Конспект урока литературного чтения в 4-м классе по учебнику В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.Ф. Климановой "Родная речь"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Продолжить знакомство детей с творчеством А.Платонова, напомнить об уже известных им произведениях.
  • Научить определять тему, главного героя, идею произведения.
  • Формировать умение давать оценочные суждения поступкам главного героя, формулировать свою мысль.
  • Учить свободно ориентироваться в тексте.
  • Воспитывать положительные качества личности.

Оборудование: портрет писателя, 2 слайда с отрывками рассказов; иллюстрации: комбайна, трактора, плуга, сохи, бороны, рушника.

Ход уроков

1 урок.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Краткий пересказ М.М.Зощенко "Ёлка".

III. Объявление темы.

-Продолжит раздел "Страна далёкого детства" рассказ Андрея Платоновича Платонова. С этим автором вы уже знакомы. Какие произведения Платонова вы можете вспомнить по отрывкам:

  • слайд 1: - Теперь я сам знаю про всё! - сказал Афоня. - Иди домой, дедушка, ты опять, должно, спать захотел: у тебя глаза белые: Ты спи, а когда умрёшь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из своего праха.
  • слайд 2: - Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди! - Мать поцеловала Артёма в лоб, и он пошёл один.

Оглянулся на мать: она стояла на месте и смотрела на него.

Артёму хотелось заплакать, вернуться к ней, но он опять пошёл вперёд, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артёма, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна.

-Правильно, на слайде 1 отрывок из рассказа "Цветок на земле", а на слайде 2 отрывок из рассказа "Ещё мама". Платонов - это псевдоним автора. Настоящая фамилия - Климентов. Он родился 1сентября 1889 года в Воронеже. Выдающийся писатель отечественной литературы XX века, талант которого долгое время оставался "невостребованным". Печатали его произведения очень мало, скупыми дозами. Помогли писателю поддержка Горького и Шолохова, знаменитых писателей. Сам Андрей Платонович участник Великой Отечественной войны. Через 100 лет со дня его рождения на родине писателя, в Воронеже, торжественно отмечали юбилей. Пущена электричка "Андрей Платонов".

- Посчитайте, сколько лет назад родился писатель. В 2009 году было 200 лет со дня его рождения.

-Подумайте, почему так долго живут в памяти народа его произведения?

IV. Вступительная беседа.

- В своих произведениях Платонов пишет о людях труда, о связи человека с природой. Что вы знаете о том, как раньше вручную выращивали хлеб?

- В то время не было машин, которые теперь помогают человеку посадить и собрать хлеб. Вместо тракторов и комбайнов (иллюстрации) человеку приходилось всё делать вручную. Чтобы вспахать целое поле пользовались плугом (иллюстрация), тащили плуг животные - лошадь или вол или пара волов. Рассмотрите иллюстрацию. Животные лишь помогали тащить плуг, а человек должен был налегать на него с большой силой, чтобы плуг глубоко врезался в землю и вспахивал её. Но земля вздымалась большими кусками и после вспахивания приходилось её боронить, то есть разбивать большие куски земли тяпкой, граблями, бороной (иллюстрация). Некоторые из этих инструментов знакомы тем, у кого есть приусадебный участок.

ФИЗМИНУТКА

- Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, но чтобы вам всё было понятно, разберём значение некоторых слов, ведь описываются события, которые происходили очень давно.

V. Словарно - лексическая работа.

уморился - сильно устал

кооперация - особая форма организации труда, при которой много людей совместно участвуют связанных между собой процессах труда

осерчал - обиделся

лемех плуга - железная режущая землю часть плуга

мгла - полная темнота

прах - мелкие сухие частицы земли

паровое поле - поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков и удобрения почвы

бадья - широкая бочка

рушник - длинное полотенце с вышивкой по краям (иллюстрация)

коврига - испечённая буханка хлеба

былинка - травинка, колос

межа - канавка между грядками

соха - примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли

кочедык - шило для изготовления лаптей

прясло - изгородь

колхоз - коллективное хозяйство у крестьян

озимое поле - поле, засеваемое осенью. Растения на таком поле зимуют под снегом.

мотыжить - разбивать крупные комья земли

малодушные стебельки - здесь: еле живые

VI. Чтение произведения учителем.

VII. Беседа по восприятию.

- Кто главный герой рассказа? (мальчик Митя)

- Сколько ему лет? (7)

- Можно ли сказать, что Митя поступил как взрослый человек?

- Почему? (Детям его возраста свойственно играть, бегать, веселиться, не задумываясь над серьёзными вещами)

- Хотелось бы тебе дружить с героем этого рассказа? Почему? Что тебе нравится в Мите?

VIII. Домашнее задание.

Перечитать рассказ, подчеркнуть слова, которые показывают, что описанные события относятся к прошлому, а не к современности.

- Подумайте, что могло произойти дальше. Как вам хочется закончить рассказ?

Своя концовка.

2 урок:

I. Проверка домашнего задания.

- Когда происходят события, описанные в рассказе? (Давно, в начале XX века)

- Докажите словами текста.

II. Чтение произведения учащимися по частям и их анализ. Диалоги читают сильные ученики по ролям.

III. Анализ произведения.

Вопросы к первой части:

- Что помнил о дедушке Митя?

- Что случилось с дедом Мити?

- Понимал ли Митя значение слова "смерть"?

- Прочитайте по ролям диалог матери с сыном (со слов " - А где дедушка?" до слов ":а то ты у меня маленький")

- Почему Митя с боязнью посмотрел на мать после их разговора? - прочитайте, докажите словами из текста.

- Легко ли жилось их семье после смерти мужчин? - Докажите словами из текста.

- Из - за тяжёлого физического труда и плохо развитой медицины люди в те времена жили намного меньше, чем сейчас. Особенно тяжело приходилось тем семьям, в которых рано умирали мужчины. Ведь вся тяжесть мужской работы падала на плечи женщин и детей.

- Какой вывод сделал для себя Митя, наблюдая, как тяжело приходится матери?

- Расскажите, как Митя решил вырасти поскорее?

- Поняла ли мать стремление Мити скорее вырасти?

- Как отреагировал Митя?

- Как вы думаете, почему?

- Как мама понимала роль Мити в семье в этот момент?

Вопросы ко второй части рассказа:

- Какие вещи нашёл Митя в старом сарае?

- О чём он думал, глядя на них?

- Зачем Митя взял тяпку?

Вопросы к третьей части рассказа:

- Пригодилась ли Мите тяпка?

- Прочитайте, зачем он стал рыхлить землю?

- Почему он стал копать землю руками?

- Чему была удивлена учительница, увидевшая работающего Митю?

- Как вы думаете, почему Елена Петровна обняла Митю?

- Как вы понимаете слова "сердце маленькое, а большое"?

- Кто помог Мите спасти хлеб?

- А вы бы стали помогать Мите на его поле? Почему?

- Найдите в третьей части слова, которые объясняют, что толкнуло Митю к такому мужскому поступку? ("- Я маму всё время люблю, мне работать не скучно")

- Настоящая любовь заключается в том, что бы помогать людям, которых любишь, в желании и стремлении сделать их жизнь легче, радостнее.

ФИЗМИНУТКА

- Давайте проследим, как настоящая любовь помогла героям рассказа: Митя любил маму, поэтому стал ей помогать в тяжёлой работе, для этого он помог хлебу вырасти в засуху, а ребята с учительницей помогли Мите.

- Ребята, как вы теперь можете объяснить: что значит "любить" человека?

- Любить людей - значит помогать им. Можно ли сказать, что это главная мысль этого рассказа?

- Давайте, теперь определим тему. О чём этот рассказ? (О том, как мальчик рано повзрослел, познавал нелёгкую крестьянскую жизнь)

- Запишите в тетрадь: дата: автор: название: тема:главный герой:. главная мысль:

- Как бы вам хотелось самим закончить рассказ, какую концовку придумали вы дома?

IV. Итог.

- Как главная мысль рассказа связана с его названием? (Помогая хлебу выстоять в засуху, Митя помогал своей матери, которую очень любил)

- Как вы понимаете, что такое "мужской характер"?

- Можно ли сказать, что у главного героя рассказа "Сухой хлеб" мужской характер? Почему?

- Запишите в тетрадь: мужской характер - способность на себя взять самое трудное, сложное, самостоятельность.

- В ком из ребят ты наблюдал качества характера Мити?

- Хотел бы ты включиться в события, описанные в рассказе? В качестве кого?

- Как бы вы определили тему произведений Платонова, с которыми мы познакомились на уроках литературного чтения?

- Нравится ли тебе отношение автора к людям?

V. Домашнее задание.

Выучить автора, название, тему, главного героя и главную мысль рассказа.