(Обобщающий урок)
Основные цели урока:
- дидактическая: закрепить и обобщить знания учащихся по теме
- воспитательная: используя игровую форму урока, продолжать работу по формированию у учащихся интереса к предмету.
Для данной игры потребуются : плакаты, можно использовать компьютер, карточка-счетчик баллов, карточка с заданиями для последнего конкурса, ордена, вырезанные из картона на шнурке.
Сегодня всех мы приглашаем на математическое шоу.
Какой же раздел нас интересует?
Разгадайте шараду.[4]
Из чисел вы мой первый слог возьмите,
Второй из слова «гордецы».
А третьим лошадей вы погоните,
Четвертым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый,
Последней буквой в алфавите является шестой,
А если отгадаешь ты все верно,
То в математике раздел получишь ты такой.
(Три-го-но-ме-три-я)
Начнем шоу с игры:
«Сильное звено».
За каждый правильный ответ ученик приписываете себе 1 балл.
Учитель поднимает шестерых учащихся и задает им вопросы.
- Центральный угол, опирающийся на дугу, длина которой равна радиусу окружности, называется...
- Выразите 1 рад в градусах.
- Ордината точки, полученной поворотом точки (1,0) вокруг начала координат на угол называется...
- Дайте определение cosα.
- Отношение синуса угла α к его косинусу называется...
- Чему равно:
- Основное тригонометрическое тождество.
На плакате. - Верно ли утверждение: ?
На плакате. - Верно ли утверждение:?
- Чему равно: ?
На плакате. - Верно ли утверждение: ?
Вопрос-шутка.[4] - Что кружится, что ложится
И на землю, и на крыши,
И о чем поэт зимою
По ночам поэмы пишет?
Это первое словечко, а второе просто «на».
Ну, а третье? Угадайте,
Что бежит по проводам?
Напиши, что получилось?
И прочти наоборот.
Не запутайся, читая,
Слово задом наперед.
(Снег-на-ток кот-ан-генс)
Итог игры. Лучшему игроку: « Вы самое «сильное звено»!».
А сейчас мы переходим к следующей игре.
Брейн-ринг.
Класс делится на две команды (по полтора ряда), заранее выбранный капитан, определяет, кто идет к доске. Каждый ученик решает только один пример. За верно выполненное задание дается 3 балла. Учитель ставит баллы тем, кто решает задания на месте раньше тех, кто отвечает у доски. В конце игры капитан проверяет правильность решения и с помощью ключа составляет имя известного математика.
Упростите выражение
Вариант 1
1)
2) .
3) .
4) .
5) .
Ключ
0 | |||||||||
Р | Э | Р Т | А | Л | К | Д | Й | Е | Е |
Вариант 2
1) .
2)
3) .
4) .
5).
Команды справились с заданием. Составлены имена математиков.
Идет проверка на компьютере.
Теперь мы можем приступить к новой игре.
Кто хочет стать миллионером?
Первый этап игры - это «Отборочный тур». На компьютере или на плакате предлагается задание. Приложение 1 ,слайд 1,2. За 1,5 минуты дописать предложенные тригонометрические формулы. Ребята выполняют задание на листах. Учитель собирает первые 10 работ, выбирает 3 лучшие. Эти ребята идут к доске. На компьютере сначала проверяют задания «Отборочного тура» Приложение 1, слайд 3 (ученики меняются листочками: за верно выполненное задание ставят 2 балла). Затем появляются задания для ребят у доски. Приложение 1 ,слайд 4. Каждый выбирает задание по своим силам.
Задача №3 - [5(а)]
Первый участник игры пишет и сразу объясняет решение, оставшиеся двое готовятся.
В ходе изучения формул приведения ребятам было предложено стихотворение:
сколько взяли раз?
Если четное число,
Постоянно ее величество (функция),
Коль нечетное вы взяли,
Все на свете потеряли-
Значит, все наоборот,
В царстве том переворот.
(функция меняется на кофункцию)
Знак функции приведенной совпадает
Со знаком исходной.
Задания решены. «Спасибо, - говорит учитель, - вы - миллионеры».
А теперь, как и во всяком уважающем себя шоу, - рекламная пауза. Двое мальчиков изображают свои страдания у доски, а две девочки поют под магнитофон. (Мотив песни «Орлята учатся летать»)
Ребята учатся считать,
Им салютует радость боя,
В глазах стремление такое,
Ничем ребят не испугать.
Ребята учатся считать.
Ребята учатся решать.
То прямо к солнцу, в пламень знаний,
То камнем падая устало,
И начиная жизнь опять,
Ребята учатся решать.
Затем одна из девочек предлагает разгадать шараду. [3]
Привычное слово кудлатой наседки
Поставьте на первое место.
На месте втором посмотрите-ка - нота,
Важна для любого оркестра.
На третьем - одна одинокая буква,
Пятнадцатая в алфавите.
Один из волос на мордашке котенка
На месте четвертом. Прочтите.
(ко-си-н-ус)
Выходит учитель. Спрашивает мальчиков:
-Ну что, формулы выучили?
-Да.
Обращение к зрителям:
-Скажите, можно ли выучить все тригонометрические формулы?
-Нет!
-Тогда мы идем к вам, - говорит учитель, держа в руках толстую книгу «Тригонометрия».
Наша следующая игра:
Умники и умницы
«Теоретикам» задаются вопросы. За правильные ответы вручаются «ордена» (1 балл). Три человека, получившие наибольшее количество орденов, вызываются к доске. Ученикам предлагаются три прямоугольника: зеленого цвета (в процессе решения можно сделать две ошибки), желтого (допускается одна ошибка), красного (ошибаться нельзя). (За безошибочное решение дается 5 баллов). Задания записаны на прямоугольниках.
Вопросы «теоретикам»
1) Чему равен ?
2) Чему равен ?
3) Выразите sin α через tg .
4) Выразите cos α через tg .
5) Выразите tg α через tg .
Вручены ордена за правильные ответы. Отобраны «агонисты». Они выбирают задания на прямоугольниках определенного цвета. «Агонист», выбравший зеленый прямоугольник начинает решение первым. Остальные готовятся у доски.
1. Зеленый прямоугольник. [5(б)]
Возможно ли равенство:
, где m>0, n>0.
2. Желтый прямоугольник. [5(в)]
Упростить выражение:
.
3. Красный прямоугольник. [5(г)]
Доказать тождество:
.
И, наконец, мы приступаем к завершающему этапу нашей шоу-программы.
Большие гонки.
Ребята считают количество баллов, полученных ранее. Перед каждым учеником карточка с заданиями. Номер варианта соответствует номеру столбца. Ученик начинает выполнять задания с того примера, номер которого соответствует его количеству баллов.
1 | sin(-α) | cos(-α) | tg(-α) | ctg(-α) |
2 | cos | sin | cos 0 | sin 2 |
3 | tg 0 | ctg | sin | cos |
4 | ctg 60° | tg 45° | cos 30° | sin 0° |
5 | sin 270° | cos 235° | tg 405° | ctg 300 ° |
6 | cos | tg | ctg | sin |
7 | sin 2α | cos 2α | tg 2α | ctg 2α |
8 | sin (α+β) | ctg (α+β) | tg (α+β) | cos (α+β) |
9 | cos23α-sin23α | |||
10 | tg (α-β) | cos (α-β) | sin (α-β) | ctg (α-β) |
11 | 1+ tg2α | 1+ctg2α | ||
12 | sinα+sinβ | cosα+cosβ | sinα-sinβ | cosα-cosβ |
13 | 1-sin2α | 1-cos2α | cos2α-1 | sin2α-1 |
14 | ||||
15 | cos x=0 | sin x=1 | cos x= -1 | sin x= -1 |
16 | cos x=1 | cos2x= - 1 | sin x=0 | |
17 | sinα·cosβ | sinα·sinβ | cosα·cosβ | sinα/(1+cosα) |
18 | tg 3α | sin 3α | cos 3α | |
Определите знак выражения | ||||
19 | sin100°·sin132°∙ | cos210°∙sin115° | cos285°cos3 | tg112°sin165 |
Подводятся итоги урока. Ребята сдают карточки- счетчики баллов.
В результате каждый ученик за урок получает 2-3 оценки.
Решение задач. (Приложение 2).
Литература
- Альхова З. Н., Макеева А. В. Внеклассная работа по математике Саратов: Лицей, 2003.,стр. 106, 107.
- Сост. Л. В. Гончарова. Предметные недели в школе - Математика Волгоград: Учитель, 2004.
- Авт.-сост. Н. М. Ляшева и др Математика: открытые уроки. 5, 6, 9, 11 классы. Вып. 2.- Волгоград: Учитель, 2007. стр.69, 70.
- Перельман Я. И. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел. Издательство Русанова, состав. 1994. стр. 142,143.
- Мерзляк А. Г.Полонский В. Б., Рабинович Е. М., Якир М. С. Тригонометрия: Задачник к школьному курсу.- М.:АСТ-ПРЕСС: Магистр-S, 1998.
а) № 1.497, стр. 93.
б) № 1.9(л), стр. 8.
в) № 1.550(в), стр.109, 110.
г) № 1.729, стр. 139.