Проект воспитательной системы для детей младшего школьного возраста "Детство"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Введение

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным,
иным делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д.Ушинский

Невозможно дать универсальные рецепты для решения всех возникающих в повседневной жизни проблем воспитания. Среди многих вопросов, от которых зависит решение этих проблем, едва ли не самым главным является вопрос: как создать в коллективе детей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия?

Каждый воспитатель должен стремиться к очеловечиванию воспитания: признания ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, создание условий для проявления его способностей, индивидуальности.

Ребенок растет, познавая мир развивая свои индивидуальные способности.

Способность к развитию - важнейшее свойство личности человека. Отсюда, основная задача воспитателей – помочь ребенку в его развитии, а основная забота – поддержка самобытных черт характера.

Пояснительная записка

Проблемой воспитания занимались многие педагоги прошлых лет. Опыт школ Толстого, Сухомлинского, Монтессори… Лучше этих школ – школ воспитания на любви и без насилия - пока ничего не создано. Но и перед современными педагогами стоит тот же вопрос: как воспитывать подрастающее поколение?

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Бессистемное воспитание, где воспитатель проводит классные часы, не объединенные одной целью, проводит мероприятия лишь для того, чтобы поставить “галочку” и т.д. к полноценному гармоничному воспитанию личности ребенка не приведет.

Многие педагоги (Е.И. Степанова, В.Н. Щербакова, И.К. Щигорева, Н.А. Яковлева…) в своей деятельности смогли убедиться в целесообразности использования системного подхода. Построение воспитательной системы в структурном подразделении общеобразовательного учреждения (а именно в отдельно взятом классном коллективе) является не только желанием классного руководителя, но объективной необходимостью. Появилось большое количество педагогических коллективов, пробующих моделировать образовательные и воспитательные системы. Мне близки взгляды на воспитательную систему Щурковой Н.Е., целью которой является формирование творческой личности, обладающей и проявляющей интеллектуальную, этическую и педагогическую культуру человека.

По словам Щурковой Н.Е., воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Воспитательная система – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

Составные части воспитательной системы

(по Е.И. Степановой)

<Рисунок 1>

В своей воспитательной деятельности необходимо придерживаться трех аспектов воспитательного процесса:

  • “Не навреди!”
  • “Верь в силы ребенка!”
  • “Сохрани!”

Отсюда следует, что основными задачами воспитательной системы является:

  • сохранить те крупицы хорошего, что заложила семья;
  • верить, что ребенок справится со всеми трудностями, которые будут встречаться на его пути (конечно, если будет рядом плечо надежного друга, взрослого (воспитателя, родителя);
  • постараться построить воспитательную работу так, чтобы ни в коей мере не навредить ребенку, не “сломать ему душу”

Именно в эмоциональной сфере невосполнимо в последующие годы то, что утеряно в детстве.

Цель: Формирование творческой личности ребенка, раскрытие его творческого потенциала.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности каждого ребенка.
  2. Формировать умение давать оценку своим поступкам и поступкам других (формирование навыков анализа и синтеза).
  3. Создавать условия для всестороннего развития личности: эстетического, физического, нравственного, интеллектуального.
  4. Способствовать развитию личности в классном коллективе.

Модель воспитательной системы класса

“Только тогда, когда педагоги будут знать,
что надо делать, они смогут делать”

П.П. Блонский

1. Краткая психолого-педагогическая характеристика.

В 1а классе обучается 26 учащихся, из них 14 девочек и 12 мальчиков. Все учащиеся были зачислены в 1 класс в 2006 году. До поступления в школу 24 ребенка посещали детский сад, 2 - не посещали детский сад.

При прохождении периода адаптации в сентябре месяце практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности.

<Рисунок 2>

90% - хорошо адаптировались;

6% - замкнутые дети;

4% - не контролируют свою деятельность.

Также тревожит, что у 3-х детей, по результатам тестирования, проявляются признаки низкой самооценки. Причину этого я вижу в том, что ребенку недостаточно уделялось внимания как личности (не уделялось внимание малым успехам ребенка, а они у каждого есть). Хорошо адаптированных детей в классе гораздо больше, что позволяет классному руководителю идти к достижению поставленной воспитательной цели. Не оставляются без внимания дети, которые редко проявляют инициативу сами.

К сожалению, есть дети, которые не могут контролировать свое поведение. К ним нужен особый подход. Основная трудность в общении – не желают принимать правила коллективного сосуществования. Одна из причин такого поведения: со стороны взрослых была чрезмерная опека (мало самостоятельности), а иногда не обращали должностного внимания на их недостойное поведение в общественных местах и дома.

Обычно, это дети из группы риска:

<Рисунок 3>

76% - полные семьи;

15% - неполные семьи;

5% - малообеспеченные семьи;

4% - опекаемые дети.

Результаты диагностики показывают, что достаточно много детей требуют постоянного педагогического внимания.

Задачей воспитателя является вовлечь детей в воспитательный процесс, обеспечить комфортное сосуществование внутри, прежде всего классного коллектива, а в дальнейшем и в обществе в целом.

Реализация данных задач невозможна без помощи и поддержки родительского коллектива. Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебе и во внеклассной деятельности, но часть из них предпочитают занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел. Использование в совместной деятельности с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса (тестирование, проведение тематических классных часов, кружковая работа, совместные (с родителями) праздники, смотр-конкурс рисунков…) позволило организовать воспитательный процесс и жизнедеятельность в нашем классном сообществе так, чтобы сплотить классный коллектив и коллектив родителей.

2. Механизм построения и функционирования воспитательной системы.

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, направленная на сплочение детей через различные мероприятия как внутри класса, так и участие в школьной воспитательной системе. Планируется проведение классных часов и родительских собраний с тематикой соответствующей целям и задачам воспитательной системы.

<Рисунок 4>

<Рисунок 5>

Выделяют 4 этапа становления классного коллектива:

  • 1 этап (1 класс) – “Я помогаю себе”;
  • 2 этап (2 класс) – “Я частичка класса. Мне хорошо, когда рядом друзья”;
  • 3 этап (3 класс) – “Мы сила. Вместе мы можем все!”;
  • 4 этап (4 класс) – “Помоги другому и мир станет краше”.

Игра – одна из самых важнейших форм деятельности школьника. Через игру ребенок познает многие жизненные аспекты. Поэтому воспитательная система построена на основе игры, которая каждый год дополняется.

1 класс

“Я помогаю себе”

Девиз: “Дети - цветы жизни”

Чтобы наша планета была еще краше, мы стараемся, чтобы на ней было много цветов. Дети в течение всего года за свои достижения в воспитательном аспекте, а именно за доброту, отзывчивость, помощь друг другу получают листочки – “успехи”. “Успех” - это вырезанный из красивой бумаги сектор круга. (10 секторов составляют круг)

<Рисунок 6>

На секторе ставится “классная печать”. Когда ребенок набирает 10 секторов – “успехов”, они заменяются на 1 большой круг. За каждый набранный круг ребенок получает подарок (игрушку).

На одной из стен классной комнаты находится “цветочная поляна”, где у каждого ребёнка есть свой цветок. Середина этого цветка – фотография ребёнка, а лепестки – круги из 10 секторов.

Итак, ребенок на протяжении всего учебного года набирает определенное количество кругов, и полянка постепенно расцветает яркими цветами.

<Рисунок 7>

В конце года подводятся итоги игры: кто вырастил большее количество цветов на полянке, тот награждается мягкой игрушкой.

2 класс

“Я - частичка класса. Мне хорошо, когда рядом друзья”

Девиз: “Жизнь дана на добрые дела”

Весь сюжет игры строится на доброте друг к другу, на доброте к живому, на добром отношении ко всем живущим рядом.

Чтобы планета была еще краше, дети на воздушных шарах отправляются в путешествие по земному шару в поисках доброты.

У каждого ребенка свой воздушный шарик с фотографией и пословицей о доброте. Шарик завязан веревочкой, на которой в ходе игры появляются красные узелки. Узелок означает, что ты сделал что-то доброе, хорошее, порядочное и другие тебя заметили и оценили.

<Рисунок 8>

В конце недели подводится итог, кто же получает узелки и за что.

В ходе путешествия каждый ребенок через участие в жизни класса приобретает нравственные качества, формируются такие нравственные понятия, как дружба, справедливость, честность…

Дружба – это когда делятся всем, понимают друг друга.

Справедливость – это, когда говорят о человеке по его поступкам, сделал хорошо – значит молодец, а если поступил плохо, то он не прав. Даже, если это твой друг. Это отношение к человеку в соответствии с его делами.

Вежливость – это когда постоянно говоришь людям хорошие слова и не ругаешься. Это порядочное отношение к другому человеку.

Милосердие – это когда хорошо относишься к пожилым людям и малышам, а еще не обижаешь животных. Это оказание моральной и материальной помощи сиротам, инвалидам и престарелым.

Добро – это когда всем хорошо. Это совершение какого-то дела (поступка), от которого все получают удовольствие.

Отзывчивость – это когда тебя просят помочь, и ты сразу же спешишь на помощь.

Честность – это когда не обманываешь, всегда говоришь то, что есть на самом деле. Это умение излагать факты в таком виде, в каком они реально существуют.

Доверие – это когда можно рассказывать самое сокровенное человеку и быть уверенным, что тот никому не расскажет никому, не скажет, не будет смеяться над тобой. Это предоставление человеку возможности сделать то, что он не хочет или должен, при условии, что он выполнит взятые на себя обязательства по отношению к вам.

Уважение – это когда про тебя говорят хорошо в глаза и за глаза и относятся к тебе хорошо. Это готовность в любое время оказать помощь и поддержку.

В конце года отмечаем тех детей, кто внес большой вклад в общее дело – поиск доброты, справедливости, отзывчивости…

3 класс

“Мы сила. Вместе мы можем все!”

Девиз: “Если будет в жизни туго,
Помни - рядом плечо друга”

Усложняется сюжет игры. Во время игры-путешествия мы обнаружили планету Доброты и становимся жителями этой планеты. Расселяемся на 3 материка (8,9 человек) государства (дети придумывают название государства) и начинают работу по разрешению проблем данных материков: зло, жестокость, ложь, несправедливость

<Рисунок 9>

Руководит всеми государствами президент планеты – учитель. В каждом государстве несколько министерств, под руководством своих министров: министерство образования, министерство труда, министерство спорта, министерство творчества. У каждого государства есть накопительный банк, а также полуостров наказаний. В течение года, дети очищают свои материки от зла, жесткости, экологических проблем. На всеобщем материковом совете формируются права и обязанности жителей государств. Для всех государств создается одна единая валюта, которую жители накапливают в банке своего государства. У каждого жителя государства свой накопительный фонд. Денежные купюры – это поощрение за труд, учебу, творчество, спорт, достижения. Но есть и система наказания. За отрицательные поступки на совете государства или на межматериковом совете жителя, нарушившего законы государства, отправляют на “Полуостров наказаний” на срок, указанный в законе о наказаниях, а также он выплачивает штраф из своего накопительного фонда. В конце года, решением совета, отмечается наиболее успешное и здоровое во всех отношениях (и нравственно, и физически, и экологически) государство. Так же отмечается самое богатое государство и самый богатый житель страны.

<Рисунок 10>

4 класс

“Помоги другому и мир станет краше”

Девиз: “Удачи, паденья порою весь год.
Но, встречусь с друзьями, и все заживет.
Когда удалось нам до цели дойти,
К чему вспоминать о паденьях в пути”

Дети возвращаются из трёхлетнего путешествия из города Детства на паровозиках. Путь их лежит в город Мечты. Паровозиков три - каждый имеет по 8 вагонов соответствующего цвета (цвета светофора: красный, жёлтый, зелёный). Количество вагонов соответствует количеству детей в данной группе. Вагон - личный мониторинг каждого ребёнка. Вагон разделён на 6 частей: 1часть - фото ребёнка. Остальные 5 частей соответствуют станциям (ст. Учебная, ст. Трудовая, ст. Добрая, ст. Спортивная, ст. Творческая). Дети в течение года будут останавливаться на каждой станции и зарабатывать жетоны.

<Рисунок 11>

В конце каждой недели подводятся итоги: во- первых, кто получил больше всех жетонов в своём составе (команде)- он занимает первый вагон, а во-вторых, чей состав вышел вперёд( т.е. набрал большее количество жетонов)- это фиксируется на светофоре, а также “зажигается” свет, соответствующего цвета состава- победителя в Доме лидера. Так неделя за неделей дети повышают не только свой рейтинг, но и рейтинг всей команды и соответственно всего класса.

В городе Мечты находятся дома: Дом лидера, Дом печати, Дом законов, Дом информации, Дом погоды.

Дом лидера – в конце недели выявляется команда – победитель и “загорается” в окне свет, который соответствует цвету команды: красный, жёлтый или зелёный. В конце года все окна этого дома будут освещены тремя цветами, и будет видно, чей состав стал лидером.

Дом печати - в нём будут освещаться все события классной жизни: лучшие сочинения, изложения, доклады, статьи и т.д.

Дом погоды - не что иное, как календарь погоды, который имеет сезонное оформление. Природа в городе Мечты также меняется в соответствии со временем года.

Дом законов - будет отражать правила поведения, атрибутику и символику Российской Федерации, службы спасения.

Дом информации - это поздравления с днём рождения, успехами в спорте, в учёбе и т.д., почётные грамоты, объявления и другая информация.

Рефлексия

Я много лет проработала с детьми, старалась воспитывать их на положительных примерах. Каждый год школа, да и жизнь ставит перед нами всё новые воспитательные задачи. Но какие бы трудности не возникали в процессе воспитания детей, они никогда не решаются сами по себе. Для достижения желаемого результата учитель и классный руководитель должен пропустить через себя данную проблему, выстроить конкретный план (систему) реализации целей, определить какими средствами можно добиться успехов в воспитательной сфере, а также продумать способы закрепления достигнутых результатов. Поистине, задумаешься, какой глубокий смысл имеют слова К.Д.Ушинского “Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, иным делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически”

Я учила детей стараться смотреть на себя со стороны, какими вы кажетесь другим, как вы хотите, чтобы с вами обращались, так и сами поступайте. И невольно начинаешь замечать за собой, что живешь по такому же правилу. Мысленно изучаешь себя со стороны. Начинаешь заниматься самокритикой. Я не стесняюсь говорить детям о своих недостатках, но, добавляя, что я работаю над собой и стараюсь исправиться. И в этом помогают мне мои дети. Мы друг друга воспитываем. Они не боятся высказать свое мнение, когда я не права, и мы ведем обсуждения. Я очень благодарна своим детям за их поддержку, за их дружбу, за их отзывчивость. И для меня самый дорогой подарок от ребенка такие слова: “Мой учитель – Родина Галина Евгеньевна. Она тоже мой друг”

И я в тысячный раз говорю себе: как ни трудна работа воспитателя (учителя), но я не променяю ее ни на какую другую работу в мире.

Механизм функционирования воспитательной системы

1. Годовой круг традиционных дел.

    • осенний поход, зимний поход на лыжах, встреча весны на озере.
    • Вечера отдыха (“Осень”, “День именинников”, “Новогоднее представление”, “8 Марта”)
    • Участие во всех мероприятиях, проводимых школой

2. Родительские собрания с докладом на интересующую воспитательную тему.

3. Классные тематические часы.

Основные ценности классного коллектива “индивидуальность”, “доброта”, “отзывчивость”, “коллектив”, “творчество”. Это должно быть столпом коллектива, на этих понятиях должен стоять коллектив.

4. Развитие творческой личности.

а) работают в группе (не критика за плохое поведение, а посильная помощь в исправлении);

б) вовлекаю в занятия по интересам:

  • кружок;
  • спортивные секции.

в) обязательно участвуют в проведении классных часов;

г) участвуют в общешкольных мероприятиях;

д) создаем ситуацию успеха.

По мнению Созонова В.П. такой механизм функционирования воспитательной системы является оптимальным.

Литература

  1. Алексеева Н.А., “Калейдоскоп родительских собраний”, М.: 2004.
  2. Дереклеева Н.И. “Родительские собрания 1–4-е классы”, М.: “ВАКО” 2004.
  3. Журнал “Начальная школа” №1, 2007.
  4. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г., “Родительские собрания”, Издательство “Учитель”, Волгоград: 2006.
  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В.Организация воспитательного процесса в школе: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Гуманитарный изд. центр “ВААДОС”, 2000.
  6. Селиванова Н.Л. “Класс и его воспитательные функции в современной школе”, М., 1997.
  7. Созонов В.П. “Организация воспитательной работы в классе”, М.: Образовательный ценр “Педагогический поиск”, 2000.
  8. Сокольников Ю.П. “Системный подход к воспитанию школьников: учебно-методическое пособие”, М., 1990.
  9. Степановой Е.Н. “Классному руководителю о воспитательной системе класса”, М.: Центр “Педагогический поиск”, 2007.
  10. Убранская О.Н. “Работа с родителями младших школьников”, М.: “Просвещение”, 1986.
  11. Щуркова Н.Е.Вы стали классным руководителем, М., 1986.
  12. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А., “Внеклассные мероприятия класса”, М.: “ВАКО”, 2005.