Урок природоведения. 4-й класс. Тема: "Тундра"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  1. Познакомить с характерными особенностями тундры, её растительным и животным миром;
  2. Установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий;
  3. Помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны, то есть над решением экологических проблем.

Оборудование: карта природных зон России, таблицы и фотографии животных тундры, предметные картинки, гербарии растений тундры, записи на доске.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Кроссворд

Вопросы.

  1. Ими питаются рыбы и огромные морские звери.
  2. Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден.
  3. Птица. Обитатель птичьих базаров, питается рыбой.
  4. Представитель ластоногих, прекрасный пловец.
  5. Морской зверь, достигает в длину 15–18 метров.
  6. Рыба, обитатель северных морей.
  7. Птица, прекрасный рыболов.

Ответы: 1. Рачки. 2. Морж. 3.Кайра. 4. Тюлень. 5. Кит. 6. Сайка. 7. Чайка.

2. Составление цепочки питания.

Водоросли, рыба. медведь.

4. Работа с картой.

Покажите на карте удивительный остров, который находиться сразу в двух полушариях. Чем он знаменит? (Ответы детей)

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Посмотрите на карту природных зон, Найдите остров Новая Земля. Чем он отличается от других островов?

Дети. Здесь 2 природные зоны.

Учитель. Какая новая?

Дети. Тундра

Учитель. Слово “тундра” в переводе с финского значит “бесплодная”, “ враждебная”. Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. Зима там долгая, температура достигает -50° С. Снег. А затем мерзлота. Которая уходит на глубину до 500 м но за зимой приходит весна. А затем лето. Днём температура в летний день бывает от 10 до 25° С тепла.

- А теперь рассмотрите фотографии. Там действительно много воды. Почему?

Дети. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40–50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.

Учитель. К концу урока мы с вами должны выстроить модель экологической пирамиды для тундры. Что у вас будет в основании?

Дети. Почва, болота.

Учитель. Почва есть. Чему она даёт жизнь.

Дети. Растительности.

Учитель. А какая она? Мы говорим о природе России. Какое дерево является символом России?

Дети. Берёза.

Учитель. Художники и поэты воспели берёзу в своих произведениях. И вот эту красавицу берёзку. Стройную, высокую. Попробуем поселить в тундре. На какую глубину в почву уйдут корни?

IV.Физкультминутка (эмпатия).

Учитель. Вы устали. Встали и представили себя берёзкой. Как расположены ветви у берёзки? (Дети поднимают руки)

- Вы стоите среди бескрайней равнины. Солнце… Воздух у земли прогревается и поднимается вверх. И на освободившееся место с севера с огромной скоростью двинулись холодные массы воздуха. Что вы почувствовали?

Ветер раскачивает берёзки сильнее и сильнее. Скорость ветра усиливается с каждой минутой: 50, 80, 100 км/ч. Ветер достигает ураганной силы 150 км/ч. Что с нашей берёзкой?

V. Продолжение темы урока.

Учитель. Да, наша красавица берёзка там не устоит. Но я точно знаю, берёзы там есть. Какие они? Какая у неё будет наземная часть?

Дети. Маленькая.

Учитель. Верно. Она очень маленькая и стелется у поверхности, прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках.

VI.  Демонстрация гербария.

Учитель показывает гербарий. Где есть карликовая берёзка, голубика, морошка, лишайники, мхи.

Учитель. А какие животные могут здесь жить? Как они приспособились к условиям обитания?

Ученики описывают животных.

На доске.

  1. Какая одежда?
  2. Какая окраска?
  3. Какие размеры?
  4. Какая форма?

На доске и в тетради.

  1. Шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха.
  2. Белая, светлая, меняет окраску.
  3. Различные.
  4. Форма различная.

После ответов на все вопросы заполняется пирамида.

Учитель. Пирамида заполнена. Сделаем вывод. На экологической пирамиде мы проследили зависимость живой природы от неживой. Именно суровые условия обитания в тундре продиктовали вот эти разновидности растительности и животных.

VII. Тест.

VIII. Итоги урока и домашнее задание.

Учитель. Давайте опять вернёмся к пирамиде и подумаем над тем. Что возьмём с собой на нашу десятую экологическую чистую планету “Мира и добра”. Мне кажется, что хищников не стоит брать. Пусть животные живут спокойно… (ответы детей).

- Значит, переносим всё – и вездеходы, и трубопроводы…

Дети. Нет! Нужно подумать.

Учитель. Дома прочитайте всё о тундре и попробуйте решить проблемы, которые возникли на уроке.

Презентация

Тесты