Цели урока:
- повторить изученное по теме “Имя прилагательное”;
- совершенствовать умение отличать имя прилагательное от других частей речи, правильно их писать;
- выявить роль имени прилагательного в речи, его функции в текстах – описаниях.
Оформление урока:
- Чуж..й, вещ..вой, пищ..вой, камыш..вый, плюш..вый, ситц..вый, больш…й, ч..рный, ж…лтый
- Песча..ый, деревя..ый, ветре…ый, соловьи..ый, тума..ый, клюкве..ый, дли..ый. румя..ый, лимо..ый
- Русско(английский), дальне(восточный), темно(русый), юго(восточный), кисло(сладкий), каре(глазый), бело(розовый), средне(вековый)
- Текст.
“В разных м..стах над г..ризонтом, точно нарисованные огне..ой кистью, по..вились пол..сы рубинов… и изумрудн… цвета, словно великан ра..бросал по небу павлиньи перья. Мгновение – и они и..чезли, ра.творившись в воздухе. Теперь через весь небосвод кто(то) перекинул яркий хрустальный мост а затем ярко( зеленый) луч рассек темный бархат неба. По небу поп..лзли ф..нтастические огне..ые змеи, ежесекундно меняя форму и окраску. Вихри зелено(синего) пламени охв..тили все небо сошлись в зените и из них выплыла гигант..ая красная птица. Она парила в вышине, ра..кинув широк… крылья из т..нчайших прозрачных лучей.” - “Ромашка”. Вопросы:
Что такое имя прилагательное?
Назовите разряды имен прилагательных, расскажите о них.
Назовите степени сравнения имен прилагательных.
Расскажите о полных и кратких именах прилагательных.
Расскажите о правописании НЕ с прилагательными.
Как определить безударное окончание прилагательных?
Как различить на письме суффиксы -ск- и -к-?
Ход урока
1. Формулирование темы и цели урока.
– Мы изучили большую тему “Имя прилагательное”, узнали много нового и интересного об этой части речи. Сегодня нашей главной задачей будет повторение теоретических сведений об имени прилагательном, совершенствование умения правильно его писать, отличать от других частей речи, закрепление знаний о роли имени прилагательного в речи.
2. а) Игра. Прежде чем обратиться к практической части нашего урока,
необходимо вспомнить теоретические сведения об имени прилагательном. Поэтому
урок мы начнем с разминки и немного поиграем. У меня в руках ромашка, каждый ее
лепесток – это вопрос. Желающие испытать свои знания поднимают руку и сами
выбирают себе задание. Пока мы будем играть, три человека проверят свои
практические знания у доски.
б) Проверка работы у доски, объяснение орфограмм.
3. Работа с текстом.
– Перед вами лежат листочки с текстом. Давайте внимательно прочитаем его.
1 задание: вставьте пропущенные буквы, расставьте там, где надо, знаки препинания. Назовите орфограммы, на которые были пропущены буквы. Приведите 1–2 примера.
- Проверяемые безударные гласные в корне.
- Н и НН в прилагательных.
- Правописание сложных прилагательных.
- Правописание окончаний прилагательных
- -ск-, -к- в суффиксах прилагательных.
- Проверяемые согласные в корне.
- Правописание приставок на -з, -с.
– В каких предложениях вы поставили знаки препинания? Почему?
– Однородные члены предложения, сложное предложение.
2 задание: укажите разряды прилагательных.
– К какому типу речи относится текст. Докажите.
– Описание. В тексте говорится о признаках предмета, используются прилагательные, помогающие нарисовать предмет.
– А о чем идет речь, что является темой текста?
– Северное сияние
– Как вы это определили, ведь автор прямо не называет это явление природы?
– По описанию, по средствам художественной выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты – привести примеры)
5. Изображение северного сияния (слайды, фотографии).
– Посмотрите на изображение северного сияния. Верно ли писатель изобразил это удивительное явление природы?
– Верно, здесь и разноцветные полосы, и зелено-синее пламя, и огненная птица. Вместо красок автор пользуется словом.
– Скажите, а без прилагательных смог бы автор так ярко изобразить северное сияние? Почему? Сделайте вывод о роли прилагательных в речи.
– Не смог бы. Без прилагательных невозможно описать предмет, явление. Прилагательные помогаю выделить нужный предмет по признакам, присущим только ему. Прилагательные помогают передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, явлений, делают нашу речь выразительнее и точнее.
Задание: попробуйте сами составить словосочетания, помогающие красочно описать северное сияние.
Подведение итогов урока, оценка работы учащихся.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Краски северного сияния”.