Конспект урока окружающего мира по теме "Насекомые". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Оборудование: бейджи, костюм пчелы, костюм профессора университета, презентация, опорные таблички, конверты с названиями частей тела насекомых, кассета “Голоса природы”, губка, шприц, кусачки.

I.Организационный момент.

У. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Наш класс на полчаса превратится в зал заседаний, а вы станете научными сотрудниками, которым придется решать непростые вопросы. Вы готовы? Наденьте бейджи. Садитесь на свои места и представьте себя на научной конференции.

II. Сообщение темы и цели урока.

У. Объектом нашего научного исследования станут насекомые <Приложение 1>. Мы должны будем выяснить, чем насекомые отличаются от других классов животных <Приложение 1>

III. Ход урока.

  1. Вводная часть
  2. У. Чтобы помочь нам в этом разобраться, я пригласила сюда свою помощницу. Она

    Домовитая хозяйка
    Полетает над лужайкой,
    Похлопочет над цветком –
    Он поделится медком.

    Догадались, кто это? (Появляется ребёнок в костюме пчелы)

    П. Сейчас я познакомлю вас со своими друзьями. Один из них насекомым не является. Догадайтесь, кто это? (по мере отгадывания загадок на экране появляются соответствующие насекомые) <Приложение 1>

    Имя взял у кузнеца,
    Цвет у огурца,
    Крылья у мошки,
    Ножки у блошки.
    (Кузнечик)

    Я работаю в артели,
    У корней лохматой ели.
    По буграм тащу бревно –
    Больше плотника оно.
    Не найдешь у нас пилы,
    Не рубили мы стволы,
    Не стучали топором,
    А под елью вырос дом.
    Муравей)

    На ромашку у ворот
    Опустился вертолет –
    Золотистые глаза.
    Кто же это?… (стрекоза)

    Ходит рогуля на шести ходулях,
    Вдоль спины себя сломал,
    Крылья белые достал,
    Зажужжал рогуля
    И полетел, как пуля.
    (Жук)

    Этот житель плетет
    Серебристые сети.
    Только иголку в его
    Не отыщешь пожитках,
    Есть у него лишь
    Красивая белая нитка.
    (Паук)

  3. Первый признак насекомых (три пары ног)
  4. П. Кто же из них не является насекомым?

    У. Почему?

    У. Какое же главное отличие насекомых от других животных?

    Д. 6 ног (появляется опорная табличка).

    6 ног

    У. У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания. Подумайте, кому из названных насекомых принадлежат эти лапки <Приложение 1>

    У. Давайте проверим <Приложение 1>

  5. Второй признак насекомых (тело разделено на три части)
  6. У. Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых. (дети по вариантам получают конверты с карточками: брюшко, грудь, голова и подставляют их в рисунки муравья, бабочки, мухи).

Грудь

брюшко

голова

Грудь

брюшко

голова

Грудь

брюшко

голова

    У. Проверим. <Приложение 1>

    На сколько частей разделено тело насекомых?

    Д. На три части.

    Появляется табличка

    Три части тела

    У. Действительно, название насекомые произошло от слова насечка.

  1. Физминутка
  2. У. Уважаемые коллеги вы, наверное, устали. Пора сделать перерыв. Для этого закроем глаза и представим себя на летней поляне. Ярко светит солнце, вокруг жужжат шмели, порхают бабочки, словно маленькие вертолётики пролетают стрекозы (включен магнитофон “Голоса природы”).

  3. Питание насекомых
  4. У. А чем питаются насекомые?

    Д. Кровью, мелкой живностью, растениями, цветочным нектаром.

    У. Как вы думаете, ротовой аппарат у различных насекомых одинаковый или разный?

    Д. Наверное, разный.

    У. У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение к имеют эти предметы к питанию насекомых?

    Д. Высказывают предположения.

    У. Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки

    <Приложение 1>

    У. Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь <Приложение 1>

    У. Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка <Приложение 1>

  5. Третий признак насекомых (наличие усиков)
  6. У. Как вы думаете, что за органы на голове у ночной бабочки? <Приложение 1>

    Д. Усики.

    У. Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).

    усики

    Попробуем выяснить, для чего они им нужны.

    Д. Высказывают предположения.

    У. Чем питаются ночные бабочки?

    Д. Нектаром.

    У. А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден.

    Д. Им помогает запах.

    У. Но ведь носа у насекомых нет.

    Д. Они улавливают запахи с помощью усиков.

  7. Четвертый признак (наличие двух пар крыльев)
  8. У. А теперь, когда мы так много знаем о насекомых, нам предстоит отредактировать иллюстрацию в одной из детских научно-популярных книжек. Стоит ли нам допускать к изданию такой рисунок? <Приложение 1>

    Д. Не стоит, так как крылья насекомых художник перепутал.

    У. Я думаю, такая иллюстрация может существовать только в сказке. А на самом деле многие насекомые в тот или иной период имеют крылья. Например, термиты сбрасывают свои крылья сразу после свадебного танца. А у многих других передние крылья жесткие, как у жуков и божьих коровок. Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?

    Д. Две пары.

    Появляется табличка

    Две пары крыльев

  9. Закрепление
  10. У. Теперь мы знаем основные отличия насекомых от других классов животных. Но нам предстоит ответить на вопрос ваших друзей из детского сада. Можно ли считать муху насекомым? <Приложение 1>

    По каким признакам можно считать муху насекомым? А почему же у ребят возник такой вопрос?

    Д.

    Да

    Нет

    6 ног

    Одна пара крыльев

    Тело разделено на три части

     

    Есть усики

     

    У. Предлагаю послушать мнение профессора Герасимука Андрея (выступает один из учащихся)

    П. Уважаемые коллеги! Начну издалека. Вам, вероятно, известно, что жужжание – это звук машущих крыльев. Нами был проведен ряд опытов, который доказал, что муха, потерявшая крылья, жужжать не перестает. Мы были вынуждены согласиться с учеными ХХ века, которые считали, что передняя пара крыльев служит для полета, а задняя превратилась в жужальца. Вот вы спросите, для чего они мухам, ведь гораздо лучше бесшумно летать бесшумно, меньше вероятности погибнуть. Отвечу: жужальца помогают мухе сохранять равновесие, без них муха будет падать при взлете и не сможет ориентироваться в пространстве. Поэтому предлагаю считать муху насекомым, не смотря на отсутствие второй пары крыльев. Спасибо за внимание.

  11. Итог урока.

У. Уважаемые ученые! Наше заседание подходит к концу. Пора подводить итоги. Кто хочет выступить с завершающим докладом и, ориентируясь на опорные слова, рассказать нам кто такие насекомые.