Формирование нравственных ориентаций обучающихся на уроках английского языка в 8-м классе на примерах выдающихся личностей нашего региона

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Изменение общественного строя и идеологической надстройки в современных условиях выдвинули новые требования к воспитанию и образованию молодежи. Разрушение старой системы ценностей привело к образованию идеологического “вакуума”. У молодых людей начал преобладать интерес к материальным сторонам жизни. Духовные же потребности сместились на второй план. Героями сегодняшнего времени у современных подростков зачастую становятся люди, успешные в бизнесе, в том числе шоу-бизнесе, звезды, не сходящие с обложек гламурных журналов и развлекательных передач. Это вызвало доминирование прагматических ориентаций и резкое уменьшение направленности личности на культурные ценности.

Изучению формирования ценностных ориентаций на современном этапе развития общества посвящены работы Бондаревской Е.В.“Ценностные основания личностно-ориентированного образования”, Битинас Б. “Процесс воспитания: приобщение к ценностям”. “Родина без нас обойтись может, мы же без нее ничто”. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок.

Целью данной работы является формирование нравственных ориентаций обучающихся в процессе развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка при изучении темы “Выдающиеся люди”. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.

Задачи.1.Подбор и ознакомление обучающихся с материалом о жизни и деятельности выдающихся людей нашего края.

2.Подобрать методы и формы работы над темой для развития языковой компетенции обучающихся.

3. Проанализировать эффективность и действенность проведенной работы по формированию нравственных ценностей обучающихся.

Формирование ценностных ориентаций личности - процесс многофакторный. Среди основных факторов – влияние личности на обучающихся.

На уроках английского языка создаются условия для формирования ценностных ориентаций в процессе изучения темы “Выдающиеся люди”, которая позволяет вести диалог культур. Более того, учитель может организовать работу таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся к личностям людей, проживающих или живших когда-то на одной с ними земле, какую роль они сыграли в жизни родного края, страны и мира, показать на примерах этих людей возможность успешной реализации себя как личности.

На первом уроке, мотивируя детей на изучение темы, учитель выясняет, о жизни каких людей им хотелось бы узнать больше. Как правило, подростки называют имена модных “звезд” кино, певцов и т.д.

На уроке параллельно ведется беседа о выдающихся людях нашей страны. Вывешиваются портреты известных людей России.

Who changed the course of history in one of the biggest countries in the world ?

Who was famous for his great paintings ?

Who was one of the greatest heroes in the battles for Russia ?

Who has been a pop star since the Seventies ?

И на одном портрете только тень, т.е. контуры человека в профиль. Дети должны угадать, кто бы это мог быть и чем знаменит этот человек. Здесь можно отметить, что в развитие формирования ценностных ориентаций обучающихся положено развитие познавательной и деятельностной направленности личности.

Далее обучающиеся распределяют лексику на три группы, для того чтобы правильно использовать слова:

а) при описании известных и успешных людей (герой, звезда, выдающийся, знаменитость, гений, одаренный);

б) при описании личностей, ставших знаменитыми (сделать себе имя, достичь славы, стать известным за один вeчер;

в) при выражении особого отношения (храбрый, мужественный, герой, выдающийся).

На втором уроке дети учатся составлять таблицу для последовательного описания биографии знаменитых людей. Для этого учащиеся должны соединить названия пунктов с началом предложений.

Career 1 He/she was born in…
Dates and birthplace 2 He/She (…)is well known/world famous … because …

3 People all over the world know/remember him/her because…

Education 4 He/She (has) got…/made…/received…/won…

5 He/She (has been/was) awarded…

6 His/Her… (was/has been) a success.

Why she/he is famous 7 He/She (was/has been) known as a…(features of character and behaviour)
Achievements 8 He/She studied in /attended /graduated from /…
Personality 9 He/She (has) worked as…

С опорой на таблицу обучающиеся выполняют задание: восстановить текст, расставив абзацы в правильном порядке. Данный текст знакомит детей с культурой страны изучаемого языка, расширяя их кругозор, развивает навыки понимания иноязычного текста.

На этом же уроке отрабатывается дифференциация структур Past Simple и Present Perfect. Для этого необходимо детям выяснить, жив этот человек или уже ушел из жизни. Обратить внимание детей на тот факт, что Present Perfect применяется при рассказе в настоящем времени, т.е. о живом человеке. Также на этом уроке обучающиеся читают микротексты об известных людях (адмирал Нельсон, Чарли Чаплин, Шекспир, группа “Битлз”). После чего ведется обсуждение.

What kind of personality were they ?

What helped them to become outstanding ?

What achievements are they famous for ?

What else can you say about these famous people ?

На 3-м и 4-м уроках велась беседа о героях. Обучающиеся выясняли то, кого можем назвать героями: а) баскетболиста, который является звездой NBA; б) женщину, которая бросила работу, чтобы ухаживать за больной матерью; в) богатого бизнесмена, давший много денег детскому дому; г) 9-летнюю девочку, спасшую при пожаре брата. Также знакомятся с лексикой для описания героя. Для закрепления этой лексики проводится аудирование. Дети слушают текст, после чего выполняют задание, заполняя пропуски словами, подходящими по смыслу. В конце урока ведется беседа с обучающимися, где выясняется:

What is a real hero for you ?

Do you know any people who are hero in Russia ?

What did they do for our nation ?

Is the age of a hero important?

Do they set an example for you?

Каждый высказывает свое мнение. Эти упражнения направлены на стимулирование познавательных интересов подростков в изучении духовной культуры своего народа, формированию нравственных ориентиров.

На последующих уроках этого большого раздела целесообразно ознакомить детей с биографиями известных людей Омской области посредством перевода на английский язык, чтобы повысить мотивацию к изучению английского языка. Разнообразные задания направлены на то, чтобы дети научились работать в команде, правильно распределять роли, сравнивать данные и делать аргументированные выводы. Дети разбились на три группы: спорт, искусство и политические деятели. Каждая группа собирала материал и готовила сообщение об одном представителе. Заключительным уроком был урок-проект “Музей Славы”.

На этом уроке велась беседа об известных людях нашего региона.

Do you know about any people who are famous in our region?

Why did they become famous?

What did they contribute to development of culture, sport, history of our country?

What traits do they possess?

Who are you proud of?

What’s your attitude to them?

How would you like to honour their names?

Have you got idols among them?

Would you like to achieve such success?

Формирование нравственных ориентаций обучающихся возможно на основе творческо-познавательной деятельности по созданию проектов. Был собран материал не только о людях прошлого века (М. А. Ульянов, Д. М. Карбышев), но и о современных знаменитостях (И.Чащина, А.Тищенко, С.Дроботенко и др.). В конце урока дети ответили на такие вопросы:

Whom do you admire?

Who would you like to be similar with outward and inward qualities on?

How would you like to honour their names?

Whose figures would you put into the Museum of Madame Tussaud?

Whose name would you choose for the Award?

Дети учатся читать, понимать, анализировать и использовать газетные и журнальные публикации в классе и жизни, одновременно применяя речевые умения и навыки в устной и письменной речи. Основным результатом проведенной работы явилось развитие познавательных интересов при изучении биографии выдающихся людей, развитие творческого личностного потенциала учащихся, углубление знаний в области краеведения, развитие презентационных навыков и умений. А главное, что дети учатся по достоинству ценить, любить и уважать и на примерах людей, проживающих рядом с ними, они видят возможность реализации себя как личности.

Лексика всего раздела :

Best-known известный
Brave храбрый
Celebrity известность
Genius гений
Courageous храбрый
Hero герой
Prodigy одарённый
Star звезда
Superstar суперзвезда
Well-known хорошо известный
World-famous всемирно известный
Achieve fame достичь славы
Win fame завоевать славу
Deed дело, поступок
Goal цель
Ordinary обычный
Overcome преодолеть
Become famous( overnight ) стать известным (за один вечер)
Make a name for yourself сделать себе имя
Respect уважать
Stand up for защищать
Set an example ставить в пример

См. презентацию.