Соревнование всезнаек (занятие Клуба семейного чтения: турнир книголюбов)

Разделы: Начальная школа


Подготовка.

  1. Сочинение на тему “Книга в моей семье” (“Любимая книга в моей семье”).
  2. Команда взрослых играет против команды детей. (Выбирается название и капитан). В перерывах между конкурсами исполняются частушки, сценка.
  3. Оценивает игру жюри – по пятибалльной системе.

Ведущий. Наше сегодняшнее соревнование называется Турнир книголюбов, потому что мы будем соревноваться. Только соревноваться не в кулачной силе, а в литературных знаниях и начитанности. В нашей игре примут участия команды … (Хитрецы и мудрецы). Капитаны команд, после совещания с командой, буду отвечать на вопросы турниров. А теперь начинаем наш конкурс.

1 ТУР “Ассоциации”

Даны слова: лето, страус, утюг, калач, акция, собака, дерево, вода книга.

Слова по очереди предлагаются командам. Суть конкурса состоит в том, что каждый участник команды должен быстро назвать слово, с которым у него ассоциируется слово предложенное. Следующий участник свою ассоциацию и т. д. Команде противников предлагается новое слово.

В конкурсе выигрывает та команда, которая смогла быстро дать, не повторяясь, ассоциации на предложенное слово.

2 ТУР “Выбери правильный вариант”

Ведущий. Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Но это была только разминка: самые сложные испытания ждут вас впереди. Предлагаю нашим команда конкурс вопросов. На каждый вопрос я даю три варианта ответов, а вы должны выбрать один правильный.

Внимание! Участники команд, знающие правильный ответ на вопрос, поднимают руку. Кто первый поднимет руку, тот и станет отвечать. За выкрик с места с команды снимаются балл.

  1. Как зовут дедушку Ваньки Жукова? (вопрос для родителей):
    А) Константин Степанович;
    Б) Константин Макарыч;
    В) Корней Иванович.
  2. Как звали царя в “Сказке о золотом петушке”? (вопрос для детей):
    А) Додон;
    Б) Гвидон;
    В) Салтан.
  3. Как звали главную героиню “Алых парусов”? (вопрос для родителей):
    А) Ассоль;
    Б) Бемоль;
    В) Фасоль.
  4. Как называлась харчевня, где лиса Алиса и кот Базилио позавтракали за счет Буратино? (вопрос для детей):
    А) “Макдональдс”;
    Б) “Два гуся”;
    В) “Три пекаря”.
  5. Как звали собаку семи богатырей из сказки А. С. Пушкина? (вопрос для родителей):
    А) Тузик;
    Б) Соколко;
    В) Трезорка.
  6. Как звали питона в сказке “Маугли”? (вопрос для детей):
    А) Табаки;
    Б) Каа;
    В) Акела.
  7. Кто был по профессии Лемюэль Гулливер? (вопрос для родителей):
    А) Учитель;
    Б) Моряк;
    В) Врач.
  8. “Крекс, фекс, пекс”. Откуда эти волшебные слова? (вопрос для детей):
    А) “Аист-калиф”;
    Б) “Золотой ключик”;
    В) “Волшебная лампа Аладдина”
  9. Какая дорога вела к Изумрудному городу? (вопрос для родителей):
    А) Желтая;
    Б) Зеленая;
    В) Красная.
  10. Кто из писателей “вырастил” “Аленький цветочек”? (вопрос для детей):
    А) Погорельский;
    Б) Пушкин;
    В) Аксаков.
  11. Как назывался корабль Артура Грея из “Алых парусов”? (вопрос для родителей):
    А) “Веселый Роджер”;
    Б) “Секрет”;
    В) “Алый парус”.
  12. Как звали Карлика Носа? (вопрос для детей):
    А) Вильгельм;
    Б) Якоб;
    В) Ганс.

(Жюри подводит итоги и называет предварительные общие оценки)

3 ТУР “Перевертыш или назови сказку”

Ведущий: А сейчас вам предстоит немного поработать переводчиками. Представьте, что вы разговариваете с иностранцем, который очень любит сказки и сказочные повести, но так плохо говорит по-русски, что постоянно путает слова: вместо одного слова говорит другое, причем противоположное по смыслу. Вместо “Стойкий оловянный солдатик” он может сказать “Неустойчивая пластмассовая кукла, вместо “Тараканище” вполне способен сказать “Дихлофосище” И вообще он много чего перепутал. Попробуйте перевести его речь.

(Каждой команде выдается набор карточек с заданиями-перевертышами. На обсуждение дается 3 минуты. Отвечают капитаны команд по очереди)

  1. “Домашние гуси”. (“Дикие лебеди”)
  2. “Бодрствующее чудовище”. (“Спящая красавица”)
  3. “Босая собака”. (“Кот в сапогах”)
  4. “Мышкина сараюшка”. (“Кошкин дом”)
  5. “Жабёнок-домосед”. (“Лягушка-путешественница)
  6. “Брюква”. (“Репка”)
  7. “Счастье Фёдора”. (“Федорино герое”)
  8. “Глупый сын боярский”. (“Умная дочь крестьянская”)
  9. “Железный замок”. (“Золотой ключик”)
  10. “Всезнайка и его ненавистники”. (“Незнайка и его друзья”)
  11. “Зеленая кепочка”. (“Красная шапочка”)
  12. “Старый халат царя”. (“Новое платье короля”)

(Жюри подводит предварительные итоги и объявляет общий счет)

Ведущий. Сейчас состоится 4 Тур – будьте особенно внимательны и аккуратны. Командам (по очереди) зачитываются отрывки из произведений. Каждому нужно назвать автора и произведение.

4 ТУР “Угадай название сказки”

1. “Здравствуй, девочка, - сказала ей старушка, - дай мне ягод, пожалуйста. - На, бабушка, - говорит девочка. Поела старушка ягод и сказала: - Ты мне ягод дала, а я тебе тоже кое-что подарю. Вот тебе горшочек”. (Братья Гримм “Горшочек каши”)

2. “Наконец очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем о старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрет”. (Ш. Перро “Спящая красавица”)

3. “Видишь вон то старое дерево? – продолжала ведьма и показала на дерево, стоявшее обок дороги. – Внутри оно совсем пустое. Полезай наверх – увидишь дупло, спускайся в него до самого низу”. (Г.-Х. Андерсен “Огниво”)

4. “Взял отец левой рукой лошадь под уздцы, а правой достал из лошадиного уха своего сыночка, который и “уселся весело на былинку”. (Братья Гримм “Мальчик-с-пальчик”)

5. “Перед девушкой открывается небольшая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят двенадцать месяцев”. (С. Маршак “Двенадцать месяцев”)

6. “Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближайшего милиционера, но ни садика, ни старушки как и не бывало”. (В. Катаев “Цветик-семицветик”)

7. “Весело вы живете, - сказал им Миша, - век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще музыка целый день.  - Динь-динь-динь! – закричали колокольчики. – Уж наше у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье”. (В. Одоевский “Город в табакерке”)

8. “Показался ей лесной зверь, чудо морское в свое виде страшном, противном, безобразном, только близко подойти к ней не осмелился, сколько она ни звала его; гуляли они до ночи темной и вели они беседы прежние, ласковые и разумные, и не чуяла никакого страха молодая дочь купецкая, красавица писанная”. (С. Аксаков “Аленький цветочек”)

9. “Чернушка, Чернушка! – сказал он наконец вполголоса. Простыня приподнялась, и к нему на постель взлетела черная курица. - Ах, Чернушка! – сказал Алеша вне себя от радости, - я не смел надеяться, что с тобой увижусь!”. (А. Погорельский “Черная курица, или подземные жители”)

10. “Камешки холодные, а рука, слышь-ко, горячая, как есть живая, и трясется маленько. Степан принял камешки, поклонился низко и спрашивает: - Куда мне идти? – А сам тоже не веселый стал. Она указала перстом, перед ним и открылся ход, как штольня, и светло в ней, как днем”. (П. Баженов “Медной горы хозяйка”)

11. “Я придумала! Я нашла! – сказала она. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, все будет превосходно”. (В. Гаршин “Лягушка-путешественница”)

12. “Доберманы-пинчеры огромными прыжками кинулись вниз с обрыва. Подскочив к тележке, увидели жирного кота в обмороке. Увидели в лопухах валяющихся деревянных человечков и забинтованного пуделя. Но нигде не было видно губернатора Лиса”. (А. Толстой “Золотой ключик”)

13. “И вот они бегали с зеркалами повсюду. Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом”. (Х.-К. Андерсен “Снежная королева”)

14. “Дедо, а он кого ест? - Никого, - отвечает, - не ест. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой сторожках подъедает. - Дедо, а шерстка у него какая? - Летом, - отвечает, - буренькая, как вот у Муренки нашей, а зимой серенькая”. (П. Баженов “Серебряное копытце”)

15. “Они повели теленка в дом. Дома они его рассмотрели. Он был шерстяной и мокренький. И вообще он был бычок. Стали думать, как его назвать. Шарик говорит: - А чего думать? Пусть будет Бобиком!”. (Э. Успенский “Дядя Федор, пес и кот”)

16. “В той столице был обычай:
Коль не скажет городничий -
Ничего не покупать,
Ничего не продавать;
Вот обедня наступает;
Городничий выезжает
В туфлях, в шапке меховой,
С сотней стражи городской.
Рядом едет с ним глашатай,
Длинноусый, бородатый;
Он в злату трубу трубит,
Громким голосом кричит”. (П. Ершов “Конек-горбунок”)

Ведущий. А пока жюри подсчитывает результаты последнего, четвертого Тура, посмотрим инсценировку русской народной сказки “Рифмы”.

Ведущий. Итак, жюри определяет команду, идущую впереди. (Слово жюри)

5 ТУР “Пойми меня”

Ведущий: Вопросы 5 и 6 тура будут связаны с героями сказок А.С. Пушкина. Итак, конкурс пантомим. Капитаны с помощью мимики и жестов без слов должны изобразить одного из сказочных героев А.С. Пушкина, от которого пришла срочная телеграмма. А командам надо назвать имя героя и постараться понять тот текст, который он передает.

1. Гвидон (в бочке). SOS. Выброшен в синее море. Бочку несет по волнам. Очень тесно. Расту не по дням, а по часам.

2. Мертвая царевна. Откусила кусочек яблока. Отравилась. Впадаю в сон.

Ведущий. Я думаю, участники с честью справились с этим заданием. А ведь требовало немалой смекалки и актерского мастерства. Послушаем частушки, которые исполнят для нас болельщики.

6 ТУР “назови героя”

(Команды получают по два описания героев на карточках. За 2 минуты они должны определить, что это за герой.)

  1. Назовите героя, который в конце сказки получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума. (Поп, толоконный лоб)
  2. Назовите героя, который кусал женщин то в нос, то в глаз. А еще князь! (Князь Гвидон)
  3. Назовите героя, который ходил, подслушивал под окнами. А еще царь! (Царь Салтан)
  4. Назовите героя, который “от чего ушел, к тому и воротился”. (Старик из “Сказки о рыбаке и рыбке”)

Ведущий. Пока наши команды заняты, мы с болельщиками почитаем стихи. Итак, я начинаю читать стихотворение, а вы по начальной строчке узнаете его и продолжаете его читать наизусть.

1. Крошка-сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
Что такое хорошо,
И что такое плохо?

2. Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Всюду веешь на просторе.

3. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.

4. Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

5. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
С синей форменной фуражке?

6. Царь с царицей простился,
В путь дорожку снарядился,
А царица у окна
Села ждать его одна.

Ведущий. А теперь послушаем жюри, которое сейчас определит команду, идущую впереди. (…) Давайте поприветствуем наших победителей. (Аплодисменты). А теперь внимание! Финал очень ответственный, ведь после этого конкурса мы определим победителя нашего турнира книголюбов!

ФИНАЛ “Блиц-опрос”

Ведущий. Этот конкурс называется “Блиц-опрос”, что означает, что на все вопросы вы должны отвечать очень быстро и верно. Мы вспомним книги: А. Линдгрен “Малыш и Карлсон”, А. Волков “Волшебник Изумрудного города”, А. Лагин “Старик Хаттабыч”, Э. Успенский “Дядя Федор, пес и кот”. Соберитесь, сосредоточьтесь. Будьте внимательны, отвечайте быстро и точно.

(Ведущий зачитывает вопросы, участники команд поднимают руки. Тот, кто среагировал на вопрос первым, имеет право на него отвечать. В случае ошибки вопрос снимается: ведущий сам говорит правильный ответ)

  1. Волшебное средство Хаттабыча. (Волоски бороды)
  2. Кем нарядился Карлон, чтобы изводить фрекен Бок? (Привидением)
  3. Кто такой тр-тр Митя? (Трактор)
  4. Как Элли победила Бастинду? (Облила водой)
  5. Как Малыш прозвал домработницу? (Домомучительница)
  6. Кто вывез льва из макового поля? (Мыши.)
  7. На чем катались по Москве Хаттабыч и Волька? (На верблюде)
  8. Что сделало малыша счастливым в его день рождения? (Подарок – щенок)
  9. Как звали галчонка? (Хватайка)
  10. Откуда у Элли серебряные башмачки? (Из пещеры Гингемы)
  11. Из-за чего заболел Хаттабыч? (Объелся эскимо)
  12. Кого Шарик принес с первой охоты? (Бобренка)

(Жюри подводит итоги конкурса, называет команду-победительницу, которая награждается призами. Поощрительные призы вручаются другой команде. Также призы вручаются за лучшие сочинения)

Ведущий. Мы поздравляем команду, победившую в нашем турнире! Она с честью прошла все испытания и вышла из них победительницей. В честь команды… аплодисменты!