Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Статистические закономерности модификационной изменчивости"

Разделы: Математика, Биология


Цели урока:

  • применение полученных знаний на практике;
  • закрепление умений и навыков построения вариационного ряда и вариационной кривой;
  • вовлечение обучающихся в активную деятельность;
  • совершенствование умений работы с источниками знаний;
  • совершенствование навыков анализа, обобщения;
  • развитие познавательного интереса к окружающей жизни.

Интеграция: математика и биология

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, инструкционные карты, презентация.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Лабораторная работа “Построение вариационного ряда и вариационной кривой”.
  4. Подведение итогов.
  5. Информация о домашнем задании.
  6. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявление темы и задач урока (слайд 1). Приложение

Эпиграф: “…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…”
Аристотель

(Слайд 2)

Сегодня на уроке вы, используя статистический метод, охарактеризуете модификационную изменчивость признаков человека.

2. Актуализация опорных знаний (слайд 3–6).

Учитель биологии. Генетика – наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов.

2.1 Блиц-опрос.

  • Дайте определение понятия “изменчивость”.
  • Какие два вида изменчивости вам известны?
  • Какая изменчивость называется модификационной?
  • Приведите примеры модификационной изменчивости у человека.
  • Дайте определение понятия “норма реакции”.
  • Какие признаки (качественные или количественные) имеют более широкую норму реакции?
  • Как составить вариационный ряд – ряд изменчивости признака?

Учитель математики. Математическая статистика занимается разработкой методов сбора, описания и обработки опытных данных с целью получения научных и практических выводов.

  • Дайте определение статистической совокупности.
  • Дайте определение генеральной совокупности.
  • Что называется выборочной совокупностью?
  • Как на языке математической статистики называется норма реакции?
  • Что называется вариационной кривой?

2.2 Решение задачи с использованием интерактивной доски

(Слайд 7)

Дана выборка: 1, 1, 1, 4, 3, 1, 5, 2, 2, 4, 4, 5. Постройте вариационный ряд и вариационную кривую. Посчитайте норму реакции (размах вариации) и среднюю величину признака (выборочную среднюю).

1.

Варианты 1 2 3 4 5
Частота 4 2 1 3 2

2.

3. Размах вариации: 5 – 1 = 4

4. Выборочная средняя:

3. Выполнение лабораторной работы (см. инструкционную карту) (слайд 8)

Лабораторная работа представлена в инструкционной карте, которая дается каждому учащемуся. В лабораторной работе рассматриваются проявления модификационной изменчивости у человека (на примере 20 обучающихся данной группы). Лабораторная работа выполняется каждым обучающимся. Работа оценивается двумя оценками: по биологии и по математике.

4. Подведение итогов.

Учитель математики. Мы с вами говорили, что методы, разработанные математической статистикой, применяются в любой области человеческой деятельности. Сегодня мы на конкретных примерах рассмотрели, как математическая статистика помогает решать задачи, рассматриваемые в генетике. Оказывается, в 1835 году бельгийский математик Л. Кетле, изучая изменчивость, отметил, что в вариационном ряду больше встречается особей, у которых величина того или иного признака равна средней или же близка к ней.

Учитель биологии. Знания закономерностей модификационной изменчивости имеют большое практическое значение. Многие считают, что признаки человека определяются генами, другие сводят роль генов к минимуму. Особенно это касается вопросов наследования умственных и криминальных способностей.

Если ребенок обладает какими-то особенностями, он старается выбрать такие условия среды, которые способствуют его развитию.

Конечный результат развития зависит от условий среды – сказывается влияние вредных привычек (курение, алкоголь), влияние положительных или отрицательных факторов (радиация).

5. Информация о домашнем задании (слайд 9).

6. Рефлексия (слайд 10).

Мы предлагаем вам ответит на следующие вопросы. Надеемся на ваши откровенные ответы.

На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Домашнее задание мне кажется легким / трудным

Используемая литература:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. и др. Общая биология, 10 класс. М.: Дрофа, 2005.
  2. Беляев Д.К. Общая биология, 10 класс. М.: Просвещение, 2003.
  3. Гусак А.А. Высшая математика, Минск, Тетра Системс, 2003.
  4. Спирина М. С., Спирин П.А., Теория вероятностей и математическая, М., Издательский центр “Академия”, 2007.

Приложения к уроку: мультимедийная презентация, выполненная в Power Point – “Приложение”.

Приложение 1