Задачи урока:
-повторить материал о растениях и животных леса;
-углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы.
(Слайд 1 (См. презентацию))
Ход урока
- Ребята, мы сегодня начинаем новую главу ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.
- Какие ты знаешь природные сообщества?
( Это- лес, луг, поле, пресный водоём, болото.) (Слайд №2)
- А тему нашего урока вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.
1.Хвойное дерево
. (Лиственница)2.Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками
3. Пусть я птичка – невеличка.
У меня, друзья, привычка-
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда
(ЛЕС)
(Слайд 3)
- О каких растениях и животных леса ты знаешь из книг?
- Растения: ель, тополь, сосна, малина, калин, дуб, кедр и др.
Животные: лиса, волк, медведь, заяц, лось, белка, барсук и др.
-Есть ли в родном крае леса?
-Да.
-Это тайга, смешанный лес или лиственный? (работа со Словариком в конце учебника. Учащиеся узнают, что тайга – это северные леса, в которых преобладают хвойные деревья – ель, пихта, сосна, лиственница, редко в тайге встречаются берёзы, осины, ольха. Смешанный лес – это лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья. Лиственный лес – это лес, в котором преобладают лиственные деревья, встречаются сосны, ели, лиственницы. Учащиеся по собственным наблюдениям определяют вид леса в родном крае.)
(Слайд №4)
- В Краснодарском крае в Предкавказье есть и лиственные, и хвойные, и смешанные леса, широколиственные леса, состоящие из дуба, граба, клёна, орешника, кизила. Леса Кубани отличаются не только красотой, но и породами необычайной ценности. В крае сосредоточено около 30% дубрав, свыше 80% буковых и примерно 90% каштановых насаждений России.
-Какие животные и растения встречаются там?
- В широколиственных лесах водятся косули, медведи, волки, шакалы, енотовидные собаки, лисы, кабаны, зайцы, олени. Утром лес и долины предгорий наполняются пением различных птиц - это сороки, дрозды, кукушки, сойки, трясогузки, иволги, совы, филины, скворцы, щеглы, зимородки, синицы, тетерева, индейки, дятлы.
(Слайд 5)
-На правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся уникальный массив Красного леса, где растут дуб, тополь, крушина, орешник, боярышник, шиповник, тёрн.
- Подумай и ответь на вопрос: что такое лес? (уточнить ответы поможет работа с текстом параграфа. Лес нередко называют “царством деревьев”, но это не совсем верно. Деревья – очень важная, но не единственная часть леса. Лес невозможно представить без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов, лишайников, грибов. Всем им для жизни нужны свет, вода, воздух, питательные вещества. Однако они приспособились жить рядом, сообща, не мешать друг другу.
- Как им это удаётся? Костя Погодин заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько “этажей”, или ЯРУСОВ. Соглашаешься ли ты с ним?
(Работа в парах: чтение текста. Дифференциация. Один из учащихся рассказывает другому какие деревья образуют верхний и третий ярусы, его сосед – низкорослые и лесные травы, нижний ярусы.)
(Слайд 6)
(Работа в группах по 4 человека. Деление на группы происходит по наличию у ребёнка цветной карточки, определённого цвета.)
- К какому из ярусов принадлежат следующие растения?
(Слайд №7 - 8)
Проверка. (Слайд №9)
Клён- первый ярус
Осина-первый ярус
Малина- кустарник
Мох – нижний
Рябина – низкорослые
Орешник – кустарник
Черника – лесные травы
Черёмуха – низкорослые
(За каждый правильный ответ выдаётся жетон, по количеству жетонов выявляются победители и оцениваются. Если группа выполнила всё верно то всей группе выставляется оценка “отлично”).
-Подводя итог этой части урока, учитель ещё раз подчёркивает, что ярусность в лесу помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу. Корни растений тоже располагаются ярусами и не мешают друг другу.
(Слайд10)
-Что же помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу? (Выслушиваются ответы детей.)
- Оказывается, это разный срок цветения. Например, ранней весной, когда на деревьях ещё нет листьев и они не мешают солнечному свету проникать до самой поверхности земли, расцветают первые травянистые растения – первоцветы, перелески, ветреницы.
Организуется работа в парах. Дети рассматривают рисунок леса. Один из учащихся рассказывает, сколько ярусов растений изображено на рисунке. Его сосед рассказывает, кто из животных на каком ярусе живёт
.Предлагается одной из пар озвучить свой ответ. Ученики дополняют ответы товарищей и оценивают
.-1ученик: 4 яруса - первый ярус, низкорослые, кустарники, травянистые.
2ученик: в первом ярусе живут дятлы, ястребы, насекомые; в низкорослом ярусе живут белки; листьями деревьев и кустарников питаются кабаны и зайцы; в траве живут грызуны и ежи. (Оцениваются ответы учащихся. )
Расширить и дополнить ответы учащихся поможет работа с текстом учебника. Они вслух читают текст параграфа, узнают о животных – обитателях различных ярусов.
Закрепления материала.
Учащиеся выполняют задание №18 в Тетради для самостоятельной работы. Ученики рассматривают рисунок леса в учебнике на с.46, сравнивают его с незаконченным рисунком в своей тетради на с.15. Дополняют его рисунками животных, проживающих на разных ярусах. (Взаимопроверка.)
Итог: кому на уроке было трудно усвоить тему? Почему? Что нужно сделать, чтобы всё было понятно? Что понравилось? Что не понравилось?
-На следующем уроке мы продолжим эту тему. Вы можете подготовить сообщение о животных леса. Сообщение должно быть интересным, содержать малоизвестные одноклассникам сведения. Обязательно надо рассказать, чем питаются животные и какие у него враги.
Литература
1.Автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В. и др. Учебник “Наш мир” М: Академкнига/Учебник, 2003-2004, 2005.
2. Автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Учебник – хрестоматия “Наш мир знакомый и загадочный”
М: Академкнига/Учебник, 2003-2004, 2005.
3.Картинки в интернете.