Задачи урока:
- развивать у учащихся приверженность к демократическим принципам, гражданственности, гуманистическим идеалам, терпимости, пониманию многообразия мира и различных культур,
- развивать умение мыслить самостоятельно, творчески, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные мнения,
- формировать критическое мышление.
Методы и приемы:
- чтение повествовательного текста по стопам,
- мозговая атака,
- снежный ком,
- синквейн,
- спич.
Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем: “Счастье каждого человека зависит от счастья не только его народа, но и всех людей на земле”.
Предварительная подготовка: класс делится на четыре группы и получает опережающее задание:
- подготовить страницу телеграфа “Конфликты XX века и их разрешение”, используя иллюстрации учебников истории;
- провести социологический опрос среди учащихся школы на тему “Мое отношение к национализму и конфликтам”, представив его результаты в виде диаграммы;
- составить список пословиц и поговорок, высказываний известных людей, относящихся к проблемам конфликта, национализма.
Ход урока
“Человек, ненавидящий другой народ,
не любит и свой собственный”.
Н.А. Добролюбов
Проблема: зависит ли счастье каждого человека от счастья всех людей на Земле?
На предыдущем уроке мы с вами говорили о конфликтах. Используя хорошо известный нам прием “мозговая атака”, давайте попробуем обобщить наши знания по данной теме. Сначала поработайте в группах, работая над вопросом – какие формы и виды конфликта, способы протекания и способы разрешения конфликтов вы знаете; какие ассоциации возникают у вас в связи с понятием “конфликт”.
После обсуждения в группах руководители групп предоставляют результаты работы, учитель фиксирует его на доске в виде схемы
Итак, тема нашего урока сегодня “Национализм и этнический конфликт”. Мы будем вместе читать рассказ Аркадия Аверченко[1]. Он разделен на несколько частей. Просьба вперед не забегать и не читать весь рассказ сразу.
Справка: Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель конца XIX – начала XX в. В своих рассказах, пьесах, фельетонах карикатурно изображал российский быт и нравы. После 1917 года в эмиграции. Рассказ, который мы с вами будем читать, был опубликован в 1910 году. А какое название он носит, вы попробуете определить сами в ходе прочтения.
Итак, читаем текст.
Купец Пуд Исподлобьев, окончив обед, отодвигал тарелку, утирал салфеткой широкую рыжую бороду, откидывался на спинку стула, ударял ладонью по столу и кричал:
– Чтоб они пропали, чертово семя! Чтоб они заживо погнили все! Напустить бы на них холеру какую-нибудь или чуму, чтоб они поколели все!!
Бледная робкая жена Пуда всплескивала худыми руками и в ужасе широко раскрывала испуганные глаза:
– Кого это ты так, Пуд Кузьмич?
Пуд ожесточенно теребил рыжую бороду.
– Всех этих чертей – французов. Американцев и китайцев. Чтоб знали!
– Да за что же это ты их так?
– Потому – иностранцы. Потому не лезь.
Он сладко улыбался.
– У нас в городу француз булочный магазин завел… Взять бы ночью пойти да сдаля побить ему стекла камением. Стекло дорогое, богемское…
– Да ему ж убыток? – задумчиво возражала жена.
– Пусть. За то и иностранец. Ха-ха-ха! Вчерась я итальянца. Который с фигурами, встретил. Ты, говорю, такой-сякой, чтоб тебя градом побило, патент на право торговли имеешь? В церковь ходишь? Да по корзине его! Народ, полиция; с околоточным потом беседовал. Как в романе.
Жена робко моргала глазами и молчала. Ей было жалко и француза булочника и итальянца, но она сидела тихо. Не шевелясь, и молчала.
Через некоторое время купец Пуд Исподлобьев опять, сидя за обедом, судорожно схватился за свою рыжую бороду и стал кричать:
– Чтоб вас небесным огнем попалило, чтоб вы с голоду все попухли, чтоб вас нутряной червь точил отныне и до века!!
– Французов? – спросила жена.
Пуд Исподлобьев ударил кулаком по ребру стола.
– Нет, брат, не французов! Полячишки эти жидята, татарва разная… Нет на вас, гадов, праведного гнева Божьего!!
– Да они же в России живут все равно! Не наши черти!
Он задумался.
– Вытравить бы их порошком, каким, что ли. Или пилюлей. Потому – иностранцы.
Первая остановка
Просьба не смотреть в текст и ответить на следующие вопросы:
- Что вы видели и слышали?
- Что вы почувствовали, прочитав текст до первой остановки?
- Как вы думаете, какая проблема, поднимается в данном рассказе?
- Почему Пуд Кузьмич зол на иностранцев?
- Кого он считает иностранцами?
- Почему вы так думаете?
Вопросы должны задаваться по одному. Необходимо давать время подумать над каждым вопросом.
Продолжаем чтение до второй остановки. Во время чтения попытайтесь представить картину происходящего в деталях.
Однажды учитель местной гимназии приехал к Пуду Исподлобьеву с подписным листом.
– Что? – угрюмо спросил Пуд.
– Не подпишитесь ли от щедрот своих? Страшное бедствие – голод, болезни, голодный тиф.
– Где? – спросил Пуд
– В Самарской губернии.
– Ходи мимо. Учитель. Пусть дохнут от тифа! Так и надо.
– За что? – изумился учитель.
– Потому – мы рязанские, а они что? Самарцы. Не нашей губернии. Ходи мимо.
– Да что вы такое говорите?! – ахнул учитель. – Разве они не такие же русские, как и мы?
– Нет, – упрямо сказал Пуд. – Не такие. Не пожертвую. Будь еще наши, рязанские. А то какие-то иностранные люди – самарцы.
– Да какие же самарцы иностранные?! Они русские, как и мы с вами.
– Врешь ты, придаточное предложение! Русские, брат, мы – рязанцы!
Учитель внимательно посмотрел на Пуда, покрутил головой и уехал.
Сидели за чаем.
– Человек пришел, – доложила кухарка. – В дворники наниматься.
– Зови, – сказал Пуд Исподлобьев. – Это ты, брат, дворником хочешь?
– Мы.
– А какой ты, тово… губернии?
– Здешней. Рязанской.
– Это хорошо, что Рязанской. А уезда?
– Да уж, какого ж уезда? Уезда мы Епифановского.
– Вон! – закричал купец. – Гони его, кухарка! Наклади ему, паршивцу, по первое число.
– За что ты? – спросила подавленно жена, после долгого молчания.
– Иностранец.
– Царица небесная! Да какой же иностранец?! Наш же, рязанский.
– Знаем мы. Рязанский ~ рязанский, а уезда-то не нашего. Иностранного. Этакий ведь чертяга, убей его громом…
Вторая остановка
Просьба не смотреть в текст и ответить на следующие вопросы:
- Что вы увидели?
- Кто по определению Пуда Кузьмича является истинно русским?
- Так какое название может носить этот рассказ?
- Как вы думаете, что случится далее?
- Почему вы так думаете?
Теперь вы будете читать до третьей остановки. Вы можете догадываться, что в этой истории могут произойти некоторые осложнения. Читая, постарайтесь определить место кульминации, развязки сюжета.
Если бы изобразить поведение купца Пуда Исподлобьева в виде спирали – было бы ясно, что он со страшной быстротой мчался от периферии к центру. Круги делались все уже и уже, и близко виднелась та трагическая мертвая точка, которой заканчивается внутри всякая спираль.
На другой день после изгнания дворника к Пуду приехал в гости купец Подпоясов, живший от него через две улицы.
Пуд вышел к нему и сказал:
– Ты чего шатаешься зря! Гнать я решил всех вас иностранцев. По шеям… нет у меня на вас жалости!
– Пуд Кузьмич! – отшатнулся Подпоясов. – Побойся Господа! Да какой же я иностранец?!
– Бога мы боимся, – сухо отвечал Пуд. – А только раз ты живешь в другом квартале, на другой улице, то есть ты не более как иностранец. Вот вам Бог, вот порог… Иди, пока не попало…
Спираль сузилась до невозможности. Пуду уже было тесно даже у себя дома. Он долго крепился, но, в конце концов, не выдержал…
Однажды позвал жену и детей, злобно посмотрел на них и сказал:
– Пошли вон!
Жена заплакала.
– Грех тебе. Пуд Кузьмич!.. За что гонишь?
– Иностранцы вы, – сказал Исподлобьев. – Нету у меня к вам чувтва, чтоб вы подохли!
– Да какие ж мы иностранцы, Господи ж? Такие же, как и ты. Исподлобьевы…
– Не такие! Я Исподлобьев, а вы – что такое? Иностранцы паршивые… Вон с моих глаз!..
Третья остановка
Итак,
– Произошла развязка сюжета или нет?
– Что вас удивляет в поведении Пуда Кузьмича?
– Как вы относитесь к его поступку?
В принципе рассказ закончен, но автору потребовалось еще около 70 слов.
– Подумав о том, что происходило до настоящего момента в рассказе, попробуйте предсказать как закончится рассказ.
– А как бы вы его закончили?
– Почему?
– Какова главная мысль этого рассказа?
Теперь дочитаем рассказ до конца.
В большом пустом купеческом доме бродил одинокий истощенный Пуд… Он уже не ел несколько дней. А когда жена из жалости приносила ему пищу, он бросал в нее стульями, стрелял из револьвера и яростно кричал:
– Вон, иностранка!!
Так он прожил неделю. К началу второй недели спираль дошла до своей мертвой точки. Пуд Исподлобьев увидел, что и он не более как иностранец. Висел три дня. Потом заметили, сняли с петли и похоронили.
Хоронили иностранцы.
Когда закончат читать спросить:
– Он закончился так, как вы и думали?
– Согласны вы с автором, что этим рассказ и должен был закончиться?
– Как бы вы назвали этот рассказ?
– Как вы думаете, как назвал его автор?
– Почему вы так считаете?
Ознакомьтесь с предложенными цитатами, прочитайте их внимательно. Может ли одна из них служить эпиграфом к данному рассказу? Какая? Почему вы так решили? (Ответы учащихся)
Учитель: Да, пожалуй, самый трудный случай – это решение межнациональных конфликтов. Каждая сторона руководствуется своей правдой, своими историческими фактами.
Булату Окуджаве принадлежат следующие строки:
И оглохнув, и ослепнув в одночасье в день ненастный
Встали все лицом друг к другу, Бога общего моля,
И потом армянской красной и азербайджанской красной,
Только красной, только красной кровью залило поля
В этих строках отражен один из самых тяжелейших конфликтов на Северном Кавказе из-за Нагорного Карабаха. Мы с вами говорили об этом конфликте на уроках истории. Вспомните, в чем суть конфликта? (Учащиеся обсуждают данный конфликт).
Учитель: Там, где льется кровь, торжествует экстремизм. Это слово означает признание людьми насилия и других крайних мер единственными путями решения конфликтов.
– Какие вам известны способы решения конфликтов? (Ответы учащихся: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы.)
А теперь, следующее задание, подготовленное одной из групп. Это конфликты XX века и способы их разрешения в иллюстрациях. Назовем их условно “Телеграф”. Работаем в группах. Вы получаете по два задания:
I. Выписать конфликты: 1 группа – религиозные и этнические |
II. Выписать конфликты, которые 1 группа – удалось разрешить переговорами |
Руководители групп обобщают работу.
Учитель: Итак, большинство конфликтов XX века разрешалось с применением силы, а что думает по этому поводу ваше поколение?
Одна из групп провела социологический опрос среди учащихся 9 – 11 классов нашей школы. Предоставим им слово.
Учащиеся представляют результаты опроса.
Учитель: А знаете ли вы, что за последние пять лет в мире произошло 14 тысяч конфликтов. Погибло 5 миллионов человек, причем гражданского населения больше, чем военных. Помните, Суворов в XVIII веке первый отдавал приказ “Обывателей не трогать”, а “Войну и мир” Л.Н.Толстого? Там есть сцена ранения А.Болконского и его встреча с Наполеоном, когда он пригласил своего собственного врача для оказания помощи Болконскому?
– Что же растеряло человечество за это время, если допускаются братоубийственные войны, в заложники берут детей?
– Какими же принципами надо руководствоваться в жизни?
– Играем в “Снежный ком”. Продолжите фразу: “Если бы от меня зависело разрешение конфликта, то я бы применял принципы…”
Учащиеся выдвигают известные им принципы, повторяя все сказанное ранее.
– отстаивание интересов ненасильственным способом; – дипломатии; – гуманности; – уклонения от прямого столкновения; – терпимости; – многообразия мира и культур; – убеждения; – мирного убеждения разрешения проблем; – нетерпимости к жестокости, насилию; |
– умение идти на компромисс; – переговоров; – посредничества; – духовного обновления; – поиска согласия на основе консенсуса; – признания прав и свобод человека; – уважения мнения оппонента; – толерантности; – добра; – любви. |
А теперь попробуем выразить ваше отношение к этой проблеме через составление синквейна. Работаем опять по группам.
1 группа ключевое слово “насилие”
2 группа – “компромисс”
3 группа – “гуманизм”
4 группа – “человек”
Руководители групп или авторы синквейнов представляют результаты работы.
Учитель: А теперь представим себе, что вы присутствуете при одном из конфликтов XX века. Вы наблюдатель со стороны. С какой речью вы обратились бы к участникам конфликта?
Каждая группа выбирает один из конфликтов (арабо-израильский, карибский кризис, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский и др.). На обдумывание дается две минуты, на речь – 30 секунд. Вы можете использовать текст фрагментов из устава ООН и “Декларации прав человека”. Результат представляет руководитель группы.
Домашнее задание: написать эссе “Мое отношение к национализму”.
Группы оценивают работу свою и друг друга, сопоставляя свои оценки и оценки учителя.
[1] – И.Е.Лебедев “Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания” методическое пособие ИПКРО РТ, Казань, 2004 г.