Урок по истории или внеклассная работа по теме "Национализм и конфликт"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Задачи урока:

  • развивать у учащихся приверженность к демократическим принципам, гражданственности, гуманистическим идеалам, терпимости, пониманию многообразия мира и различных культур,
  • развивать умение мыслить самостоятельно, творчески, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные мнения,
  • формировать критическое мышление.

Методы и приемы:

  • чтение повествовательного текста по стопам,
  • мозговая атака,
  • снежный ком,
  • синквейн,
  • спич.

Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем: “Счастье каждого человека зависит от счастья не только его народа, но и всех людей на земле”.

Предварительная подготовка: класс делится на четыре группы и получает опережающее задание:

  • подготовить страницу телеграфа “Конфликты XX века и их разрешение”, используя иллюстрации учебников истории;
  • провести социологический опрос среди учащихся школы на тему “Мое отношение к национализму и конфликтам”, представив его результаты в виде диаграммы;
  • составить список пословиц и поговорок, высказываний известных людей, относящихся к проблемам конфликта, национализма.

Ход урока

“Человек, ненавидящий другой народ,
не любит и свой собственный”.
Н.А. Добролюбов

Проблема: зависит ли счастье каждого человека от счастья всех людей на Земле?

На предыдущем уроке мы с вами говорили о конфликтах. Используя хорошо известный нам прием “мозговая атака”, давайте попробуем обобщить наши знания по данной теме. Сначала поработайте в группах, работая над вопросом – какие формы и виды конфликта, способы протекания и способы разрешения конфликтов вы знаете; какие ассоциации возникают у вас в связи с понятием “конфликт”.

После обсуждения в группах руководители групп предоставляют результаты работы, учитель фиксирует его на доске в виде схемы

Итак, тема нашего урока сегодня “Национализм и этнический конфликт”. Мы будем вместе читать рассказ Аркадия Аверченко[1]. Он разделен на несколько частей. Просьба вперед не забегать и не читать весь рассказ сразу.

Справка: Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель конца XIX – начала XX в. В своих рассказах, пьесах, фельетонах карикатурно изображал российский быт и нравы. После 1917 года в эмиграции. Рассказ, который мы с вами будем читать, был опубликован в 1910 году. А какое название он носит, вы попробуете определить сами в ходе прочтения.

Итак, читаем текст.

Купец Пуд Исподлобьев, окончив обед, отодвигал тарелку, утирал салфеткой широкую рыжую бороду, откидывался на спинку стула, ударял ладонью по столу и кричал:

– Чтоб они пропали, чертово семя! Чтоб они заживо погнили все! Напустить бы на них холеру какую-нибудь или чуму, чтоб они поколели все!!

Бледная робкая жена Пуда всплескивала худыми руками и в ужасе широко раскрывала испуганные глаза:

– Кого это ты так, Пуд Кузьмич?

Пуд ожесточенно теребил рыжую бороду.

– Всех этих чертей – французов. Американцев и китайцев. Чтоб знали!

– Да за что же это ты их так?

– Потому – иностранцы. Потому не лезь.

Он сладко улыбался.

– У нас в городу француз булочный магазин завел… Взять бы ночью пойти да сдаля побить ему стекла камением. Стекло дорогое, богемское…

– Да ему ж убыток? – задумчиво возражала жена.

– Пусть. За то и иностранец. Ха-ха-ха! Вчерась я итальянца. Который с фигурами, встретил. Ты, говорю, такой-сякой, чтоб тебя градом побило, патент на право торговли имеешь? В церковь ходишь? Да по корзине его! Народ, полиция; с околоточным потом беседовал. Как в романе.

Жена робко моргала глазами и молчала. Ей было жалко и француза булочника и итальянца, но она сидела тихо. Не шевелясь, и молчала.

Через некоторое время купец Пуд Исподлобьев опять, сидя за обедом, судорожно схватился за свою рыжую бороду и стал кричать:

– Чтоб вас небесным огнем попалило, чтоб вы с голоду все попухли, чтоб вас нутряной червь точил отныне и до века!!

– Французов? – спросила жена.

Пуд Исподлобьев ударил кулаком по ребру стола.

– Нет, брат, не французов! Полячишки эти жидята, татарва разная… Нет на вас, гадов, праведного гнева Божьего!!

– Да они же в России живут все равно! Не наши черти!

Он задумался.

– Вытравить бы их порошком, каким, что ли. Или пилюлей. Потому – иностранцы.

Первая остановка

Просьба не смотреть в текст и ответить на следующие вопросы:

  1. Что вы видели и слышали?
  2. Что вы почувствовали, прочитав текст до первой остановки?
  3. Как вы думаете, какая проблема, поднимается в данном рассказе?
  4. Почему Пуд Кузьмич зол на иностранцев?
  5. Кого он считает иностранцами?
  6. Почему вы так думаете?

Вопросы должны задаваться по одному. Необходимо давать время подумать над каждым вопросом.

Продолжаем чтение до второй остановки. Во время чтения попытайтесь представить картину происходящего в деталях.

Однажды учитель местной гимназии приехал к Пуду Исподлобьеву с подписным листом.

– Что? – угрюмо спросил Пуд.

– Не подпишитесь ли от щедрот своих? Страшное бедствие – голод, болезни, голодный тиф.

– Где? – спросил Пуд

– В Самарской губернии.

– Ходи мимо. Учитель. Пусть дохнут от тифа! Так и надо.

– За что? – изумился учитель.

– Потому – мы рязанские, а они что? Самарцы. Не нашей губернии. Ходи мимо.

– Да что вы такое говорите?! – ахнул учитель. – Разве они не такие же русские, как и мы?

– Нет, – упрямо сказал Пуд. – Не такие. Не пожертвую. Будь еще наши, рязанские. А то какие-то иностранные люди – самарцы.

– Да какие же самарцы иностранные?! Они русские, как и мы с вами.

– Врешь ты, придаточное предложение! Русские, брат, мы – рязанцы!

Учитель внимательно посмотрел на Пуда, покрутил головой и уехал.

Сидели за чаем.

– Человек пришел, – доложила кухарка. – В дворники наниматься.

– Зови, – сказал Пуд Исподлобьев. – Это ты, брат, дворником хочешь?

– Мы.

– А какой ты, тово… губернии?

– Здешней. Рязанской.

– Это хорошо, что Рязанской. А уезда?

– Да уж, какого ж уезда? Уезда мы Епифановского.

– Вон! – закричал купец. – Гони его, кухарка! Наклади ему, паршивцу, по первое число.

– За что ты? – спросила подавленно жена, после долгого молчания.

– Иностранец.

– Царица небесная! Да какой же иностранец?! Наш же, рязанский.

– Знаем мы. Рязанский ~ рязанский, а уезда-то не нашего. Иностранного. Этакий ведь чертяга, убей его громом…

Вторая остановка

Просьба не смотреть в текст и ответить на следующие вопросы:

  1. Что вы увидели?
  2. Кто по определению Пуда Кузьмича является истинно русским?
  3. Так какое название может носить этот рассказ?
  4. Как вы думаете, что случится далее?
  5. Почему вы так думаете?

Теперь вы будете читать до третьей остановки. Вы можете догадываться, что в этой истории могут произойти некоторые осложнения. Читая, постарайтесь определить место кульминации, развязки сюжета.

Если бы изобразить поведение купца Пуда Исподлобьева в виде спирали – было бы ясно, что он со страшной быстротой мчался от периферии к центру. Круги делались все уже и уже, и близко виднелась та трагическая мертвая точка, которой заканчивается внутри всякая спираль.

На другой день после изгнания дворника к Пуду приехал в гости купец Подпоясов, живший от него через две улицы.

Пуд вышел к нему и сказал:

– Ты чего шатаешься зря! Гнать я решил всех вас иностранцев. По шеям… нет у меня на вас жалости!

– Пуд Кузьмич! – отшатнулся Подпоясов. – Побойся Господа! Да какой же я иностранец?!

– Бога мы боимся, – сухо отвечал Пуд. – А только раз ты живешь в другом квартале, на другой улице, то есть ты не более как иностранец. Вот вам Бог, вот порог… Иди, пока не попало…

Спираль сузилась до невозможности. Пуду уже было тесно даже у себя дома. Он долго крепился, но, в конце концов, не выдержал…

Однажды позвал жену и детей, злобно посмотрел на них и сказал:

– Пошли вон!

Жена заплакала.

– Грех тебе. Пуд Кузьмич!.. За что гонишь?

– Иностранцы вы, – сказал Исподлобьев. – Нету у меня к вам чувтва, чтоб вы подохли!

– Да какие ж мы иностранцы, Господи ж? Такие же, как и ты. Исподлобьевы…

– Не такие! Я Исподлобьев, а вы – что такое? Иностранцы паршивые… Вон с моих глаз!..

Третья остановка

Итак,

– Произошла развязка сюжета или нет?

– Что вас удивляет в поведении Пуда Кузьмича?

– Как вы относитесь к его поступку?

В принципе рассказ закончен, но автору потребовалось еще около 70 слов.

– Подумав о том, что происходило до настоящего момента в рассказе, попробуйте предсказать как закончится рассказ.

– А как бы вы его закончили?

– Почему?

– Какова главная мысль этого рассказа?

Теперь дочитаем рассказ до конца.

В большом пустом купеческом доме бродил одинокий истощенный Пуд… Он уже не ел несколько дней. А когда жена из жалости приносила ему пищу, он бросал в нее стульями, стрелял из револьвера и яростно кричал:

– Вон, иностранка!!

Так он прожил неделю. К началу второй недели спираль дошла до своей мертвой точки. Пуд Исподлобьев увидел, что и он не более как иностранец. Висел три дня. Потом заметили, сняли с петли и похоронили.

Хоронили иностранцы.

Когда закончат читать спросить:

– Он закончился так, как вы и думали?

– Согласны вы с автором, что этим рассказ и должен был закончиться?

– Как бы вы назвали этот рассказ?

– Как вы думаете, как назвал его автор?

– Почему вы так считаете?

Ознакомьтесь с предложенными цитатами, прочитайте их внимательно. Может ли одна из них служить эпиграфом к данному рассказу? Какая? Почему вы так решили? (Ответы учащихся)

Приложение 1

Учитель: Да, пожалуй, самый трудный случай – это решение межнациональных конфликтов. Каждая сторона руководствуется своей правдой, своими историческими фактами.

Булату Окуджаве принадлежат следующие строки:

И оглохнув, и ослепнув в одночасье в день ненастный
Встали все лицом друг к другу, Бога общего моля,
И потом армянской красной и азербайджанской красной,
Только красной, только красной кровью залило поля

В этих строках отражен один из самых тяжелейших конфликтов на Северном Кавказе из-за Нагорного Карабаха. Мы с вами говорили об этом конфликте на уроках истории. Вспомните, в чем суть конфликта? (Учащиеся обсуждают данный конфликт).

Учитель: Там, где льется кровь, торжествует экстремизм. Это слово означает признание людьми насилия и других крайних мер единственными путями решения конфликтов.

– Какие вам известны способы решения конфликтов? (Ответы учащихся: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы.)

А теперь, следующее задание, подготовленное одной из групп. Это конфликты XX века и способы их разрешения в иллюстрациях. Назовем их условно “Телеграф”. Работаем в группах. Вы получаете по два задания:

I. Выписать конфликты:

1 группа – религиозные и этнические
2 группа – социальные и политические
3 группа – межличностные и имуществен– ные
4 группа – территориальные и региональные

II. Выписать конфликты, которые

1 группа – удалось разрешить переговорами
2 группа – удалось решить силой и властью
3 группа – не удалось разрешить
4 группа – конфликты, в которых участвовала Россия.

Руководители групп обобщают работу.

Учитель: Итак, большинство конфликтов XX века разрешалось с применением силы, а что думает по этому поводу ваше поколение?

Одна из групп провела социологический опрос среди учащихся 9 – 11 классов нашей школы. Предоставим им слово.

Учащиеся представляют результаты опроса.

Учитель: А знаете ли вы, что за последние пять лет в мире произошло 14 тысяч конфликтов. Погибло 5 миллионов человек, причем гражданского населения больше, чем военных. Помните, Суворов в XVIII веке первый отдавал приказ “Обывателей не трогать”, а “Войну и мир” Л.Н.Толстого? Там есть сцена ранения А.Болконского и его встреча с Наполеоном, когда он пригласил своего собственного врача для оказания помощи Болконскому?

– Что же растеряло человечество за это время, если допускаются братоубийственные войны, в заложники берут детей?

– Какими же принципами надо руководствоваться в жизни?

– Играем в “Снежный ком”. Продолжите фразу: “Если бы от меня зависело разрешение конфликта, то я бы применял принципы…”

Учащиеся выдвигают известные им принципы, повторяя все сказанное ранее.

– отстаивание интересов ненасильственным способом;
– дипломатии;
– гуманности;
– уклонения от прямого столкновения;
– терпимости;
– многообразия мира и культур;
– убеждения;
– мирного убеждения разрешения проблем;
– нетерпимости к жестокости, насилию;
– умение идти на компромисс;
– переговоров;
– посредничества;
– духовного обновления;
– поиска согласия на основе консенсуса;
– признания прав и свобод человека;
– уважения мнения оппонента;
– толерантности;
– добра;
– любви.

А теперь попробуем выразить ваше отношение к этой проблеме через составление синквейна. Работаем опять по группам.

1 группа ключевое слово “насилие”
2 группа – “компромисс”
3 группа – “гуманизм”
4 группа – “человек”

Руководители групп или авторы синквейнов представляют результаты работы.

Приложение 2

Учитель: А теперь представим себе, что вы присутствуете при одном из конфликтов XX века. Вы наблюдатель со стороны. С какой речью вы обратились бы к участникам конфликта?

Каждая группа выбирает один из конфликтов (арабо-израильский, карибский кризис, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский и др.). На обдумывание дается две минуты, на речь – 30 секунд. Вы можете использовать текст фрагментов из устава ООН и “Декларации прав человека”. Результат представляет руководитель группы.

Приложение 3

Домашнее задание: написать эссе “Мое отношение к национализму”.

Группы оценивают работу свою и друг друга, сопоставляя свои оценки и оценки учителя.

[1] – И.Е.Лебедев “Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания” методическое пособие ИПКРО РТ, Казань, 2004 г.