Оборудование: бейджи, костюм пчелы, костюм профессора университета, презентация, опорные таблички, конверты с названиями частей тела насекомых, кассета “Голоса природы”, губка, шприц, кусачки.
I.Организационный момент.
У. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Наш класс на полчаса превратится в зал заседаний, а вы станете научными сотрудниками, которым придется решать непростые вопросы. Вы готовы? Наденьте бейджи. Садитесь на свои места и представьте себя на научной конференции.
II. Сообщение темы и цели урока.
У. Объектом нашего научного исследования станут насекомые <Приложение 1>. Мы должны будем выяснить, чем насекомые отличаются от других классов животных <Приложение 1>
III. Ход урока.
- Вводная часть
- Первый признак насекомых (три пары ног)
- Второй признак насекомых (тело разделено на три части)
У. Чтобы помочь нам в этом разобраться, я пригласила сюда свою помощницу. Она
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Догадались, кто это? (Появляется ребёнок в костюме пчелы)
П. Сейчас я познакомлю вас со своими друзьями. Один из них насекомым не является. Догадайтесь, кто это? (по мере отгадывания загадок на экране появляются соответствующие насекомые) <Приложение 1>
Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья у мошки,
Ножки у блошки.
(Кузнечик)
Я работаю в артели,
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
Муравей)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это?… (стрекоза)
Ходит рогуля на шести ходулях,
Вдоль спины себя сломал,
Крылья белые достал,
Зажужжал рогуля
И полетел, как пуля.
(Жук)
Этот житель плетет
Серебристые сети.
Только иголку в его
Не отыщешь пожитках,
Есть у него лишь
Красивая белая нитка.
(Паук)
П. Кто же из них не является насекомым?
У. Почему?
У. Какое же главное отличие насекомых от других животных?
Д. 6 ног (появляется опорная табличка).
6 ног |
У. У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания. Подумайте, кому из названных насекомых принадлежат эти лапки <Приложение 1>
У. Давайте проверим <Приложение 1>
У. Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых. (дети по вариантам получают конверты с карточками: брюшко, грудь, голова и подставляют их в рисунки муравья, бабочки, мухи).
Грудь |
брюшко |
голова |
Грудь |
брюшко |
голова |
Грудь |
брюшко |
голова |
- Физминутка
- Питание насекомых
- Третий признак насекомых (наличие усиков)
- Четвертый признак (наличие двух пар крыльев)
- Закрепление
- Итог урока.
У. Проверим. <Приложение 1>
На сколько частей разделено тело насекомых?
Д. На три части.
Появляется табличка
Три части тела |
У. Действительно, название насекомые произошло от слова насечка.
У. Уважаемые коллеги вы, наверное, устали. Пора сделать перерыв. Для этого закроем глаза и представим себя на летней поляне. Ярко светит солнце, вокруг жужжат шмели, порхают бабочки, словно маленькие вертолётики пролетают стрекозы (включен магнитофон “Голоса природы”).
У. А чем питаются насекомые?
Д. Кровью, мелкой живностью, растениями, цветочным нектаром.
У. Как вы думаете, ротовой аппарат у различных насекомых одинаковый или разный?
Д. Наверное, разный.
У. У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение к имеют эти предметы к питанию насекомых?
Д. Высказывают предположения.
У. Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки
<Приложение 1>
У. Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь <Приложение 1>
У. Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка <Приложение 1>
У. Как вы думаете, что за органы на голове у ночной бабочки? <Приложение 1>
Д. Усики.
У. Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).
усики |
Попробуем выяснить, для чего они им нужны.
Д. Высказывают предположения.
У. Чем питаются ночные бабочки?
Д. Нектаром.
У. А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден.
Д. Им помогает запах.
У. Но ведь носа у насекомых нет.
Д. Они улавливают запахи с помощью усиков.
У. А теперь, когда мы так много знаем о насекомых, нам предстоит отредактировать иллюстрацию в одной из детских научно-популярных книжек. Стоит ли нам допускать к изданию такой рисунок? <Приложение 1>
Д. Не стоит, так как крылья насекомых художник перепутал.
У. Я думаю, такая иллюстрация может существовать только в сказке. А на самом деле многие насекомые в тот или иной период имеют крылья. Например, термиты сбрасывают свои крылья сразу после свадебного танца. А у многих других передние крылья жесткие, как у жуков и божьих коровок. Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?
Д. Две пары.
Появляется табличка
Две пары крыльев |
У. Теперь мы знаем основные отличия насекомых от других классов животных. Но нам предстоит ответить на вопрос ваших друзей из детского сада. Можно ли считать муху насекомым? <Приложение 1>
По каким признакам можно считать муху насекомым? А почему же у ребят возник такой вопрос?
Д.
Да |
Нет |
6 ног |
Одна пара крыльев |
Тело разделено на три части |
|
Есть усики |
У. Предлагаю послушать мнение профессора Герасимука Андрея (выступает один из учащихся)
П. Уважаемые коллеги! Начну издалека. Вам, вероятно, известно, что жужжание – это звук машущих крыльев. Нами был проведен ряд опытов, который доказал, что муха, потерявшая крылья, жужжать не перестает. Мы были вынуждены согласиться с учеными ХХ века, которые считали, что передняя пара крыльев служит для полета, а задняя превратилась в жужальца. Вот вы спросите, для чего они мухам, ведь гораздо лучше бесшумно летать бесшумно, меньше вероятности погибнуть. Отвечу: жужальца помогают мухе сохранять равновесие, без них муха будет падать при взлете и не сможет ориентироваться в пространстве. Поэтому предлагаю считать муху насекомым, не смотря на отсутствие второй пары крыльев. Спасибо за внимание.
У. Уважаемые ученые! Наше заседание подходит к концу. Пора подводить итоги. Кто хочет выступить с завершающим докладом и, ориентируясь на опорные слова, рассказать нам кто такие насекомые.