“Здесь начало России –
В этом снежном краю…”
(Посвящается ветеранам и участникам ВОВ Ямала)
1-2. Занятие начинается беседой о войне, о горе, принесённом миру, стране, Ямалу, о заветах отцов и дедов, матерей, провожавших сыновей на фронт. (Звучит фонограмма песни “Священная война)
В тяжелые годы Великой Отечественной войны в нашей необъятной стране не было уголка, жители которого не помогали бы фронту.
Начало лета 1941 года для жителей нашего округа было обычным: в школах, средних учебных заведениях заканчивались выпускные экзамены, в национальном педагогическом училище должен был состояться четвертый выпуск учителей.
22 июня голос диктора Левитана объявил по радио о вероломном нападении фашистской Германии на Cоветский Союз. Война разрушила мирную жизнь. 23 июня в Салехарде на площади около Дома ненца собралось на митинг более четырех тысяч человек. Каждый из выступавших и присутствующих готов был пойти на фронт. 13 июля 1941 года состоялись первые проводы мобилизованных на фронт. Многие не дождались отцов и мужей. Их места заняли женщины, девушки, школьники – подростки. Наши земляки за подвиги в годы войны получили звание Героя Советского Союза…
3. На экране кадры документального фильма “Ленинград”.
(Чтение учителем стихотворения)
Угрюмым заревом озарена, я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…над Ленинградом смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой, но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас граждан Ленинграда, не поколеблет грохот канонад.
И если завтра будут баррикады – мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами станут рядом, и дети нам патроны поднесут.
Мы будем драться с беззаветной силой, мы одолеем бешеных зверей…
Мы победим, клянусь тебе, Россия!
4. Слово “Победа” для каждого человека имеет свой, особый смысл.
С этими словами связаны воспоминания о самой страшной трагедии на Земле, которая унесла миллионы человеческих жизней, жизни тех людей, кто так хотел жить и любить, мечтать и творить, писать стихи и сочинять песни, а также о Великом дне, дне, который стал воистину Великим. О Героях, которые прославили нашу страну, о людях, которые воспевают в своих произведениях геройские подвиги земляков маленького полуострова Ямал.
“День Победы” (отрывок)
Был я мал в ту пору, не был на войне,
Только День Победы помнится и мне.
Явственно доныне помнится и мне,
Как влетел в посёлок вестник на коне.
Как сошлись, волнуясь, наши старики,
Парень с костылями, парень без руки
Слабые …Больные… Вдовы…Ребятня…
Всё равно не помню радостнее дня!
Был я мал в ту пору, не был на войне,
Только День Победы помнится и мне.
Было мне впервые ощутить дано,
Сколько значит слово мощное одно: “Победа!”
(Роман Ругин)
“Вспомним всех поимённо...,
…Горем вспомним своим….
Это нужно не мертвым, это надо живым….”
(Звучит песня “Журавли”, музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова). Анатолий Михайлович Зверев с шестилетнего возраста жил на Ямале, учился в Салехардском педагогическом училище и стал бы человеком самой мирной профессии – педагогом. Но началась война….
В 1943 году добровольцем ушел на фронт… За короткое время он доказал преданность Родине, народу, проявил себя храбрым солдатом, был награжден орденом Красной Звезды и посмертно стал Героем Советского Союза. Именем А.М. Зверева названы улицы Ямальских городов и поселков. А у обелиска на могиле солдата – всегда живые цветы.
Григорий Дмитриевич Лазарев первый хантыйский прозаик, поэт, учитель, участник Великой Отечественной войны, награжден орденами и медалями, родился на Ямальской земле.
И.И. Шульгин участник Великой Отечественной войны, освободитель блокадного Ленинграда, в память об отце Микуль Шульгин написал стихотворение
“Я так горжусь своим отцом”
(отрывок)
Я не забыл, как в старый чум вернулся он из Ленинграда:
Лицо серьезное от дум, и на груди блестят награды…..
И я горжусь отцом своим – не зря, как он, я стал солдатом:
Мы – дети воинов – храним наш мир, спасенный в сорок пятом.
Александр Евстафьевич Звягин в 1943 году был направлен на 1-й Украинский фронт. Александр Евстафьевич совершил 153 успешных вылета. 15 мая 1946 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Николай Васильевич Архангельский стал летчиком 57-го авиационного полка, сделал 220 вылетов. Н.В. Архангельскому было присвоено звание Героя Советского Союза.
14 января 1945 года погиб при выполнении боевого задания.
Иван Васильевич Корольков с 1942 года находился в рядах Красной Армии. Боевой подвиг Корольков совершил в 1943 году при форсировании Днепра, за что получил звание Героя Советского Союза. В мирное время работал учителем.
Вениамин Николаевич Егоров прибыл на фронт в июле 1942 года. За героизм и мужество, проявленные в боях на западном берегу Днепра при освобождении Киева, указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года В.Н.Егорову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В окружной столице на площади Победы имя В.Н.Егорова значится в списке погибших солдат, которые уходили на фронт из города на Полярном круге. А весной 2002 года установлена памятная плита, увековечившая имя еще одного Героя.
Василий Александрович Борисов в действующую армию направлен в январе 1942 года 17-ой авиационной дивизии, используемых для бомбардировки стратегических объектов врага. В.А. Борисов удостоен самых почетных наград страны – двух орденов Ленина, двух орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны I степени,
ордена Трудового Красного Знамени, многих медалей. На площади Победы в Салехарде в память о Герое Советского Союза Василии Борисове, отдавшем несколько лет трудовой жизни нашему округу, установлена памятная плита.
Петр Яковлевич Панов был зачислен в 726 отдельный истребительный противотанковый дивизион. За проявленное мужество и отвагу в тяжелых боях на Орловско-Курской дуге Петру Яковлевичу Панову 7 августа 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза.
- А сейчас попробуйте дать волю своим мыслям, чувствам, эмоциям. Доверьтесь своей руке….
6. На доске написаны слова: Победа, война, блокада, Ленинград, хлеб, фронт, мама, чум, солдат, возвращение, судьба, голод, детство, Родина, любовь, земляки, память, душа, дети, радость, цветы, возвращение, мир, тундра, взрывы, огонь, салют, волнение, тревога, радость, чувство, стоны.
(Дети читают слова, которые написаны на доске и выписывают “теплые” слова в правый столбик, а “холодные” слова в левый столбик, звучит музыка…)
Цель: ученики обдумывают каждое слово, запоминают его написание, рождаются ассоциации, включается в работу подсознание).
7. Учитель:
- Сейчас я прочту вам отрывки из стихотворений наших знаменитых поэтов Ямала. Я буду читать, а вы выбирайте те слова, словосочетания, которые вам понравились, тронули душу, старайтесь их записывать, или просто внимательно слушать и запоминать. (Можно раздать отпечатанные стихотворения детям).
У обелисков
У обелисков голову склоняю, где нет имён, одни лишь только даты…
Кто здесь лежит? – Я этого не знаю. Но знаю я – в бою легли солдаты,
Чтоб над отчизной голубело небо, чтоб золотились мирные поля,
Чтоб у детишек было вдоволь хлеба, чтоб на земле со всеми жил и я.
Забвения героям павшим нет.
Как наша память эти обелиски.
И на гранит кладу я свой букет,
Тем – неизвестным воинам, но близким.
(Прокопий Явтысый)
“Помните!” (отрывок)
…В те давние года, когда война трубила над страною,
Ямал не слышал грохотанья бомб,
И тундра не качалась под ногами.
Но голод сколотил свой бастион,
И люди побывали в тех сраженьях,
Где выжить было – как шагнуть в бессмертье,
Ох, счастье это выпало не всем… Трудом своим победу приближая,
Шли, падали и поднимались ненцы,
И на ветру от голода качались их словно невесомые тела,
И в явь мою, и в сны вошла навечно та женщина…
Как веха на пути, как памятник на пьедестале тундры она стояла.
И рука была протянута ко мне торчащей веткой,
А губы двигались едва – едва…. (Леонид Лапцуй)
“Земляки”
(отрывок)
…Земляки! Мы – в природном родстве!
И, шагая тропинкою трудной, помню вас…
Вы и в свежей листве, снежинках, летящих над тундрой…
Сколько вас полегло, земляки, в той войне – беспощадной и страшной,
Чтобы нас не сломили враги, чтобы день не вернулся вчерашний…
Чтоб земля сберегла для людей материнскую щедрую силу,
Чтоб счастливых ребят и парней в поколеньях грядущих растила…
И земляк для меня - только тот, кто душою слукавить не может,
Кто для Родины милой живет, а придется – и голову сложит!
“Память о войне”
Память о войне во мне осталась, и ничем ее не отскрести.
Все при мне, что в детстве мне досталось перевидеть и перенести.Хлебные едва увижу крошки - вспомню, как в лихие времена
Мать, собрав, глотала их с ладошки, будто целовала их она.Я теперь и сам уже не молод, но и нынче, в мирной тишине,
Зимний холод, мимолетный голод мне напоминают о войне.Много лет прошло, но если нынче женский плач услышу в стороне, -
По какой бы ни было причине, он напоминает о войне.
(Роман Ругин)
“Материнские слезы”
(отрывок)
…Прошла война, утихли грозы…и стало будто бы теплей…
Но почему я вижу слезы в глазах у наших матерей?
Слезами залита планета, ты каждой каплей дорожи…Идут года, взрослеют дети… о, материнская слеза!
Всю жизнь нам неизменно светят любимой матери глаза.
“Мне помнится”
(отрывок)
…Без углов и без окон, узок чум, как нора.
Ловит звезды, как око, дымовая дыра…Я в одежде рыбацкой уже на ногах.
Мама хлеб разломила, стол придвинула мне:
Старший сын я – кормилец, наш отец на войне.
Бой гремит в Сталинграде, взрывы, смерть и огонь….
Леонид Лапцуй
8. Обмен листочками (с соседом по парте).
(Дописывают соседу свои слова, близкие состоянию души).
9. Итак, слово “Победа”…
Попытайтесь назвать одним словом своё душевное состояние, когда вы слышите это слово… Запишите слово на листок..
10. Чтение слов вслух, которые записали во время мастерской: после прослушивания отрывков стихотворений, просмотра фрагмента фильма, фонограмм.
- Выберите из всех слов то, которое близко по состоянию вашей души.
Запишите его.
11. Чтение неоконченных фраз с доски
(Цель: помощь детям в их творчестве, написании стихотворений, сочинений, предложений и т.д.).
Нам эта вера помогала жить…
А вечерами с наступленьем тьмы…
И молча сына вспоминая…
65 лет прошло, а сердцу больно…
На могилу робко положила горсть родной земли…
Сколько вас полегло, земляки, в той войне…
В руках моих мальчишеских был хлеб…
Ямал не слышал грохотанья бомб, но…
Вспомним всех поименно…
12. Аутотренинг. (Звучит тихая спокойная музыка)
Цель: снятие тревожности, создание атмосферы взаимопонимания и заинтересованности, развитие творческих способностей, умений и мотивации.
…Сложите ладони лодочкой, так, чтобы между ними осталось пространство. Хорошо. Теперь представьте себе, что между ладонями у вас оказался маленький теплый светящийся шарик. Почувствуйте, какой он мягкий, теплый, пушистый, светится каким - то светом.…Чтобы лучше представить себе этот свет, можете закрыть глаза. А теперь оставьте этот шарик в правой руке и протяните эту руку соседу справа, а левой рукой прикройте такой же шарик в руке соседа слева. Хорошо. Вы снова чувствуйте этот тёплый светящийся шарик в вашей правой руке. Ваш светящийся шарик – кусочек энергии, который поможет вам собраться с мыслями, настроит вас на творчество. Ваши слова будут складываться в словосочетания, словосочетания – в предложения, а из предложений будет рождаться текст.
13. Творчество ребят (письменная работа).
(Звучит спокойная музыка.)
14. Чтение написанного вслух (учителем или самими детьми).
15. Итог занятия. Звучит фонограмма песни “День Победы”
Любить Отечество велит
природа, Бог,
А знать его – вот честь,
достоинство и долг.
(Древняя рукопись Тобольского музея)
Литература
- Журнал “Ямальский меридиан” №2, 2005г.
- Окунев А.А. Как учить, не уча.
- Фёдорова Л.Ф. Северные родники.
- Фёдорова Л.Ф. Ямальский калейдоскоп.
- Журавель Н.М. Краеведение ЯНАО
- Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Культура народов Ямала, 2002г.
- Исторический атлас ЯНАО, М.: Изд-во ДИК.