Цели урока:
Оборудование: карта природных зон России, таблицы и фотографии животных тундры, предметные картинки, гербарии растений тундры, записи на доске.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Кроссворд
Вопросы.
- Ими питаются рыбы и огромные морские звери.
- Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден.
- Птица. Обитатель птичьих базаров, питается рыбой.
- Представитель ластоногих, прекрасный пловец.
- Морской зверь, достигает в длину 15–18 метров.
- Рыба, обитатель северных морей.
- Птица, прекрасный рыболов.
Ответы: 1. Рачки. 2. Морж. 3.Кайра. 4. Тюлень. 5. Кит. 6. Сайка. 7. Чайка.
2. Составление цепочки питания.
Водоросли, рыба. медведь.
4. Работа с картой.
Покажите на карте удивительный остров, который находиться сразу в двух полушариях. Чем он знаменит? (Ответы детей)
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Посмотрите на карту природных зон, Найдите остров Новая Земля. Чем он отличается от других островов?
Дети. Здесь 2 природные зоны.
Учитель. Какая новая?
Дети. Тундра
Учитель. Слово “тундра” в переводе с финского значит “бесплодная”, “ враждебная”. Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. Зима там долгая, температура достигает -50° С. Снег. А затем мерзлота. Которая уходит на глубину до 500 м но за зимой приходит весна. А затем лето. Днём температура в летний день бывает от 10 до 25° С тепла.
- А теперь рассмотрите фотографии. Там действительно много воды. Почему?
Дети. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40–50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.
Учитель. К концу урока мы с вами должны выстроить модель экологической пирамиды для тундры. Что у вас будет в основании?
Дети. Почва, болота.
Учитель. Почва есть. Чему она даёт жизнь.
Дети. Растительности.
Учитель. А какая она? Мы говорим о природе России. Какое дерево является символом России?
Дети. Берёза.
Учитель. Художники и поэты воспели берёзу в своих произведениях. И вот эту красавицу берёзку. Стройную, высокую. Попробуем поселить в тундре. На какую глубину в почву уйдут корни?
IV.Физкультминутка (эмпатия).
Учитель. Вы устали. Встали и представили себя берёзкой. Как расположены ветви у берёзки? (Дети поднимают руки)
- Вы стоите среди бескрайней равнины. Солнце… Воздух у земли прогревается и поднимается вверх. И на освободившееся место с севера с огромной скоростью двинулись холодные массы воздуха. Что вы почувствовали?
Ветер раскачивает берёзки сильнее и сильнее. Скорость ветра усиливается с каждой минутой: 50, 80, 100 км/ч. Ветер достигает ураганной силы 150 км/ч. Что с нашей берёзкой?
V. Продолжение темы урока.
Учитель. Да, наша красавица берёзка там не устоит. Но я точно знаю, берёзы там есть. Какие они? Какая у неё будет наземная часть?
Дети. Маленькая.
Учитель. Верно. Она очень маленькая и стелется у поверхности, прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках.
VI. Демонстрация гербария.
Учитель показывает гербарий. Где есть карликовая берёзка, голубика, морошка, лишайники, мхи.
Учитель. А какие животные могут здесь жить? Как они приспособились к условиям обитания?
Ученики описывают животных.
На доске.
- Какая одежда?
- Какая окраска?
- Какие размеры?
- Какая форма?
На доске и в тетради.
- Шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха.
- Белая, светлая, меняет окраску.
- Различные.
- Форма различная.
После ответов на все вопросы заполняется пирамида.
Учитель. Пирамида заполнена. Сделаем вывод. На экологической пирамиде мы проследили зависимость живой природы от неживой. Именно суровые условия обитания в тундре продиктовали вот эти разновидности растительности и животных.
VII. Тест.
VIII. Итоги урока и домашнее задание.
Учитель. Давайте опять вернёмся к пирамиде и подумаем над тем. Что возьмём с собой на нашу десятую экологическую чистую планету “Мира и добра”. Мне кажется, что хищников не стоит брать. Пусть животные живут спокойно… (ответы детей).
- Значит, переносим всё – и вездеходы, и трубопроводы…
Дети. Нет! Нужно подумать.
Учитель. Дома прочитайте всё о тундре и попробуйте решить проблемы, которые возникли на уроке.