Информационные технологиии в начальной школе как фактор развития творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных теорий

Разделы: Информатика


XXI век - эпоха информационного общества.

Проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому - повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни.

Уже сейчас нужны подготовленные для работы в новых условиях люди. Необходимость в них еще более возрастет в самое ближайшее время.

Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от развития личностных особенностей ребенка до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения.

Компьютерные технологии, будучи продуктом нашего времени и его непременным атрибутом, не могут не участвовать в процессе становления личности. Компьютер значительно расширил возможности предъявления информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Под использованием "новых информационных технологий" в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы "основам информатики", а комплексное преобразование "среды обитания" учащегося, создание новых средств для его развития и активной творческой деятельности. <Слайд 1> (см. презентацию.)

Вектор развития современного школьника со всей очевидностью, смещается в сторону усиления самостоятельной составляющей получения знаний субъектом образования и сориентирован на персонифицированную модель обучаемого, на самостоятельное добывание знаний с удаленных информационных ресурсов (региональные и глобальные сети), на оптимальное сочетание коллективного и индивидуального обучения.

Проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы, немыслимых и невозможных при традиционных методиках. Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в самых разных масштабах, от класса до Internet, создание интерактивных обучающих программ и тренажеров - все это вместе открывает перед обучающимися такой спектр учебных действий, обращение к которому полностью видоизменяет лицо учебного процесса.

Направления использования компьютеров, информатики и ИТ в образовании заключаются в следующем:

  • объект изучения начиная со школьного звена,
  • средство автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой и научной деятельности.

Элементы создаваемой информационной среды Российского образования:

  • ориентированная на каждый уровень и тип образования методология компьютерной поддержки учебного процесса,
  • базовая телекоммуникационная аппаратно-программная среда для массового доступа к отечественным и зарубежным информационным ресурсам,
  • инструментальные компьютерные средства для эффективного индивидуального обучения,
  • информационные ресурсы накопления, хранения и распространения знаний,

инфраструктура информатизации для оптимального функционирования и развития образования. <Слайд 2>

Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Такое понимание использования компьютера имеет гуманитарный развивающий характер.

Способов применения информационных технологий, способствующих развитию творчества, много: от компьютерного конструирования, моделирования и постановки виртуальных экспериментов до овладения новой терминологией.

В совокупности с появлением специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных справочников и энциклопедий, организацией сетевых коммуникаций в самых разных масштабах, от класса до Internet, созданием интерактивных обучающих программ и тренажеров - это даёт возможность полностью видоизменить лицо учебного процесса.

Что в свою очередь позволяет развить у детей комплекс умений, включающий понимание, интерпретацию, классификацию, анализ, обработку, синтез, представление, регистрацию и применение полученной информации.

Педагогическая практика показывает реализуемость этого в методике начального обучения.

Именно в этом возрасте возрастает эффективность направленного влияния компьютерных и информационных технологий на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности. <Слайд 3>

Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий в школе, можно выделить следующие:

Первый аспекткомпьютер как объект изучения. Это характерно, прежде всего, для курса “Основы информатики и вычислительной техники” (ОИВТ).

Второй аспекткомпьютер как средство обучения, т.е. своеобразный “учитель”. В таком качестве компьютер используется как в курсе ОИВТ, так и при изучении других учебных дисциплин (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.).

Третий аспект - компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим. Программное обеспечение учебного назначения, позволяющее использовать компьютер в таком качестве, объединяется общим названием: компьютерные учебные (учебно-игровые) среды.

Компьютерные среды значительно облегчают реализацию психолого-педагогически обоснованных методов с использованием поэтапного формирования умственных действий, что может приводить не только к повышению эффективности обучения, но и ускорению формирования умения самостоятельно ставить задачу и находить способ ее решения, т.е. способствует формированию учебной деятельности. <Слайд 4>

Остановимся подробнее на возможностях применения компьютера в начальной школе.

Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Учитывая, что основным видом деятельности детей 7-9 лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет ребенку в обучении и появится положительная мотивация усвоения знаний.

Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Но, как мы знаем у детей различные уровни мышления. Поэтому учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

В-третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Кроме того:

  1. Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются компьютером, но становятся в значительной степени частным делом учащихся, а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель становится более свободен и позитивен в своем отношении к детям.
  2. Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно контролировать и активизировать этот процесс.
  3. Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное внимание каждому отдельному ученику.

Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным. <Слайд 5>

Компьютер позволяет:

  • усилить мотивацию ребенка к обучению. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление задач по степени трудности, поощрение правильных решений, позитивно сказывается на мотивации.
  • кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ребенок получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.
  • компьютер позволяет существенно изменить способы управления игровой и учебной деятельностью ребенка, погружая его в определенную игровую ситуацию, давая возможность запросить определенную форму помощи, излагая материал с иллюстрациями, графиками и т.д.

Родители и педагоги обязаны научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.

Поэтому одна из главных целей развивать познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживая интерес к обучению. <Слайд 6>

Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

Использование огромного модуля прикладных программ способствует:

  • активизации внимания ученика, заинтересованности в правильном получения ответа или создании графического изображения.

Умение создать условия непринужденности и заинтересованности у детей с помощью персонального компьютера позволяет:

  • использовать дополнительные возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Такая организация занятий помогает в более короткое время вспомнить и закрепить те изобразительные приемы, которые известны детям с раннего возраста.

Развивающее значение ЭВМ для развития способностей детей очень велико.

Применение компьютеров:

  • создает определенный эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии творческого начала.

Использование различных форм и приемов работы с персональным компьютером позволяет ребенку:

  • активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает увидеть новое решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат его творческой деятельности приобретает большую выразительность.

Существует большое количество компьютерных программ, предназначенных для развивающего обучения ребенка. Такие программы обучения направлены на развитие различных познавательных способностей детей. Сложность определяется тем, что, с одной стороны, необходимо стремиться к развитию творческих способностей детей, а с другой - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме. Основная цель этих занятий научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои идеи с помощью компьютера.

Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения, по мнению многих специалистов, является процесс рисования. Мнение современных ученых: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознает себя в нем. Предварительно изобразив событие, ему легче рассказать о нем. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать так же необходимо, как и разговаривать.

Поэтому общее знакомство с компьютерами, одной из первой самостоятельной творческой работы для детей является рисование на экране дисплея. Дальнейшее развитие предполагают игру и моделирование различных процессов и ситуаций. Психологи и педагоги все более склоняются к пониманию широких возможностей персонального компьютера в развитии творческих способностей детей. <Слайд 7>

Стратегически начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности.   Общеучебные компетенции, сформированные в начальной школе, должны реализоваться впоследствии на всех ступенях образования. <Слайд 8>

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных технологий.

Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: 

  • в рамках урочной деятельности со всеми учащимися;
  • в дополнительном образовании с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. 

Идеальным является наличие в учреждении двух направлений работы:

  • на уроке;
  • в дополнительном образовании,

что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и способности.

Обычно такая деятельность протекает в творческой  эмоционально положительной обстановке, когда каждая новая проблема вызывает взрыв идей по их решению, а огорчение наступает от услышанного звонка с урока. Ребята уходят с занятия, но продолжают обсуждение, думают над следующими этапами своей работы. Если к проектной деятельности учащихся подключается учитель начальной школы – классный руководитель или предметник, то процесс творчества продолжается: на уроках русского языка и литературного чтения, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, музыки, проектных часах. <Слайд 9>

Курс “Ученическое проектирование как важнейшая социальная компетентность в современном обществе” для первой ступени обучения реализуется в рамках проектного модуля “Конструируем или играем?” является интегрированным на уровне содержания обучения. Он включает несколько модулей по различным предметным областям:

  • логика;
  • алгоритмика;
  • комбинаторика;
  • изобразительное искусство;
  • оригинальные математические и логические задачи;
  • моделирование окружающего мира.

Объединяющим фактором является конструирование как основной вид деятельности в данном курсе. <Слайд 10>

Основная цель курса:

Формирование у учащегося устойчивого интереса к обучению как необходимое условие достижения остальных целей.

Развивающие цели:

  • получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технических средств;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие организационных навыков (умение формулировать и гипотезы, отбирать методы, планировать деятельность и т.д.)

Учебно-педагогическая задача:

Задача современного образования состоит не просто в сообщении знаний, но и в превращении их в инструмент творческого освоения мира. Одним из механизмов реализации этой задачи является исследовательское обучение. Такой подход ставит целью активизировать обучение, передать школьникам инициативу в организации своего учебного познания.

Задачи:

  • развитие логического мышления;
  • формирование навыков осуществления анализа и синтеза в процессе графического конструирования;
  • развитие творческих компонентов мышления;
  • формирование авторского мышления. <Слайд 11>

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить…” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению. <Слайд 12>

Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Основные требования к использованию метода проектов:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых исследований;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов:

  • определение проблемы,
  • вытекающих из нее задач исследования,
  • выдвижение гипотезы их решения,
  • обсуждение методов исследования,
  • оформление конечных результатов,
  • анализ полученных данных,
  • подведение итогов,
  • корректировка,
  • выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.). <Слайд 13>

Мобилизуя большие затраты умственной деятельности, графическое конструирование и моделирование ускоряет процессы развития пространственного мышления, воображения, развивает умственные способности, наблюдательность детей, чувство гармонии.

Такой подход к организации учебного процесса с использованием современных информационных технологий в начальной школе дает возможность привлечь учащихся к творческой деятельности, что является необходимым условием формирования различных качеств творческого мышления. <Слайд 14>