Цели урока:
- Продолжить знакомство детей с творчеством А.Платонова, напомнить об уже известных им произведениях.
- Научить определять тему, главного героя, идею произведения.
- Формировать умение давать оценочные суждения поступкам главного героя, формулировать свою мысль.
- Учить свободно ориентироваться в тексте.
- Воспитывать положительные качества личности.
Оборудование: портрет писателя, 2 слайда с отрывками рассказов; иллюстрации: комбайна, трактора, плуга, сохи, бороны, рушника.
Ход уроков
1 урок.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Краткий пересказ М.М.Зощенко "Ёлка".
III. Объявление темы.
-Продолжит раздел "Страна далёкого детства" рассказ Андрея Платоновича Платонова. С этим автором вы уже знакомы. Какие произведения Платонова вы можете вспомнить по отрывкам:
- слайд 1: - Теперь я сам знаю про всё! - сказал Афоня. - Иди домой, дедушка, ты опять, должно, спать захотел: у тебя глаза белые: Ты спи, а когда умрёшь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из своего праха.
- слайд 2: - Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди! - Мать поцеловала Артёма в лоб, и он пошёл один.
Оглянулся на мать: она стояла на месте и смотрела на него.
Артёму хотелось заплакать, вернуться к ней, но он опять пошёл вперёд, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артёма, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна.
-Правильно, на слайде 1 отрывок из рассказа "Цветок на земле", а на слайде 2 отрывок из рассказа "Ещё мама". Платонов - это псевдоним автора. Настоящая фамилия - Климентов. Он родился 1сентября 1889 года в Воронеже. Выдающийся писатель отечественной литературы XX века, талант которого долгое время оставался "невостребованным". Печатали его произведения очень мало, скупыми дозами. Помогли писателю поддержка Горького и Шолохова, знаменитых писателей. Сам Андрей Платонович участник Великой Отечественной войны. Через 100 лет со дня его рождения на родине писателя, в Воронеже, торжественно отмечали юбилей. Пущена электричка "Андрей Платонов".
- Посчитайте, сколько лет назад родился писатель. В 2009 году было 200 лет со дня его рождения.
-Подумайте, почему так долго живут в памяти народа его произведения?
IV. Вступительная беседа.
- В своих произведениях Платонов пишет о людях труда, о связи человека с природой. Что вы знаете о том, как раньше вручную выращивали хлеб?
- В то время не было машин, которые теперь помогают человеку посадить и собрать хлеб. Вместо тракторов и комбайнов (иллюстрации) человеку приходилось всё делать вручную. Чтобы вспахать целое поле пользовались плугом (иллюстрация), тащили плуг животные - лошадь или вол или пара волов. Рассмотрите иллюстрацию. Животные лишь помогали тащить плуг, а человек должен был налегать на него с большой силой, чтобы плуг глубоко врезался в землю и вспахивал её. Но земля вздымалась большими кусками и после вспахивания приходилось её боронить, то есть разбивать большие куски земли тяпкой, граблями, бороной (иллюстрация). Некоторые из этих инструментов знакомы тем, у кого есть приусадебный участок.
ФИЗМИНУТКА
- Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, но чтобы вам всё было понятно, разберём значение некоторых слов, ведь описываются события, которые происходили очень давно.
V. Словарно - лексическая работа.
уморился - сильно устал
кооперация - особая форма организации труда, при которой много людей совместно участвуют связанных между собой процессах труда
осерчал - обиделся
лемех плуга - железная режущая землю часть плуга
мгла - полная темнота
прах - мелкие сухие частицы земли
паровое поле - поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков и удобрения почвы
бадья - широкая бочка
рушник - длинное полотенце с вышивкой по краям (иллюстрация)
коврига - испечённая буханка хлеба
былинка - травинка, колос
межа - канавка между грядками
соха - примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли
кочедык - шило для изготовления лаптей
прясло - изгородь
колхоз - коллективное хозяйство у крестьян
озимое поле - поле, засеваемое осенью. Растения на таком поле зимуют под снегом.
мотыжить - разбивать крупные комья земли
малодушные стебельки - здесь: еле живые
VI. Чтение произведения учителем.
VII. Беседа по восприятию.
- Кто главный герой рассказа? (мальчик Митя)
- Сколько ему лет? (7)
- Можно ли сказать, что Митя поступил как взрослый человек?
- Почему? (Детям его возраста свойственно играть, бегать, веселиться, не задумываясь над серьёзными вещами)
- Хотелось бы тебе дружить с героем этого рассказа? Почему? Что тебе нравится в Мите?
VIII. Домашнее задание.
Перечитать рассказ, подчеркнуть слова, которые показывают, что описанные события относятся к прошлому, а не к современности.
- Подумайте, что могло произойти дальше. Как вам хочется закончить рассказ?
Своя концовка.
2 урок:
I. Проверка домашнего задания.
- Когда происходят события, описанные в рассказе? (Давно, в начале XX века)
- Докажите словами текста.
II. Чтение произведения учащимися по частям и их анализ. Диалоги читают сильные ученики по ролям.
III. Анализ произведения.
Вопросы к первой части:
- Что помнил о дедушке Митя?
- Что случилось с дедом Мити?
- Понимал ли Митя значение слова "смерть"?
- Прочитайте по ролям диалог матери с сыном (со слов " - А где дедушка?" до слов ":а то ты у меня маленький")
- Почему Митя с боязнью посмотрел на мать после их разговора? - прочитайте, докажите словами из текста.
- Легко ли жилось их семье после смерти мужчин? - Докажите словами из текста.
- Из - за тяжёлого физического труда и плохо развитой медицины люди в те времена жили намного меньше, чем сейчас. Особенно тяжело приходилось тем семьям, в которых рано умирали мужчины. Ведь вся тяжесть мужской работы падала на плечи женщин и детей.
- Какой вывод сделал для себя Митя, наблюдая, как тяжело приходится матери?
- Расскажите, как Митя решил вырасти поскорее?
- Поняла ли мать стремление Мити скорее вырасти?
- Как отреагировал Митя?
- Как вы думаете, почему?
- Как мама понимала роль Мити в семье в этот момент?
Вопросы ко второй части рассказа:
- Какие вещи нашёл Митя в старом сарае?
- О чём он думал, глядя на них?
- Зачем Митя взял тяпку?
Вопросы к третьей части рассказа:
- Пригодилась ли Мите тяпка?
- Прочитайте, зачем он стал рыхлить землю?
- Почему он стал копать землю руками?
- Чему была удивлена учительница, увидевшая работающего Митю?
- Как вы думаете, почему Елена Петровна обняла Митю?
- Как вы понимаете слова "сердце маленькое, а большое"?
- Кто помог Мите спасти хлеб?
- А вы бы стали помогать Мите на его поле? Почему?
- Найдите в третьей части слова, которые объясняют, что толкнуло Митю к такому мужскому поступку? ("- Я маму всё время люблю, мне работать не скучно")
- Настоящая любовь заключается в том, что бы помогать людям, которых любишь, в желании и стремлении сделать их жизнь легче, радостнее.
ФИЗМИНУТКА
- Давайте проследим, как настоящая любовь помогла героям рассказа: Митя любил маму, поэтому стал ей помогать в тяжёлой работе, для этого он помог хлебу вырасти в засуху, а ребята с учительницей помогли Мите.
- Ребята, как вы теперь можете объяснить: что значит "любить" человека?
- Любить людей - значит помогать им. Можно ли сказать, что это главная мысль этого рассказа?
- Давайте, теперь определим тему. О чём этот рассказ? (О том, как мальчик рано повзрослел, познавал нелёгкую крестьянскую жизнь)
- Запишите в тетрадь: дата: автор: название: тема:главный герой:. главная мысль:
- Как бы вам хотелось самим закончить рассказ, какую концовку придумали вы дома?
IV. Итог.
- Как главная мысль рассказа связана с его названием? (Помогая хлебу выстоять в засуху, Митя помогал своей матери, которую очень любил)
- Как вы понимаете, что такое "мужской характер"?
- Можно ли сказать, что у главного героя рассказа "Сухой хлеб" мужской характер? Почему?
- Запишите в тетрадь: мужской характер - способность на себя взять самое трудное, сложное, самостоятельность.
- В ком из ребят ты наблюдал качества характера Мити?
- Хотел бы ты включиться в события, описанные в рассказе? В качестве кого?
- Как бы вы определили тему произведений Платонова, с которыми мы познакомились на уроках литературного чтения?
- Нравится ли тебе отношение автора к людям?
V. Домашнее задание.
Выучить автора, название, тему, главного героя и главную мысль рассказа.