Учебная встреча по русскому языку "Знай и люби русский язык" (для учащихся 6–7-х классов)

Разделы: Русский язык


Учебная встреча по русскому языку позволяет создать положительную мотивацию к изучению русского языка. Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Каждый учитель-словесник отчетливо понимает необходимость укрепления роли русского языка. Нужно спасти русское слово, преодолеть информационную агрессию, антикультуру. Для этого учитель просто обязан привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как к учебному предмету, углубить знания учащихся, используя для этого различные формы внеклассной работы.

Цели:

  • дать представление о богатстве и выразительности русского языка;
  • формирование у учащихся умения грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в своей речевой практике;
  • развивать речь учащихся, формировать и совершенствовать их активный запас слов;
  • воспитание бережного отношения к языку и речи.

В учебной встрече принимают участие 2 команды (традиционное количество участников - шесть). Заранее оформляется кабинет русского языка: рисунки, портреты ученых-филологов, таблицы, высказывания о русском языке. Каждая команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана. На встречу приглашаются родители, учителя школы.

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня в кабинете русского языка собрались любители русской словесности. В учебной встрече принимают участие 2 сильнейшие команды, знатоки русского языка.

Девиз нашей игры: “Знай и люби русский язык”.

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!

Н.М. Карамзин

Представление команд.

Капитан 1 команды: Вас приветствует команда “Умники и умницы”.

Наш девиз: “Берегите русский язык”.

Мы, умнейшие ребята,
Видеть вас сегодня рады,
Будем спорить и играть,
О русском языке хотим все знать.

Капитан 2 команды: Вас приветствует команда “ Веселые и любознательные”.

Наш девиз: “Изучайте русский язык”.

Русский язык!
Ты красив и велик.
Силой могучей ты наделен,
Любим тебя как родную мать
И обещаем добросовестно изучать.

Учитель: Внимание! Начинаем нашу встречу.

Для ответа на вопрос команде (или представителю) предоставляется ограниченное количество времени (от 30 сек. до 1 минуты). Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов. При равном количестве ответов предлагается провести дополнительный конкурс.

1 конкурс. Проверяем смекалку

Ответьте на вопросы-шутки.

Вопросы задаются по очереди командам. (За правильный ответ команда получает 1 балл)

Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Cемь–я)

Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (Cто–п)

В каком слове сорок гласных? (Cорок–а)

Что мы слышим в конце перемены и в начале урока? (Гласную)

Можно ли превратить страницу в населенный пункт? (Страница-станица)

В каких словах по 100 согласных? (Сто–л, сто–г, сто–п, сто–н)

Как превратить цветочный горшок в травянистый ковер парка, стадиона? (Вазон–газон)

Как из столба без помощи досок сделать стол? (Стол-б-стол)

Как спортивный шест превратить в число? (Шест-шесть)

Какой предмет утверждает, что он детская болезнь? (Я-корь)

2 конкурс. Конкурс знатоков ударения

От каждой команды выходят по одному представителю (правильно расставленное ударение - 1 балл).

Завидно Кватал (ЗавИдно КвартАл)

Звонит Жалюзи (ЗвонИт ЖалюзИ)

Мельком Черпая (МЕльком ЧЕрпая)

Щавель Балую (ЩавЕль БалУю)

Августовский Подростковый (Августовский ПодрОсткОвый)

Кухонный Красивее (КУхонный КрасИвее)

Кулинария Афера (КулинАрИя АфЕра)

3 конкурс. Конкурс капитанов

Капитаны выразительно читают наизусть высказывание о русском языке одного из русских писателей.

4 конкурс. Конкурс знатоков поговорок

Вопросы задаются по очереди каждой команде (правильный ответ – 1 балл).

Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет)

О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что человек, который рано встает, много успевает сделать за день? (Кто рано встаёт, тому бог даёт)

Согласно какой поговорке зубы находятся не во рту? (Положить зубы на полку)

Плеваться некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец, придётся воды напиться)

5 конкурс. “Путешествие в страну Фразеологию”

От пословиц и поговорок переходим к фразеологическим оборотам, которыми богат русский язык. Еще великий М.В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “российскими пословиями”, предлагая включать их в словари.

Продолжите, вставив названия животных.

Голоден как… (волк)

Хитер как... (лиса)

Труслив как… (заяц)

Здоров как… (бык)

Изворотлив как… (уж)

Надут как… (индюк)

Нем как… (рыба)

Грязен как… (свинья)

Упрям как… (осел)

Болтлив как… (сорока)

Колюч как… (еж)

Участникам команд предлагаются рисунки к следующим фразеологизмам: сесть в калошу <Рисунок 1>, вставлять палки в колеса <Рисунок 2>, носить воду в решете <Рисунок 3>, на воре шапка горит <Рисунок 4>, крокодиловы слезы <Рисунок 5>, водить за нос <Рисунок 6>. Необходимо объяснить один из предложенных фразеологизмов.

Например, выражение “на воре шапка горит” происходит от старинного анекдота. Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к мудрецу. Тот повел потерпевших на базар, где обычно все собирались, и вдруг крикнул в толпу: “На воре шапка горит!” Один человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так и говорят о человеке, который невольно выдает себя нечаянным словом или поступком.

6 конкурс.  Различай значение

Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Это приводит к ошибкам в употреблении таких слов.

Прочитайте предложения, найдите ошибки и исправьте (каждой команде по 5 предложений).

1. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.

2. Помещик был груб со своими придворными.

3. Врач взял ланцетом кусок ваты.

4. Обладая острым обоянием, он сразу уловил запах испеченного пирога.

5. Товарищ ответил мне дружественным пожатием.

6. Учитель нам представил полную свободу выбора.

7. Дыхание больного стало отрывистым.

8. Нас познакомили с новым комплектом упражнений

9. Помещики жестоко угнетали своих крепостников.

10. У него были невыразимые черты лица.

7 конкурс. Прочитайте высказывание

На плакатах написаны высказывания о русском языке. Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.

К     А     Г

Ы     Н     Е

З     Е     Р

Я     Т     Е

Ш     И     Б

(Берегите наш язык)

К     И     Р     Ч

Ы     К    Е     У

З     С     Т     З

Я     С     Й     И

Й     У     А

(Изучайте русский язык)

8 конкурс. “Меню”

Левая часть задания заранее составлена из отдельных букв и знаков действий. Необходимо из всех букв, входящих в слова, составить названия блюд (по 2 задания команде).

  1. Крот + каша = … (картошка)
  2. Бобр + редут = … (бутерброд)
  3. Суд + тень = … (студень)
  4. Тоска + пар + шов = … (простокваша)

9 конкурс. Лучший знаток русского языка

Вопросы читает учитель, команды отвечают по очереди.

  1. Кто был создателем первого славянского алфавита? (Греческие миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий. Создали первый славянский алфавит в IX веке нашей эры, а пользоваться им стали лишь в IX–XI веке)
  2. Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен ее создатель, у нее есть “день рождения”, и в 1997 г. ей исполнилось 200 лет. (В 1797 г. писатель Н.М. Карамзин впервые использовал в своем альманахе стихов букву “ё”. С 1735 г. использовали сочетание “iо”, а до этого такого звука вообще не было. Произносили “мед”, “слезы”)
  3. С тех пор, как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать его. Как называется искусство красивого письма? (Каллиграфия)
  4. Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги “Отверженные”. Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только “?”. Что получил писатель в ответ? (“!” Так писатель узнал, что его книга вызвала интерес)
  5. Кто составил “Толковый словарь живого великорусского языка”? (Над созданием своего словаря Владимир Иванович Даль работал 47 лет)
  6. Какая часть речи самая малочисленная и включающая лишь несколько десятков слов? (Числительное. В древнерусском языке числительных как части речи не было вовсе. Конечно, счетные слова имелись, но их было крайне мало)

10 конкурс. Замените русскими словами иноязычные слова

1 команда

Трасса

Дискуссия

Авеню

Маэстро

Атеист

Ситуация

2 команда

Триумф

Фиаско

Шеф

Атлет

Банкротство

Дискотека

Учитель: Итак, мы замечательно играли, соревновались, узнали много интересного о русском языке. Молодцы! До новых встреч.

Подведение итогов учебной встречи. Награждение победителей.