Анализ программ по разным учебным предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможности эффективного использования процесса интеграции.
Интегрировать – это объединить в одно целое (С.И. Ожегов).
Интегрированные уроки – это «срастания» учебных дисциплин (Т.В. Фоменко, профессор университета).
Интеграция – это процесс, в котором разобщенные элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности. Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют ученые и практики в различных областях знания.
Психологическим основанием процесса интеграции могут являться идеи Ю.М. Самарина об ассоциативном мышлении, сущность которых в том, что любое знание – это система ассоциаций.
Ю.М. Лотман вводит понятие интеграционный механизм.
Предлагаются разные подходы реализации интеграции в содержании образовании: исторический, личностный, социальный, антропологический, культурологический.
Известны разные типы интеграции:
- создание учебных курсов, объединяющих несколько дисциплин одного цикла;
- группировка учебных предметов вокруг общественно значимой проблемы.
Интегрированный урок, способствует личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать рабочее время за счет исключения дублирования и повторов.
На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов.
Цель: формирование устойчивой положительной мотивации у младших школьников.
Задачи:
- Способствовать осмыслению и восприятию знаний.
- Эффективно использовать рабочее время за счет сокращения дублирования и повторов.
При подготовке к таким урокам выполнила:
- Познакомилась с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании.
- Выделила в программе по каждому предмету сходные темы.
- Определила связи между сходными элементами знаний.
- Изменила последовательность изучения тем.
- Спланировала некоторые уроки.
Выделились несколько направлений
Чтение и ИЗО
- Темы. Докучные сказки. Народный промысел. Русская матрешка в осеннем уборе (1 урок).
- Темы. Ф.И. Тютчев. «Листья». Рисование с натуры осенних листьев (1 урок).
- Темы. А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало». «Пейзаж родного края» – рисование на тему.
- Темы. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Иллюстрирование сказки.
- Темы. Л.Н. Толстой. «Акула». Рисование с натуры рыбок.
- Темы. Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». Иллюстрирование стихотворения.
- Темы. Стихи «Здравствуй, Новый год!». Декоративное рисование «Мы готовимся к Новому году».
Окружающий мир и...
- Окружающий мир \ ИЗО. Темы. Природа. Рисование по памяти и по представлению «Прощаемся с теплым летом».
- Окружающий мир \ технология Темы. Природа вокруг нас. (Экскурсия.) Сбор природного материала.
- Окружающий мир \ чтение. Темы. Л.Н. Толстой. «Роса на траве». «Превращение росы». Круговорот воды в природе.
- Окружающий мир \ математика. Темы. Четные и нечетные числа. Обобщение: «Как устроен мир».
- Окружающий мир \ физкультура. Здоровый образ жизни. Совершенствование скользящего шага.
Вывод. Наиболее удачно реализуется идея интеграции на уроках чтения и изобразительного искусства, так как литературный текст, способствует более яркому и образному восприятию действительности, а художественное творчество дает возможность ребенку выразить отношение к литературному произведению в доступной для него форме.
Нетрадиционная ситуация способствует формированию устойчивой положительной мотивации у младших школьников. Интегрированный урок обеспечивает совершенно новый психологический климат в процессе обучения и создает новые условия деятельности учителей и учащихся.
Литература
- Брынкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1–4 классы. М.: Вако, 2004.
- Калашникова Н.Ю. Интегрированные уроки в 1–4 классах. Волгоград: Учитель, 2008.
- Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. (Серия «Учение с увлечением»). Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2004.
- Начальная школа. Журналы.
- Ситникова Т.Н. Интегрированные уроки: 3 класс. М.: Вако, 2008 (Мастерская учителя).
Тема. Ф.И. Тютчев. «Листья»
Рисование с натуры осенних листьев. (Интегрирование чтения и ИЗО.)
Цели: ознакомление с произведениями изобразительного искусства, развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев и веток деревьев, воспитание любви к родной природе, умения восхищаться красотой осенней природы, русского леса, изучить новое стихотворение «Листья», познакомить с краткой биографией поэта, развивать навык выразительного чтения.
Оборудование: репродукция И.И Левитана «Золотая осень», образец педагогического рисунка, стихи на листочке, портрет Тютчева.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня мы продолжим разговор о красоте осени. Тема сегодняшнего урока «Осенние листья».
– Какие задачи мы поставим на урок?
– Нарисовать осенний лист.
– Научиться читать стихотворения.
2. Речевая разминка
Вспомните свои впечатления о солнечном дне осенью. Днем тепло, и солнце из своего поднебесного далека посылает на Землю прощальные лучи. Поэт Ф.И. Тютчев так сказал об этом времени:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера....
- Как вы понимаете слова: хрустальный, лучезарны?
- Лучезарные – сверкающий, сияющий.
2. Вводная беседа
А) Работа по картине
Природа необыкновенна в своих проявлениях. А осенняя природа особенно яркая. Многие из вас восхищались красотой осенней природы. Не остались и равнодушными к этому празднику красок художники и писатели.
Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
– Какое настроение вызывает картина?
– Что вам особенно понравилось?
– Какие краски использовал художник? Как выглядит небо? Речка? Лес?
Она заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляет родную природу. Эту картину по праву можно назвать «энциклопедией русской осени», которую неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах, картинах.
Простым и привычным кажется нам левитанский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
Слева мы видим березовую рощу, справа – лишь отдельные деревья. На наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно – зеленой полосой озими – деревня.
Небо синее. Ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя. Перед вами речка, и кажется, что ее густо – синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нижнему краю полотна. Мазки краски он положил вдоль движения воды, а вертикально в плоскости холста, и вода здесь у него как вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она под кистью художника начала медленное движение.
Перед вами расстилается земля, покрытая, уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотистые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов.
И мы, всматриваясь в картину Левитана, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.
Б) Чтение рассказов
Иван Сергеевич Соколов-Микитов в рассказе «Лес осенью» писал:
«Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-желтых кленов осени. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы...
Хорошо в осеннем лесу».
3. Изучение стихотворения Ф.И. Тютчева
А) Рассказ об авторе.
Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии в семье помещика, родился будущий известный поэт. Еще мальчиком полюбил литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Его стихи посвящены природе, Родине, полюбившиеся многим поколениям. Тютчев – человек пушкинского поколения. Он младше Александра Сергеевича на четыре с половиной года. Однако в конце пушкинской жизни Тютчев как поэт был совершенно неизвестен даже петербургским литературным кругам
Б) Изучение стихотворения
Мы познакомимся еще с одним его стихотворением – «Листья».
- Прослушивание стихотворения.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие чувства вы испытывали при чтении?
- От чьего имени написано стихотворение? (От листьев.)
- Как поэт рассказал о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)
- Прочитайте стихотворение. Приведите примеры, доказывающие это. (Листья говорят о себе: цветем, блестим, гостим, играли с лучами, купались, решают улететь.)
- С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? (Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.)
- Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья? (Зефиры – теплые летние ветры.)
- Это люди в Древней Греции придумали название холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер – как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово – «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идет либо о холодном северном ветре, либо о теплом западном ветре.
- Перечитайте еще раз 3-ю строфу. Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.)
- Кого они просят о помощи? (Ветры.)
- Как надо читать эти строчки? (Надо читать громко, умоляя сделать это.)
- Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении? (В начале стихотворения говорится о соснах, о елях, об их иголках, которые хоть и всегда зеленые, но уже не свежие.)
- Каким тоном надо читать эти строки? Как листья говорят о них? (Они говорят заносчиво, гордясь собой.)
В) Самостоятельное чтение
4. Физкультминутка.
Приседаем столько раз, сколько листиков у нас. Упражнения летающих листиков.
5. Рисование листа
А) Анализ листочков
Не только насекомых. Но и формы растительного мира отличаются особенным разнообразием.
Рассмотрим и сравним по форме листья клена и дуба.
- На какую геометрическую форму похож лист дуба? (Если обобщить его форму, то она всего будет похожа на овал.)
- На какую форму похож лист клена?
- Лист клена имеет еще более сложному форму – форму пятиугольника. Будучи симметричными, листья в то же время, благодаря особенностям внутреннего строения, никогда не выражают полной симметрии. Это имеет большое значение для рисования, так как передача отклоненной от симметричности делает рисунок более убедительным. Не превращая его в декоративный элемент узора.
- Когда мы рисуем с натуры листья, то как раз и не делаем их декоративными. Надо найти в каждом листочке проявления необычности, непохожести. Такими отклонениями могут быть изменения в общей форме листа, в расположении частей. В распределении жилок.
- Что хорошо передать рисунок, надо понимать симметрию симметрия – это гармония, соразмерность, одинаковое или, по-другому, закономерное расположение точек в пространстве. При симметрии одна половина изображаемого предмета является как бы зеркальным отражением другой.
- У каждого на столе лежит лист дуба.
- Обратите внимание на то, что, принимая среднюю жилку листьев как бы за ось симметрии, мы должны передать ее направление и характер изгиба.
Особенности формы листа клена требует большого вашего внимания. Бывает при установлении основных пропорций листа очень трудно выяснить, какие концы листа определяют его общие размеры. Понять форму листа клена вам будет нелегко, если вы не увидите строения листа.
- Посмотрите, сколько основных жилок у листа клена? (Количество основных жилок – 5.)
- Как эти жилки соединены между собой? (Это середина нижней части многоугольника.)
- Как располагаются основные жилки кленового листа? (Все жилки как бы выходят из точки их соединения.)
- Как располагаются жилки у листа дуба? (От основной, центральной, жилки по обе стороны, практически симметрично.)
Б) Педагогический рисунок.
Строя на листе, мы должны помнить то, о чем сейчас говорили.
Лист дуба
- Расположим вертикально и определим общие размеры листа.
- Наметим основные пропорции. После определения обобщенной формы прорисую ось симметрии – главную прожилку. Она пройдет с небольшим наклоном вправо.
- Теперь намечаем остальные главные жилки. Это мелкие жилки, они отходят из разных точек от основной жилки. Здесь также мы будем на вершину каждой из основных жилок одевать «корону». Только эти короны будут по строению более плавными, текучими. Короны плавно соединяются.
- Прорисуйте индивидуальные отличия.
- Отметьте другие, более мелкие жилки, какие-то фрагменты выделите более ярко. Рисунок закончен.
Рисунок клена
- Расположим лист горизонтально и определим общие размеры листа. Наметим основные пропорции. После определения обобщенной формы прорисую ось симметрии – главную прожилку. Она пройдет через середину листа.
- Теперь наметим остальные главные жилки. Все жилки как бы похожи на салют –выходят из одной точки. Передайте красивый изгиб этих жилок и их взаимное расположение.
- Представьте, будто на вершину каждой из основных жилок вы одеваете корону. Плавно соединяете короны между собой.
- Прорисовываем индивидуальные линии листа.
В) Самостоятельная работа.
6. Итог урока
- С репродукцией какого художника вы сегодня познакомились?
- Как называется картина?
- Какое стихотворение мы изучили? Кто автор этого стихотворения?
- Показ листочков.
7. Домашнее задание. Стр. выразительно читать.