Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Современное образование должно развивать способности и умения учащихся самостоятельно добывать знания. Академик Александр Львович Минц говорил: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу которая не может плавать».

Психологами доказано, что значительно лучше – скорее и прочнее – учениками запоминаются те знания, которые были добыты собственными силами. Поэтому каждый учитель задаётся вопросами: где, когда и при каких условиях рождается мысль? Что может заставить ученика задуматься? Как сделать процесс обучения интересным, значимым для ребёнка? Наука уже дала на них ответы, предложив школе технологию проблемного обучения.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога ДЖ. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён на игровую и трудовую деятельность. Занятия чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Для реализации проблемной технологии необходимы:

  • отбор самых актуальных и сущностных задач
  • определение особенностей проблемного обучения
  • личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную способность у ребёнка.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследования проблем, творчески применяют и добывают знания.

Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

Предлагаю вашему вниманию урок в 1 классе по теме «Величины. Длина.», основанный на технологии проблемного обучения, учебник Л.Г. Петерсон.

Урок математики в 1-м классе.

Тема: Величины. Длина.

Цель: формирование готовности к саморазвитию и самообразованию.

Задачи:

  1. помочь учащимся найти принципы измерения длин отрезков.
  2. познакомить с различными единицами измерения длины.
  3. научить практически измерять длину в сантиметрах.
  4. развивать логическое мышление, мыслительные операции: обобщение, анализ, сравнение.
  5. воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Сосчитать от 1 до 11, от 19 до 12.

Назвать последующее число 14, предыдущее число 5.

На сколько каждое предыдущее меньше последующего?

На сколько последующее число больше предыдущего?

Назовите соседей числа 9?

Какое число стоит между 5 и 7, 16 и 18?

Если считать справа налево, то которым по счёту будет число 19?(вторым)

2. Составьте равенство по рисункам.

5+2=
+=
=
=

Каким математическим свойством воспользовались?

Назовите в равенствах целое и части.

Как найти целое? Часть? 

3. Установите закономерность и найдите значение выражений:

2+6–5=
1+7–6=

 – Какое выражение следующее? (0+8–7)

 – Что интересного заметили? (первое слагаемое уменьшается, второе слагаемое увеличивается, вычитаемое увеличивается, результат уменьшается)

– Почему так происходит? (уменьшаемое 8 постоянно, вычитаемое увеличивается, следовательно, разность уменьшается)

4. Подберите схему к задаче и решите её:

У Бори 4 машины, а у Вовы – на 1 машину больше. Сколько машин у Вовы?

(условие, вопрос, схема, выражение, решение – 1 ученик у доски, остальные – в тетради)

III. Актуализация знаний.

Посмотрите на рисунки (на доске рисунки с изображением детей, которые переливают воду из сосуда в сосуд, измеряют линейкой, взвешивают)

Дети совершают одно и тоже действие. Что они делают? Измеряют что? (величину)

Что такое величина? (это то, что можно измерить и результат записать числом)

С какой величиной из трёх вы знакомы? (длина)

Сегодня мы поговорим об измерении длины, а для этого отправимся в путешествие.

Для этого мне понадобится 4 помощника.

IV. «Открытие» нового.

Купец – ездит по разным странам, возит разные товары: шёлк, атлас, масло, кувшины. Сегодня он привёз замечательный товар – ленты.

Вот 4 страны: Лилипутия, Мумми-Троллей, Хоббитов, Зелёных Гномов. (раздаю названия 4 помощникам)

Не так-то просто попасть в любую страну. Её охраняют стражники, они берут плату с каждого товара (показываю на учеников у доски). Чем больше товара, тем больше плата. Сколько привёз товара купец? Измерьте и скажите плату. Вот этот товар для страны Лилипутии, вот этот для страны Хоббитов, этот для страны Мумий-Троллей, этот для Зелёных Гномов. (раздаю ленты стражникам, в странах измеряют разными мерками).

Измеряйте. Остальные жители, помогите стражникам.

После измерения мерки на доску.

Что у вас получилось? А у вас? Сколько раз уложилась мерка?

Ничего себе? (показываю одинаковую длину ленты)

Как так получилось?

Купец привёз одинаковые по длине ленты, а плата получилась разная? Может быть вы хотите обмануть купца? Помогите бедному купцу. Кто понял, поему так получилось? Что же делать? (измерять одинаковыми мерками). И вот тогда будет справедливо! Спасибо помощникам.

Вы прямо «семи пядей во лбу». Прочитайте. Кто-нибудь знает, что такое пядь? В старину пядью называли вот такое расстояние (показываю ширину ладони). Покажите свою пядь. Так говорили о человеке, у которого.был большой лоб, а значит он был умным, конечно это преувеличение, но так я вас похвалила.

В древности на Руси использовали для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе: пядь; размах руки (сажень); длина сустава большого пальца (дюйм). Как называется сказка, в которой героиня ростом с дюйм?; шаг, длина ступни (фут). Но одной из самых распространённых единиц длины был локоть, то есть расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.

Давайте попробуем измерить товар купца локтями, ладонями, шагами. Какие получились результаты? (разные)

А помните мультфильм «38 попугаев»? (просмотр)

У героев тоже получились разные результаты? Почему? (разные мерки)

Каждый себе проговорите что делать, чтобы получить одинаковые результаты. Сравните с тем, что написано на доске:

«Надо измерять величины одинаковыми мерками»

V. Закрепление.

1. Сейчас люди используют общие для всех стран единицы измерения. Одной из них является сантиметр.

Где можно найти сантиметр?(линейка, сантиметровая лента, рулетка)

Учебник с.1 №4

Линейку прикладывать так, чтобы начало отрезка совпало с началом отсчёта на линейки (то есть с нулём).

Чему равна длина отрезка ДЕ? (5 см) МК? (3 см) (спросить нескольких ребят)

2. А теперь измерьте длину.

  • 1 ряд – красных полосок (16 см)
  • 2 ряд – зелёных (10 см)
  • 3 ряд – жёлтых (12 см)

Почему у нас получились одинаковые результаты? У 1 ряда, 2 ряда, 3 ряда? (измеряли линейками)

На линейке какая мерка? (см)

Значит, чтобы получить одинаковый результат выполняя измерения длины нужно брать…? (см)

3. Начертите в тетради отрезок длиной 4 см.

4. Ребята, мы забыли про купца!

Что вы ему скажите? Как измерить товар, чтобы было справедливо?(надо измерять линейкой на которой см)

«Предлагаю метровые линейки» (4 штуки)

Измерьте ещё раз ленты.

Сколько получилось? А у вас?....

Ну вот, теперь справедливо. Спасибо!

Сколько всего см отмечено на больших линейках? 100 см

100 см – это 1 м.

Зачем такие длинные линейки нужны?

Про такие крупные единицы измерения длины вы узнаете на следующих уроках.

VI. Д/з

с.2 №1, №2.

Занятие подошло к концу.

Вы хорошо поработали, молодцы! Спасибо!

Литература :

  1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.- М.: Знание, 1983.
  2. Булгаков В.И. Проблемное обучение – понятие и содержание // Воспитание школьников.-1985, №8
  3. Идеи Дж.Дьюи и Чикагская лаборатория школы // Цирлина Т.В. На пути к совершенству. – М.: Сентябрь, 1997.
  4. «Школа 2000» Математика для каждого : технология, дидактика, мониторинг. / Дорофеев Г.В. Выпуск 4. – М. : УМЦ «Школа 2000», 2002.
  5. Немов Р.С. Психология . – М. : Гуманист Издательство центр Лодос, 2003. – 640с.