Древнерусская культура. Урок естествознания в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с первыми письменными историческими источниками; формировать представления об их значении в изучении жизни наших предков; развивать у учащихся познавательные процессы, речь, эмоциональную сферу, творческие способности; воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.

Ход урока

1.Орг.момент.

Красна птица опереньем, а человек - ученьем.

Учитель: Как вы понимаете эту пословицу?

( высказывания уч-ся)

2. Актуализация знаний.

Учитель: Что такое летопись?

Учащиеся: Летопись - историческое произведение, в котором повествование велось по годам..

Учитель: Когда впервые появились летописи?

Учащиеся: Первые летописи появились на Руси в XI веке.

Учитель: Кто был одним из первых летописцев и как называлась летопись им созданная?

Учащиеся: Одним из первых летописцев был монах Нестор, а летопись называлась “Повесть временных лет”.

Учитель: Летописи стали вести до крещения Руси или после? Докажите.

Учащиеся: Летописи стали вести в XI веке, а крещение Руси было в 988 году- в X веке, следовательно, летописи стали вести после крещения Руси.

3.Изучение нового материала.

Учитель: Как вы думаете, где учились дети в Древней Руси? Чему они учились и у кого?

Учащиеся: Дети учились у старших тому ремеслу, каким владели их родители. Школ, наверное, не было и дети учились дома.

Учитель: Вы правы, дети учились у старших, а первую школу открыли при князе Владимире в Киеве. Древнерусская школа не делилась на классы. Сначала учитель занимался с новичками и младшими учениками. Новичку учитель торжественно вручал букварь и заставлял его, показывая указкой, называть буквы. Нерадивых учеников ждало наказание: розги или плетка.

На чем же писали ученики в Древней Руси? Об этом мы прочитаем в учебнике на странице 114.

Учитель: Так на чем же писали в старину?

Учащиеся: На глине, воске, бересте.

Учитель: А почему на бумаге не писали?

Учащиеся: В древней Руси еще не умели изготавливать бумагу.

Учитель: А теперь рубрика “Это интересно” , вы узнаете кто придумал русский алфавит.

Учащийся читает доклад:

В 863 году два ученых- братья Кирилл и Мефодий – отправились к славянам. Они перевели на славянский язык богослужебные книги и создали славянскую азбуку. С тех пор восточные славяне, а также болгары, македонцы, сербы пользуются алфавитом, который называется кириллица- в честь Кирилла. Оба славянских просветителя были причислены к лику святых. День Кирилла и Мефодия отмечается как день Славянской письменности.

4. Закрепление.

Учитель: А теперь откроем печатные тетради поработаем над тем, что мы сегодня изучили.

Работа в тетрадях № 65, 66.

Учитель: Отлично поработали, сейчас вы должны быстро и правильно собрать пословицы и поговорки об учении.

Поговорки и пословицы даны в перемешку.

Что написано пером- не вырубить топором.

Грамоте учиться- всегда пригодится.

Век живи- век учись.

5. Итог урока.

Учитель: Молодцы! Понравился вам наш урок? Что нового узнали? Что показалось интересным? Какие выводы вы сделали?

Древние говорили: “Мудр не тот, кто много знает, а тот, кто знает нужное”.

Спасибо за урок!