Цели:
- Ввести понятие дроби от числа, правила нахождения дроби от числа, ознакомление учащихся с новым типом задач на нахождение дроби от числа. Дать четкое понятие структуры данных задач, состоящей из трех составляющих: всё число, значение дроби, дробь.
- Развитие умения анализировать, делать выводы, развитие вычислительных навыков.
- Воспитание познавательного интереса к предмету путем применения новейших технологий обучения, воспитание самоконтроля и взаимоконтроля.
Задача урока:
Материализацией умственной деятельности при прохождении данной темы в виде выделенных отдельных шагов – операций действия и видимой схемы действия – таблицы трех составляющих, добиться четкого понятия структуры задач на нахождение дроби от числа, а также последующих тем на нахождение числа по его дроби и на нахождение дроби-части, которую одно число составляет от другого и умения распознавать эти задачи, выполнять соответствующие преобразования. Применение компьютерных технологий облегчает выполнение этой задачи, так как после урока, уже не имея материализованной опоры перед глазами, остается ориентация на наглядные приведенные таблицы и рисунки.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, файл презентации.
Формы и методы:
- фронтальная, парная, индивидуальная;
- вербальный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Учебник: математика. 6-й класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин и др., -М.: Мнемозина, 2007. 288 с.: ил.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания. Устная проверка № 474. Решение № 478 (а, в) записано учеником на доске во время перемены.
2. Устная работа (слайд № 1. Презентация). а) Повторение умножения обыкновенных дробей; б) повторение понятия процента и его представления в виде десятичной дроби.
Ответы оцениваются.
<Рисунок 1>
3. Постановка проблемы (слайд № 2).
а) Задача: Обезьянке в зоопарке утром на завтрак дали пучок из шести бананов. Она съела пучка. Сколько бананов съела обезьянка?
Решение:
Итак, обезьянка съела от всего пучка, то есть от 6 бананов.
Записывают от 6.
Читают “дробь от числа 6”
Сегодня учимся находить дробь от числа. В тетрадях записывается тема “Нахождение дроби от числа”, переписывается с доски в тетрадь запись:
“ от 6 ”
дробь число
с поясняющими надписями “дробь”, “число”. Объявляется, что ответ задачи “4 банана” - это значение дроби.
“ 4 - значение дроби ”
Итак, сегодня мы решаем задачи на нахождение дроби от числа.
<Рисунок 2>
б) Постановка вопроса (слайд № 3): можно ли решение рассмотренной задачи записать в виде другого выражения?
Ставится наводящий вопрос в случае затруднения: “Какие действия с обыкновенными дробями мы научились выполнять?”.
Ожидаемый ответ: . После чего, на слайде происходит анимированное преобразование первоначального решения.
Далее учащиеся приходят к выводу, что дробь от числа находится умножением и формулируется правило.
<Рисунок 3>
4. Объяснение новой темы. Читаем правило в учебнике, проговариваем хором. № 486 (а, б, в, г):
а) решает учитель с комментариями, б), в), г) учащиеся на доске с повторением правила. Ответы оцениваются.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление (слайд № 4). А) Повторяется правило на слайде и рассматриваются 3 примера, в которых “дробь” представлена в трех вариантах: обыкновенная дробь, десятичная дробь и проценты. После обсуждения решения, учащиеся приступают к самостоятельному выполнению задания. Далее проводится обмен тетрадей в парах и проверка решения соседа по парте по появившемуся решению на слайде и самооценка работы по объявленному критерию. Выборочно проставляются оценки.
<Рисунок 4>
б) Закрепление распознавания трех составляющих “все число”, “дробь”, “значение дроби” в задачах на нахождение дроби от числа. (слайды № 5, № 6, № 7) Рассматриваются три задачи с обсуждением данных понятий. Обращается внимание учащихся на то, что во второй задаче “все число” - десятичная дробь, в третьей задаче - “дробь” больше 1. Для решения задач вызываются к доске трое учащихся. Таблицы трех составляющих остаются на слайде. Решение проверяется по слайду. После оформления решения учащимися на доске, ответы проверяются по слайду. Ответы оцениваются.
<Рисунок 5>
<Рисунок 6>
<Рисунок 7>
<Рисунок 8>
7. Домашнее задание: № 523, № 526.
8. Подведение итогов (слайд № 9).
<Рисунок 9>