Классно-урочная система, которая является в текущем моменте основной формой организации учебного процесса, превратилась в главный тормоз развития всей системы образования. В классе 25–30 учащихся. Учитель планирует работу по своему учебному предмету, вовсе не планирует высокого уровня знаний по этому предмету каждым учеником. Планируется не индивидуальная работа с каждым ребёнком и достижение каждым высокого уровня знаний, а составляются тематические и поурочные планы прохождения учебного материала, различные виды самостоятельных и контрольных работ, которые в целом должны обеспечить разнообразие методов обучения.
Между технологией и методикой есть существенное различие. Технология предполагает такую переработку материала, чтобы, в конечном счёте, получился продукт заданных качеств.
В учебном процессе, согласно традиционной методике, планируется работа с классом, а не с каждым учеником в отдельности. При таком планировании класс, как целое, продвигается вперёд, а отдельные ученики могут отставать, что и происходит на самом деле.
Чем обширнее и сложнее становится программа обучения, тем чаще и сильнее происходит отставание учащихся, по самым разным причинам. Отставание, недоучивание детей становится нормой школьной жизни для значительной части учащихся, и что самое страшное, с этим смирились учителя, а это –тупиковая ситуация, которая требует немедленного решения.
Своевременное изучение, полнота знаний, высокий качественный уровень овладение изучаемым материалом превращается из общего правила, из нормы – в исключение.
И, естественно, учитель опять в поиске. Как учить? Нам известны авторские методики, принесшие популярность Шаталову В.Ф., Хазанкину А.С. и других авторов. Эти методики освоены многими учителями и успешно применяются, точнее их элементы. Технология коллективного способа обучения, автором и проводником в жизнь которой является Дьяченко В.К., впитала в себя всё лучшее из этих методик, и показала совершенно новый подход к обучению, а именно, непрерывную передачу знаний. Новый способ обучения должен строиться не только на сотрудничестве и взаимопомощи учащихся, но может быть, ещё в большей мере на самостоятельной работе учащихся с учебником, книгой, программой (составленной именно для него), карточкой и т. д.
Эта технология позволяет приучать учащихся систематически изучать новые темы самостоятельно и прибегать к помощи учителя, только в тех случаях, когда в этом есть необходимость. Таким образом, коллективизм и самостоятельная работа с книгой – это два непрерывных вида деятельности одного и того же учебно-воспитательного процесса. Если такой учебно –воспитательный процесс в школе появится, то это будет гарантией её выхода из кризиса.
Таким образом, новая технология предоставляет возможность:
- учить детей в соответствии с их способностями, их трудолюбием, желанием, интересами;
- вести обучение в естественных условиях, без принуждения, без искусственной спешки и торможения;
- решить задачу подготовки детей к содержательному общению и плодотворной работе друг другом.
- обучать по каждой новой теме, которой он владеет, того из учеников, кто следует за ним вплотную.
Пример наиболее часто используемого алгоритма работы на уроке.
1.Используя опорный конспект, ученик (или учитель) излагает новую тему тому, кто приступает к её изучению.
Золотое правило: как можно меньше слов, и как можно больше информации, необходимой в данной ситуации.
Конечно, эти качества не вырабатываются сразу и не передаются по наследству.
2. Ученик, получивший новую тему, перерисовывает опорный конспект и ставит вопросы своему ученику –преподавателю.
3. Ученик читает соответствующий текст ( по изучаемой теме) в учебнике и ищет ответы, сформулированные в программе- вопроснике, готовится на них отвечать.
4. Обучаемый отвечает ученику –преподавателю на его вопросы и на вопросы программы-вопросника, излагает новый материал по опорному конспекту своему “учителю”. Идёт проверка готовности к преподаванию
(теперь есть два учителя).
5. Решаются, указанные в программе-вопроснике, задачи самый трудоёмкий и продолжительный этап, предполагающий наличие большого количества дидактического материала с образцами решений.
6. Проверяются решения устных и письменных задач и примеров, ведётся обучение новой теме тех, кто берётся за её изучение.
Контроль! Хорошо учатся ни те, кто умнее, а те, кого приучили к самоконтролю.
7. Проводится контрольная работа с последующей сдачей зачёта, выполняются дополнительные задания при необходимости, а также решаются более сложные задачи.
Необходимо точно определить, что и когда делает ученик, успешно завершивший работу над темой.
У него есть три варианта дальнейших действий:
1) подготовить к контрольной работе очередника;
2) продвигаться вперёд по программе;
Учебник, программа- вопросник и опорные конспекты –
единый комплекс учебно-методических материалов. Обучение учеников друг другом система гибкая и подвижная, она сочетает возможности дорогостоящего, индивидуального обучения с малоэффективным традиционным. Согласно новой технологии, ко всем учащимся предъявляются одни и те же требования, все они должны быть проверены по каждому разделу изучаемой науки, но организация этой проверки, конкретные условия, в которых проверка происходит, могут быть различными. Чтобы всех учеников сравнительно быстро проверить и получить о каждом наиболее полную информацию, которая необходима для эффективного последующего обучения, нужно немалое искусство. Но это не даёт основания путать искусство, в котором многое учителю подсказывает его интуиция, с технологией, которая строится на научной основе, хотя её осуществление может оказаться более или менее искусным, мастерским или, напротив безыскусным, грубым. Приступая к работе, необходимо освоить частные методики, позволяющие качественно изменить подход к изучению любой темы.Блок: “Неравенства” – 44ч
Основная цель: выработать умения решать неравенства первой степени с одним неизвестным, линейные неравенства и системы неравенств.
Темы блока: 1. Линейные неравенства с одним неизвестным..
2.Неравенства второй степени с одним неизвестным.
3. Рациональные неравенства.
Под блок №1 “Линейные неравенства с одним неизвестным” – 13ч
План прохождения под блока:
- Лекция ( с повтором на 8 уроках ),П.В. -1.
- Семинарские занятия ( работа в группах ).
- Тренажёры: ВТ № 11-25- контроль учителя (№ 23-25),
- Тест.
- И.З. ( по необходимости)
- Зачёт (контрольная работа, собеседование по П.В. –1, работа в качестве консультанта).
ВОЗ-1 № 27-29 – взаимоконтроль,
ВОЗ –2 № 34-44 – выборочный контроль,
ВОЗ –3 № 49-62- самоконтроль.
План прохождения под блока № 3:
- Лекция, П. В. –3.
- Работа с учебным текстом.
- Тренажёры:
ВОЗ –1 ( № 127-133) – проверка по решебнику;
ВОЗ – 2 ( № 137-149)- взаимоконтроль;
ВОЗ –3 ( № 152-157) – самоконтроль, с последующей проверкой учителем;
ВОЗ –4 ( № 160-168 ) – проверка по решебнику;
И.З.- ( по необходимости).
а) рассмотри, на чём основан
метод интервалов;б) составь алгоритм для решения неравенств методом интервалов;
в) разбери и запиши в тетрадь примеры 1-4;
г) реши № 127-133, применяя метод интервалов, – проверка по решебнику.
а) выясни, какие неравенства относятся к рациональным;
б) каким равносильным неравенством его можно заменить, чтобы применить уже известный метод интервалов;
в) запиши примеры 1-3;
г) выполни № 137-149, взаимоконтроль, с последующей проверкой учителем.
а) записать примеры 1-2 в тетрадь;
б) решить №152-157- сдать работу на проверку.
а) выясни разницу между строгими и нестрогими неравенствами;
б) запиши примеры 1-4;
в) выполни №160- 168;- проверка по решебнику.
Если успешно, перейди к следующей теме.
П.В.-1 “Линейные неравенства с одним
неизвестным”.
а) Определение неравенства;
б) Что значит решить неравенство;
в) Что является решением неравенства;
г) Рассмотреть примеры 1-2;
д) Выполнить № 11-25, уметь объяснить любое из неравенств.
2.Рассмотри п.1.2:
а) Запиши примеры 1 –2;
б) Выполни № 27-29-взаимоконтроль.
3.Прочти п. 1.3.
а) Выучи определение, ответь учителю;
б) Выучи утверждения 1-4 ;
в) Рассмотри примеры 1-3;
г) Выполни № 34-44- выборочный контроль(умей объяснить
любой из них).
4.Изучи п. 1.4
а) Что называют системой неравенств?
б) Что значит решить систему неравенств?
в) Рассмотри примеры 1-3;
г) Реши № 49-62- самоконтроль.
5.Тест.
6. Зачёт (контрольная работа, собеседование по П.В.-1,
работа в качестве консультанта)
Если успешно, перейди к П.В.-2
П.В.-2 “Неравенства второй степени с одним неизвестным”.
- Прочти п. 2.1 :
- Прочти п. 2.2,
а) Ответь на вопросы №63;
б) Реши № 65-71- взаимоконтроль.
а) Запиши примеры 1-2 как образцы;
б) начни составление конспекта по тексту;
в) Ответь на вопросы № 72;
г) Выполни № 73-87- выборочный контроль.
3.Прчти п. 2.3 :
а) Продолжи составление конспекта;
б) Запиши примеры со стр.26;
в) Выполни № 93-98,подготовься объяснить любой из них.
4.Прочти п. 2.4:
а) Закончи составление конспекта, предъяви на проверку;
б) Ответь на вопросы № 99-100;
в) Запиши примеры со стр. 29;
г) Выполни № 102-105- получи оценку учителя.
5.В п.2.5 рассмотри примеры 1-3,выполни № 107- 117.
6. Выполни контрольную работу №1.
Если успешно, перейди к П.В.-3.