснулся вулкан и камни, вылетающие из вулкана, завалили гору Собственную. Теперь жителям очень трудно разобраться, где же камни Собственной горы, а где камни Нарицательной. Помогите им расчистить завал и исправить предложения:

1) На горе арарат растёт крупный виноград.
2) Наш полкан попал в капкан.
3) Везёт сенька саньку с сонькой на санках.
4) Сшила саша сашке шапку.

Объясните, какие имена существительные называются собственными?

(По ходу ответов учащихся к доске прикрепляются карточки, образуется кластер) (Приложение 2.)

4. Учитель:

В благодарность за помощь местные жители предложили нам два корабля (<Рисунок 1> и <Рисунок2>), и теперь мы можем продолжить свою экскурсию по бурной реке Кточтоке. Река называется так потому, что по ней можно двигаться лишь на определённом корабле. Первый корабль повезёт только одушевлённые существительные, а второй – только неодушевлённые. Поэтому нам придётся купить билет на нужный корабль.

Рисунок 1

Рисунок 2

- На какой корабль нас посадят? Почему?

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? Кого они обозначают?

Распределите данные существительные по двум кораблям, и получите свои билеты на корабль:

  • страна
  • земляк
  • жительница
  • горец
  • долина
  • моряк
  • дельфин
  • здоровье
  • встреча
  • путешественник
  • путешествие
  • поток
  • местность
  • красота
  • путник

Ученики делят карточки со словами на 2 группы по одушевлённости-неодушевлённости. Получают “билеты” на корабль (голубые карточки с именами существительными).

5. Чтобы не скучать во время плавания, давайте поиграем в игру. Физкультминутка – игра “Как живёте?”

Как живёте? – Вот так!

Как идёте? – Вот так!

Как бежите? – Вот так!

Ночью спите? – Вот так!

Как даёте? – Вот так!

Как берёте? – Вот так!

Как шалите? – Вот так!

Как грозите? – Вот так!

6. Учитель:

Отгадайте загадку:

а) Мохнатенька,

Усатенька,

Лапки мягоньки,

А ноготки востры.

(Кошка) (Приложение 1. Слайд № 10)

А это кто:

б) Сидит на окошке кошка,

И хвост, как у кошки,

И нос, как у кошки,

И уши, как у кошки,

А не кошка. (Кот)

Чем же отличаются эти два существительных? (Родами). А вспомнила я эти загадки потому, что перед нами на берегу раскинулся густой лес Трёх родов, и чтобы не заблудиться в этом тёмном лесу, мы должны знать правила безопасности, а именно, как можно определить род имён существительных:

(Приложение 1. Слайд № 11)

а) по значению слова, если это имена и названия живых существ;

б) по окончаниям в форме именительного падежа единственного числа;

в) по окончаниям зависимых от них слов (красная роза, зелёный луг, синее море);

г) путём замены их местоимениями он, она, оно.

И всё же какое-нибудь средство передвижения нам не помешает. Кругом лес до небес, и пройти его пешком невозможно. (Приложение 1. Слайд № 12) Давайте поймаем этих коней. Но для этого нужно будет поработать головой. Сейчас по одному из каждой команды по очереди будете выходить к компьютерам для выполнения теста по определению рода имён существительных. Остальные в это время будут готовить ответ на вопрос: какие существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду?

Работа на компьютерах по программе 1С: Репетитор “Русский язык”. Задание № 4 статьи “Мужской, средний, женский род” раздела “Самостоятельные части речи. Имя существительное”:

Перед вами существительное. Охарактеризуйте его по родовой принадлежности (мужской род, женский род или средний род):

  • сторож
  • вокзал
  • дверь
  • насекомое
  • ручей
  • лифтёр
  • начало
  • пламя
  • мышь
  • жизнь
  • молния
  • бублик и др.

Рассказы учащихся о роде имён существительных с приведением примеров.

7. Посмотрите, ребята, какой чудесный цветок распустился на опушке леса! (Приложение 1. Слайд № 13) Мне кажется, что это волшебный цветок желаний. Желание можно загадать, лишь выполнив задание. Посмотрите внимательнее, на каждом лепестке написано слово. В каких из этих слов нужно поставить в конце мягкий знак? Давайте спросим об этом у капитанов наших команд.

(Дочь, луч, гараж, ложь, мышь, камыш, печь, рожь, врач). На что указывает Ь в конце имён существительных после шипящих? (На женский род имён существительных).

8. Экскурсия наша приближается к концу, и до границ Княжества Имени Существительного нас доставит скорый поезд. Однако нужны билеты, а их, как вы уже знаете, можно получить за знания. Распределите эти существительные на 2 группы и объясните, по какому признаку вы их разделили.

Работа с карточками (распределение существительных на 2 группы по числу):

единственное число

улыбка, лето, путешествие, день, дорога, страна

множественное число

оценки, книги, знания, дома, каникулы, сны

Ученики получают зеленые “железнодорожные билеты” с именами существительными.

9. Очень часто, чтобы скоротать время, пассажиры в поезде играют в разные игры. Я тоже предлагаю вам сыграть в одну игру, которая называется “Соедини в одно”. У вас есть по 3 билета. На обороте каждого из них написаны имена существительные. Они самые разные. Попробуйте соединить их в одно предложение. Кто быстрее справится? Можно работать в команде.

Например, существительные звёзды, черепаха, апельсин можно соединить в предложение: Черепаха под звёздами ела апельсин. Из существительных доброта, трава, зоопарк можно составить предложение: От доброты посетителей трава в зоопарке росла быстрей и т.п.

Составление предложений.

10. Вот и закончилась наша экскурсия. Мы с вами вернулись домой, в наш класс, а вот некоторые существительные, оказывается, потерялись по дороге. Их нашли добрые люди и сдали в бюро находок. Те, кто потеряли эти слова, дали объявления об их пропаже и указали их отличительные признаки, давайте поможем им, ребята!

На слайде № 14 (Приложение 1.) существительные:

Вера, каникулы, лётчик, учёба, соловей, липа, заморозки, кресло

а) Существительное нарицательное, неодушевлённое, во множественном числе, лексическое значение – название события (каникулы).

б) Существительное собственное, одушевлённое, женского рода, в единственном числе, с лексическим значением лица (Вера).

в) Существительное нарицательное, одушевлённое, мужского рода, в единственном числе, с лексическим значением лица (лётчик).

г) Существительное нарицательное, неодушевлённое, во множественном числе, лексическое значение – явление природы (заморозки).

д) Существительное нарицательное, одушевлённое, мужского рода, в единственном числе, лексическое значение - название птицы (соловей).

е) Существительное нарицательное, неодушевлённое, среднего рода, в единственном числе, лексическое значение – конкретный предмет (кресло).

ж) Существительное нарицательное, неодушевлённое, женского рода, в единственном числе, лексическое значение – растение (липа).

з) Существительное нарицательное, неодушевлённое, женского рода, в единственном числе, лексическое значение – название действия (учёба).

10. Обобщение.

Вот и закончилась наша экскурсия по Княжеству Имени Существительного. Она получилась совсем не простой, но мне кажется, очень увлекательной. Молодцы, ребята! Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами. Вы преодолели многие препятствия благодаря своим знаниям и умениям, и я уверена, что никогда не бросите друга в беде.

- Понравилась вам экскурсия?

- Чем мы занимались на уроке?

- Кто считает, что смог бы сам быть экскурсоводом в этой стране?

- Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке.

- Что именно вам удалось?

Мы побывали лишь в одном княжестве Королевства Морфологии, а их, как вы знаете, очень много. Давайте перечислим их:

  • имя существительное;
  • глагол;
  • имя прилагательное;
  • имя числительное;
  • местоимение;
  • наречие;
  • частица;
  • предлог;
  • союз;
  • междометие.

В следующее из княжеств – Княжество Глагола мы отправимся уже на следующих уроках.

11. Домашнее задание. Дома тоже попробуйте совершить свою экскурсию по книжкам и подобрать:

I - команда – 3 названия художественных произведений,

II - команда – 3 пословицы,

III - команда – 3 загадки, в которых встречается не менее двух имён существительных,

и всем указать морфологические признаки существительных.

А те, кому особенно понравилось Княжество Имени Существительного, придумайте свой маршрут по этому государству со своими заданиями и испытаниями.

А этот урок подошёл к концу, спасибо всем.

Оценки за работу на уроке.