Цель: познакомить детей с первыми письменными историческими источниками; формировать представления об их значении в изучении жизни наших предков; развивать у учащихся познавательные процессы, речь, эмоциональную сферу, творческие способности; воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.
Ход урока
1.Орг.момент.
Красна птица опереньем, а человек - ученьем.
Учитель: Как вы понимаете эту пословицу?
( высказывания уч-ся)
2. Актуализация знаний.
Учитель: Что такое летопись?
Учащиеся: Летопись - историческое произведение, в котором повествование велось по годам..
Учитель: Когда впервые появились летописи?
Учащиеся: Первые летописи появились на Руси в XI веке.
Учитель: Кто был одним из первых летописцев и как называлась летопись им созданная?
Учащиеся: Одним из первых летописцев был монах Нестор, а летопись называлась “Повесть временных лет”.
Учитель: Летописи стали вести до крещения Руси или после? Докажите.
Учащиеся: Летописи стали вести в XI веке, а крещение Руси было в 988 году- в X веке, следовательно, летописи стали вести после крещения Руси.
3.Изучение нового материала.
Учитель: Как вы думаете, где учились дети в Древней Руси? Чему они учились и у кого?
Учащиеся: Дети учились у старших тому ремеслу, каким владели их родители. Школ, наверное, не было и дети учились дома.
Учитель: Вы правы, дети учились у старших, а первую школу открыли при князе Владимире в Киеве. Древнерусская школа не делилась на классы. Сначала учитель занимался с новичками и младшими учениками. Новичку учитель торжественно вручал букварь и заставлял его, показывая указкой, называть буквы. Нерадивых учеников ждало наказание: розги или плетка.
На чем же писали ученики в Древней Руси? Об этом мы прочитаем в учебнике на странице 114.
Учитель: Так на чем же писали в старину?
Учащиеся: На глине, воске, бересте.
Учитель: А почему на бумаге не писали?
Учащиеся: В древней Руси еще не умели изготавливать бумагу.
Учитель: А теперь рубрика “Это интересно” , вы узнаете кто придумал русский алфавит.
Учащийся читает доклад:
В 863 году два ученых- братья Кирилл и Мефодий – отправились к славянам. Они перевели на славянский язык богослужебные книги и создали славянскую азбуку. С тех пор восточные славяне, а также болгары, македонцы, сербы пользуются алфавитом, который называется кириллица- в честь Кирилла. Оба славянских просветителя были причислены к лику святых. День Кирилла и Мефодия отмечается как день Славянской письменности.
4. Закрепление.
Учитель: А теперь откроем печатные тетради поработаем над тем, что мы сегодня изучили.
Работа в тетрадях № 65, 66.
Учитель: Отлично поработали, сейчас вы должны быстро и правильно собрать пословицы и поговорки об учении.
Поговорки и пословицы даны в перемешку.
Что написано пером- не вырубить топором.
Грамоте учиться- всегда пригодится.
Век живи- век учись.
5. Итог урока.
Учитель: Молодцы! Понравился вам наш урок? Что нового узнали? Что показалось интересным? Какие выводы вы сделали?
Древние говорили: “Мудр не тот, кто много знает, а тот, кто знает нужное”.
Спасибо за урок!