Цели:
Обучающая: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков.
Развивающая: развивать речь, умение логически мыслить, анализировать, находить общие признаки, делать выводы.
Воспитательная: развивать умение работать в парах и группе, слушать друг друга.
Средства обучения: раздаточный материал, мультимедийный проэктор, экран.
Ход урока:
1. Организационный момент
СЛАЙД
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
2. Мобилизующий момент
- Сегодня ребята мы отправимся в путешествие к Буквоеду в страну Буквоград. СЛАЙД
3. Актуализация знаний:
- Буквоед хочет узнать , а знаете ли вы какая бывает речь? СЛАЙД
Письменная и устная.
- Из чего состоит наша речь ? СЛАЙД
Наша речь состоит из предложений.
- Из чего состоят предложения? СЛАЙД
Предложения состоят из слов.
- Из чего состоят слова? СЛАЙД
Слова состоят из слогов.
- Из чего состоят слоги ? СЛАЙД
Слоги состоят из букв.
- Как отличить звук от буквы? СЛАЙД
Звук мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим
- Какие бывают звуки? СЛАЙД
Гласные и согласные;
Парные и непарные;
Звонкие и глухие;
Твёрдые и мягкие
- Какую последнюю букву мы изучили?
- Расскажите всё, что знаете о звуках [т], [т,]
Звук [т] – согласный, парный, глухой, твёрдый, звук [т,] - согласный, парный, глухой, мягкий.
4. Постановка темы и целей урока.
- Буквоед принес много разных слов ,а почему именно эти слова и что в них нового я разобраться не могу. Помогите, ребята мне разобраться со словами Буквоеда?
СЛАЙД
Стул, полка, луна, Оля, Ляля.
Это буква [эл,]. Хором!
- Давайте произнесем этот звук. Л
- Воздух задерживается – звук согласный , он не поется встречает преграду зубы, губы и язык, но он произносится голосом значит он звонкий.
- Откройте тетради
СЛАЙД
- Буквоед принес для вас загадки .- Разделим слово ЛИСА на слоги.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? (лиса)
Ли-са (2 слога)
- Давайте поставим ударение в этом слове. Давайте позовем это слово.
Лиса. Ударение падает на слог СА гласный звук а .
- Определим сколько в этом слове замочков и слогов – слияния.
2 слога – слияния ЛИ и СА.
- Составьте звуковую схему слова ЛИСА.
СЛАЙД
- Следующая загадка БуквоедаСЛАЙД
Заставит плакать всех во круг,
Хоть он и не драчун, а (лук)
Разделим слово ЛУК на слоги.
ЛУК (1 слог)
- Давайте поставим ударение в этом слове. Давайте позовем это слово.
ЛУК. Ударение падает на слог Лу гласный звук у .
- Определим сколько в этом слове замочков и слогов – слияния.
1 слога – слияния ЛУ и 1 замочек К.
- Составьте звуковую схему слова ЛУК.
- Какой можно сделать вывод?
СЛАЙД
Звуки [л], [л,] могут быть как твердыми, так и мягкими.
-Раскрасьте букву Л половину зеленым половину синим цветом.
СЛАЙД
Найдём ей место в ленте букв. Звуки [л], [л,] – согласные, значит букву Л мы поместим в синей части ленты букв. (показать её место в ленте).
Пара есть? Нет. Значит, звуки [л], [л,] будут непарные.
- Скажите, какие звуки обозначает буква Л.
Буква Л –обозначает звуки [л], [л,]. Звук [л] - согласный, непарный, звонкий, твёрдый. Звук [л,]- согласный, непарный, звонкий, мягкий.
- На что похожа буква Л?
- Изобразите букву Л с помощью пальчиков.
- Встаньте, изобразите букву Л в паре.
Физминутка
Буквой Л поставим ноги,
Словно в пляске руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается исправно.
Влево, вправо, влево, вправо.
Получается исправно.
-Садитесь.
-Буквоед принес
РАССКАЗ О ТОМ, КАК БУКВА А, О, И, У, Ы ПОДРУЖИЛАСЬ С БУКВОЙ Л
Букве Л давно нравилась песенка буквы А — громкая, протяжная, плавная, но сама она петь не умела.
Однажды буква А, напевая свою песенку, прогуливалась по Буквограду, встретилась с буквой Л и заметила, что она чем-то опечалена.
- Почему ты такая грустная? — спросила буква А.
- Я обозначаю звонкий согласный звук и совсем не умеею петь...— ответила буквы Л
- Я могу спеть вместе с тобой. Вдруг и у тебя получится? Ты согласна? — предложила А.
- Конечно, я согласна! — воскликнула Л. Может быть, поэтому их и назвали «согласными»?
Первой встала буква Л, а буква А пристроилась справа от нее, и они запели:
- ЛА-А-А...
- Так звучит самая простая песенка без слов: ЛА-ЛА-ЛА...
- Тут присоединились буквы О, И, У, и Ы. А с нами с поешь?
- «Конечно спою!» - сказала буква Л.
- И запела ЛО-О-О, ЛИ-И-И, ЛУ-У-У, ЛЫ-Ы-Ы.
СЛАЙД
- Давайте прочитаем слоги с буквой Л
ЛА ЛО ЛИ ЛУ ЛЫ
назовите слог, в котором звук [л,] – мягкий. Докажите.
Ли, потому что буква “и” указывает на мягкость впереди стоящего согласного звука.
АЛ ОЛ ИЛ УЛ ЫЛ
СЛАЙД
-Чтобы снять напряжение с глаз Буквовед приготовил еще зарядку для глаз, попросил внимательно смотреть за предметами, так как он спрятал в этих предметах слова с буквой Л.
СЛАЙД
- Давайте откроем учебник на странице 62 – 63
- Буквоед принес нам сказку. Кто знает что это за сказка?
(Тараканище)
СЛАЙД
- Эту сказку написал чудесный детский писатель Корней Иванович Чуковский. Он писал сказки, песенки стихи для детей в шуточной форме наверное по тому , что он родился 1 апреля в день смеха.
СЛАЙД
(Чтение отрывка из сказки.)
- Буквоед просит назвать слова, которые есть на картинке учебника в которых есть буква Эл. ( слон, лестница, луна, облако, пальмы)
- Чтение слов выделенных черным цветом.
СЛАЙД
- Чтение предложений.
5. Итог урока
СЛАЙД
-Вы успешно справились со всеми заданиями Буквоеда, и наш урок подошёл к концу. Расскажите, чему учились на уроке.
Мы учились различать звуки [л], [л,] и букву Л в словах, учились читать слоги слова и предложения
-Расскажите всё, что узнали о звуках [л], [л,]
Звук [л] - согласный, непарный, звонкий, твёрдый. Звук [л,]- согласный, непарный, звонкий, мягкий.
-Какая буква обозначает звуки [л], [л,]?
Буква Л
6. Рефлексия
Расскажите:
1) что нового вы узнали, путешествуя по Буквограду?
2) что нового вы сделали, путешествуя по Буквограду?
СЛАЙД