Цели урока:
- применение полученных знаний на практике;
- закрепление умений и навыков построения вариационного ряда и вариационной кривой;
- вовлечение обучающихся в активную деятельность;
- совершенствование умений работы с источниками знаний;
- совершенствование навыков анализа, обобщения;
- развитие познавательного интереса к окружающей жизни.
Интеграция: математика и биология
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, инструкционные карты, презентация.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Лабораторная работа “Построение вариационного ряда и вариационной кривой”.
- Подведение итогов.
- Информация о домашнем задании.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявление темы и задач урока (слайд 1). Приложение
Эпиграф: “…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать
знание на деле…”
Аристотель
(Слайд 2)
Сегодня на уроке вы, используя статистический метод, охарактеризуете модификационную изменчивость признаков человека.
2. Актуализация опорных знаний (слайд 3–6).
Учитель биологии. Генетика – наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов.
2.1 Блиц-опрос.
- Дайте определение понятия “изменчивость”.
- Какие два вида изменчивости вам известны?
- Какая изменчивость называется модификационной?
- Приведите примеры модификационной изменчивости у человека.
- Дайте определение понятия “норма реакции”.
- Какие признаки (качественные или количественные) имеют более широкую норму реакции?
- Как составить вариационный ряд – ряд изменчивости признака?
Учитель математики. Математическая статистика занимается разработкой методов сбора, описания и обработки опытных данных с целью получения научных и практических выводов.
- Дайте определение статистической совокупности.
- Дайте определение генеральной совокупности.
- Что называется выборочной совокупностью?
- Как на языке математической статистики называется норма реакции?
- Что называется вариационной кривой?
2.2 Решение задачи с использованием интерактивной доски
(Слайд 7)
Дана выборка: 1, 1, 1, 4, 3, 1, 5, 2, 2, 4, 4, 5. Постройте вариационный ряд и вариационную кривую. Посчитайте норму реакции (размах вариации) и среднюю величину признака (выборочную среднюю).
1.
Варианты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Частота | 4 | 2 | 1 | 3 | 2 |
2.
3. Размах вариации: 5 – 1 = 4
4. Выборочная средняя:
3. Выполнение лабораторной работы (см. инструкционную карту) (слайд 8)
Лабораторная работа представлена в инструкционной карте, которая дается каждому учащемуся. В лабораторной работе рассматриваются проявления модификационной изменчивости у человека (на примере 20 обучающихся данной группы). Лабораторная работа выполняется каждым обучающимся. Работа оценивается двумя оценками: по биологии и по математике.
4. Подведение итогов.
Учитель математики. Мы с вами говорили, что методы, разработанные математической статистикой, применяются в любой области человеческой деятельности. Сегодня мы на конкретных примерах рассмотрели, как математическая статистика помогает решать задачи, рассматриваемые в генетике. Оказывается, в 1835 году бельгийский математик Л. Кетле, изучая изменчивость, отметил, что в вариационном ряду больше встречается особей, у которых величина того или иного признака равна средней или же близка к ней.
Учитель биологии. Знания закономерностей модификационной изменчивости имеют большое практическое значение. Многие считают, что признаки человека определяются генами, другие сводят роль генов к минимуму. Особенно это касается вопросов наследования умственных и криминальных способностей.
Если ребенок обладает какими-то особенностями, он старается выбрать такие условия среды, которые способствуют его развитию.
Конечный результат развития зависит от условий среды – сказывается влияние вредных привычек (курение, алкоголь), влияние положительных или отрицательных факторов (радиация).
5. Информация о домашнем задании (слайд 9).
6. Рефлексия (слайд 10).
Мы предлагаем вам ответит на следующие вопросы. Надеемся на ваши откровенные ответы.
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Домашнее задание мне кажется | легким / трудным |
Используемая литература:
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. и др. Общая биология, 10 класс. М.: Дрофа, 2005.
- Беляев Д.К. Общая биология, 10 класс. М.: Просвещение, 2003.
- Гусак А.А. Высшая математика, Минск, Тетра Системс, 2003.
- Спирина М. С., Спирин П.А., Теория вероятностей и математическая, М., Издательский центр “Академия”, 2007.
Приложения к уроку: мультимедийная презентация, выполненная в Power Point – “Приложение”.