Русский язык. 3 “Б” класс по учебнику Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. В., Чеботкова Л. В. Русский язык.
(Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.)
Тема: Буквы О и Е после шипящих и ц в падежных окончаниях.
Цель: Продолжить знакомство с орфограммами нарушающими закон русского письма в падежных окончаниях; закрепить правописание букв О и Е после шипящих и ц в падежных окончаниях.
Оборудование: таблицы-схемы к правилам.
Ход урока
I. Организационный момент.
Речевая разминка по таблице.
Работа по таблице.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1 | б | к | з | с | т | р | м | н | в | з | р | ш | л | н | х |
2 | ж | л | п | ф | х | ч | ш | б | р | п | т | с | т | к | л |
3 | м | н | д | г | м | к | т | ф | т | р | м | г | н | ж | з |
4 | в | д | ф | х | х | г | м | н | б | с | т | к | ф | м | н |
5 | п | т | к | з | р | м | в | д | г | б | ф | к | з | р | ч |
6 | з | с | ч | к | т | ф | т | щ | д | м | л | х | в | д | м |
7 | д | г | р | ш | к | т | б | с | т | ц | т | р | с | ч | ш |
8 | т | р | г | х | л | д | к | в | ч | т | б | л | м | н | з |
9 | м | ф | т | ч | с | б | н | п | ж | л | ч | ш | г | х | р |
10 | б | с | л | н | р | г | л | ц | м | б | д | ф | ж | ц | ж |
11 | н | б | с | м | н | п | р | л | к | ф | х | ц | ч | ш | п |
12 | ф | щ | м | ж | д | ш | х | ч | м | к | б | п | р | в | с |
13 | к | п | ш | л | ц | з | ч | к | л | н | в | д | щ | ф | т |
14 | р | м | н | п | ш | л | ж | ц | с | х | р | з | б | ч | в |
15 | ш | ч | ж | н | б | в | д | з | т | г | п | ч | х | б | к |
-Читаем, называем звуки № 11 (по указке спускаемся по диагонали)
Добавляем гласный звук [а]. Читаем открытые слоги (ра-та-...)
Вставляем этот звук. Читаем закрытые слоги (ар-ат-...)
Соединяем, читаем (а-ра, а-та...)
II. Создание учебной ситуации.
– Давайте вспомним о чем мы говорили на уроках русского языка? (Об окончаниях нарушителях).
– Итак, в падежных окончаниях есть орфограммы нарушающие закон русского письма).
– Вспомним, в каких окончаниях происходит нарушение?
1.
В падежных окончаниях слов на -ий, -ия, -ие при обозначении фонемы <э> вместо буквы е пишется буква и
2.
Например? (Россия, армия...) В словах мужского рода, называющих признаки фонема <о> в окончании <-ой> обозначается буквами ы и и. Приведите примеры: старый, добрый.
3.
В окончании –ого (-его) в названиях признаков вместо <в> обозначается буквой г. Ваши примеры: большого, пустого.
III. Постановка учебной задачи.
– Как вы думаете, нет ли другие падежные окончания нарушители? (Ответы детей).
Попробуем разобраться.
Сегодня тема поможет нам в этом разобраться.
Итак, учебная задача. Нет ли в падежных окончаниях еще орфограммы, нарушающие закон русского письма.
Читаем (на доске)
Запишем число. Классная работа.
со свечой – с тучей
с плащом – с товарищем
за отцом – за братцем
в чужом – в рыжем
Запишем эти словосочетания
Ведет...
Выделяем окончания в словах:
– Кто поможет? (со свечой – с тучей,
с плащом – с товарищем,
за отцом – за братцем,
в чужом – в рыжем)
– Посмотрите, это одно и то же окончание? (это одно и то же).
ц – ц – всегда твердый,
ж – ж – всегда твердый, шип.
– Как мы проверим?
Рассуждения детей.
1. С помощью проверочного слова
со стенoй по сильной позиции
со свечой
с тyчей
– Это одна и та же фонема?
Рассмотрим <о> в 1 случае обозначается буквой о
во 2 случае е
Почему?
2. Разный ряд
со свечой – моя, ж.р.; с тучей – моя, ж.р.
Итак, не в этом секрет – род не при чем.
3. Предлоги разные со-с
со свечой – без о (нет)
с свечой – удобно говорить?
Итак, не зависит от предлога.
4. Вспомним, что мы знаем и учили про звуки.
[ч’] – всегда мягкий, шипящ.
Итак, звуки тоже не причем. Они разные.
5. Может, зависит от того, что называют слова? (предмет и признак).
Итак, не зависит.
6. Рассмотрим, какая позиция этого гласного в 1 столбике. (Сильная позиция).
Проверим.
со свечoй
с плащoм
за отцoм
в чужoм – Этот гласный находится перед какими буквами?
– Какая позиция этого гласного во 2 столбе? (Слабая).
Проверим: с тучeй
с товарищeм
за братцeм
в рыжeм
– Этот гласный находится перед какими буквами?
ч ж щ – шип.
ц – звук ц всегда твердый
Итак, как обозначается фонема <о> в окончании после шипящих и ц?
В падежных окончаниях после шипящих и ц фонема <о> в сильной позиции обозначается буквой о, в слабой позиции – буквой е.
Итак еще раз.
Если вы были внимательными слушателями, то я думаю, вы справитесь с этим заданием.
Устно вставляем.
На доске.
Зеленые глаза больш_го рыж_го кота внимательно следили за беспечно гуляющ_й птиц_й.
Больш_го – после шипящего [ш] в сильной позиции пишется о.
– большoго
[пустoго]
Рыж_го – после шипящего [ж] в слабой позиции, проверяю по сильной позиции, пишу букву е
– рыжего
Гуляющ_й – после шипящего [щ] в слабой позиции, проверяю по сильной позиции (пустой) – пишу букву е
– рыжего
Птиц_й – после ц в слабой позиции, проверяю по сильной позиции (стенoй), пишется буква е
Итак, прежде чем определить какую букву писать, нужно поставить ударение.
IV. Физминутка.
Начинается разминка.
Начинается разминка
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И еще раз повторили.
Наклоны в стороны.
Приседаем мы по счету,
Раз-два-три-четыре-пять
Это нужная работа –
Мышцы натренировать.
Приседание
А теперь рывки руками
Выполняем вместе в сами
Раз рывок и два рывок.
Рывки руками перед грудью
Продолжаем наш урок.
Дети садятся за парты.
Потренируемся. Работаем с учебником.
Стр. 24 упр. 186.
Воз с (стенoй) поклaжей, со своей госпожoй, к (пустoму) рыжему коту, суп с лапшoй, тарелка с кaшей, за (пустыми) горячими пирогами, о чужoм человеке, за сельской (стенoй) окoлицей, (пустoму) кyцому, ходить за (столом) рaнцем, угостить леденцoм, со (пустым) свежим хлебом, к небольшoму озеру, к (пустому) лyчшему товарищу, зарасти камышoм, мыться под (столом) душем, вернуться из столицы, повесить на левое плечo, отпереть ключoм, убежать с (слонoм) плaчем, с (пустым) могучим богатырем, за грозовой (стенoй) тучей, под чистым (окнoм) полотенцем, за (пустым) колючим кустом.
Итоговая рефлексия.
– Что нового узнали? Чему научились?
Дома. стр. 25, упр. 186.