Цели и задачи:
1. Сформировать представление о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, о значении здорового образа жизни, о пагубных последствиях вредных привычек.
2. Провести разъяснительную работу по предупреждению заболеваний и их профилактике.
Продолжать вырабатывать активную жизненную позицию по вопросу сохранения и укрепления своего здоровья.
3. Закрепить навыки работы с дополнительной литературой.
Воспитание бережного отношения к растениям.
Оборудование: Таблицы с изображением опорно- двигательной, пищеварительной системы, строения кожи и органов чувств, книга «Лекарственные растения Башкирии», магнитофон, аудиокассета с релаксационной музыкой, рецепты применения лекарственных трав, пословицы, поговорки, гербарий лекарственных растений, Красная книга РБ.
Заранее подготовить к выступлению учеников, выполняющих роль специалистов и написать на доске высказывания: 1. “Здоровье - это еще не все, но без него и все - ничто”, “Существуют тысячи болезней, но здоровье только одно
”,“Здоровье - это сокровище, которое всегда при тебе”, “Умеренный в еде - врач себе”, “Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял - все потерял”.
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя: 7 апреля 1948 года была основана Всемирная организация здравоохранения. Ежегодно этот день отмечается как Всемирный день здоровья. Наш журнал также посвящен здоровью.
Что же такое здоровье?(ответы учащихся).Дополнение учителя: Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека.
Наш журнал состоит из нескольких страниц.
Первая страница журнала - «Тишина». Что это такое? Ее можно увидеть, услышать, потрогать? Давайте послушаем «тишину» (несколько секунд молчания). Тишина не означает полное отсутствие звуков, а лишь отдых живой природы. Чтобы это понять, представьте себя в лесу…Вы лежите на «зеленом ковре», поют птицы, слышен шелест листвы, глубоко дышите свежим воздухом и слушаете тишину…
Чтобы лучше понять как шум влияет на все живое, перед вами выступят «специалисты» в этой области (выступление двух учеников).
1-ый «ученик-специалист» :
Человек всегда жил в мире звуков. Из живых существ только он в полной мер использовал свойства окружающей среды как проводника, носителя звука. Человек внес в мир звуков речь и музыку. Сделал звук своим помощником. Проходили века, человек трудился, творил. В мире появлялись все новые и новые источники шума, росла их сила. Современная шумовая «симфония» города складывается из многих факторов: грохота железных дорог, гула самолетов, рокота строительной техники и шума заводских цехов… Шум - это один из видов звука.
«Обуздание» шума - одна из острейших проблем. Еще в 1995 году один американский журнал писал о «стихии шума», захлестывающей улицы, заводы, дома и небо. По мнению ученых, США уже достигли опасного уровня. «Шум, - заявил американский специалист по шуму Кнудсен, - такой же медленный убийца, как и смог». Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал человека.
Шум и организм человека… Замечено, что шумы природного происхождения: шум морского прибоя, дождя, шелест листвы, журчание ручья и т. д. - Благоприятно влияют на организм человека, они успокаивают, расслабляют. А вот производственный или транспортный шум (особенно, если он воздействует одновременно с вибрацией и пылью) утомляет, давит, мешает человеку сосредоточиться. Исследования показали, что шум снижает производительность физического труда на 30%, умственного - на 60%.
Любой шум достаточной интенсивности и длительности может привести к снижению слуха. Потеря слуха является профессиональным заболеванием у рабочих, которые обшивают металлическими листами железнодорожные вагоны, ткачей, судостроителей и др.
Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает жизнь людей в крупных городах на 8 - 12 лет. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдают неврозами вследствие шума. Достаточно сильный шум через 10 минут вызывает изменение в мозгу потенциалов, которое бывает у больных нервным заболеванием - эпилепсией. Такие болезни, как гастрит, язвы пищеварительных органов, чаще встречается у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. Шумовые явления обладают способностью, по мере повторения, все больше и сильнее угнетать нервную систему. Очень громкая музыка и применение наушников со временем приводит к тугоухости.
2-ой «ученик-специалист» :
Постоянный шум является причиной того, что в городе деревья болеют чаще и умирают гораздо раньше, чем в естественной среде. Длительный шум высоких тонов приводит к угнетению, а нередко и к гибели не только растительных, но животных организмов. Было установлено, что у всех животных изменение физиологического состояния под воздействием шума протекает в три фазы: угнетение, затем некоторое возбуждение и снова подавленное состояние, но уже более глубокое и продолжительное, чем в начале. Длительное пребывание животных в условиях интенсивного шума сопровождается изменением артериального давления и ухудшением работы сердца.
Индийские ботаники первыми в мире установили, что подбором шумовых тонов можно воздействовать на рост растений. Одни растения любят негромкую, мелодичную музыку; а другие начинают пышно цвести от звуков «металла» и джаза. А вот тропические - заслушиваются рэпом. Самыми чувствительными оказались табак и рис, под их любимые мелодии они растут быстрее.
Учитель:
Пора начинать работу редакционной коллегии, которая должна из каждой страницы нашего журнала отобрать основное, и оформить как «правила Здорового образа жизни».
Вторая страница журнала - «Моя осанка».
Учитель:
Как вы понимаете значение слова осанка? (ответы детей). Знаете ли вы, как сохранить правильную осанку? (ответы детей). А теперь предоставим слово «специалисту» из Института гигиены.
«Ученик-специалист»:
Осанка - это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки. При правильной осанке - спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут. Это способствует нормальному функционированию внутренних органов и органов движения.
Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.
Как же предупредить искривление позвоночника? Для этого следует запомнить простые правила гигиены опорно-двигательной системы:
1. Необходимо систематически заниматься физическими упражнения.
2. При однообразных трудовых движениях полезны корригирующие упражнения.
3. В возрасте 6-12 лет вредно увлекаться чрезмерными занятиями одним видом спорта с силовыми нагрузками.
4. Необходимо вырабатывать правильную посадку за рабочим столом.
5. Вредно поднимать большие тяжести.
6. Нельзя прыгать с высоты на твердую опору.
7. В любом возрасте вредно носить тесную обувь, а в подростковом - обувь на высоком каблуке.
8. Во всяком возрасте полезна утренняя зарядка.
Учитель:
А сейчас настало время для физминутки (на усмотрение учителя: упражнения для глаз, для правильной осанки, дыхательные упражнения под релаксационную музыку).
Теперь послушаем стихотворение «Осанка», которое подскажет вам многое:
Осанка - склад фигуры,
Особенность натуры,
Оценка воспитания,
Здоровья состояние.
И если вы настроены
Быть статными и стройными
Мы искренне советуем:
-Под матрац кладите щит
Позвоночник защитит
Он от искривленья
И от поврежденья.-За столом сидеть непросто,
Даже если он по росту.
Руки, ноги, таз и спину
Разгрузить необходимо.-Избегайте вредных поз,
Плеч и таза перекос.
Опирайтесь равномерно
На ноги одновременно.-Слишком долго не сидите,
За осанкою следите.
Для здоровья и порядка
Начинайте день с зарядки.Все советы выполняя,
Ничего не забывая,
Будете достойными
Статными и стройными.
Третья страница журнала - «Смехотерапия».
Улыбка дарит нам продление века, а злоба старит человека.
Учитель:
Всем известно, что врачи лечат людей. А вы слышали, что смех тоже лечит?
«Ученик-специалист» :
Влияние смеха на здоровье людей давно изучается.
Проводили интересный опыт: у добровольцев, которым показывали кинокомедии, каждые 10 минут брали анализ крови. Оказалось, что в самые смешные моменты в кровь выбрасываются дополнительные количества белых кровяных шариков, что повышает сопротивление организма против болезней. Кроме того, смех улучшает работу сердца, сосудов, повышает тонус мышц.
Учитель:
А давайте проверим на опыте, как вы себя будете чувствовать через несколько минут смеха (Дети рассказывают смешные истории.) Например:
1. В больнице был пожар. После окончания тушения докладывают главврачу:
-К сожалению, не обошлось без жертв. На первом этаже из десяти больных двоих откачать не удалось.
Главврач:
-Да вы же на первом этаже морг тушили!
2. Вовочка пьет чай, а мама ему говорит:
-Помешай чай серебряной ложкой, и все микробы умрут.
Вова:
-Мам, ты что?! Я буду пить чай с дохлыми микробами?!!!
3. Врач спрашивает пациента:
-Хорошо ли вы спите по ночам?
Пациент:
-Очень. Я считаю до трех и засыпаю.
Врач:
-Как? Только до трех?
Пациент:
-Ну-у, иногда до полчетвертого.
4. -Блиин!- сказал слон, наступив на колобка.
Учитель:
Ну как? Лучше настроение? Давайте будем чаще улыбаться друг другу.
Четвертая страница журнала - «Питание».
Кушай просто, проживешь лет до ста.
Учитель:
Статистика показывает, что первобытные люди жили 20 лет, в период феодального строя люди жили 35 лет, в царской России-32 года, а сейчас (по последним данным) - 70 лет.
По мнению ученых, человек должен жить 100 лет, средняя продолжительность должна составлять 120-150 лет.
Так почему же человек в среднем живет в два раза меньше? (неправильный образ жизни, вредные привычки, болезни, несчастные случаи)
Сегодня мы хотим обратить внимание на одну из причин многих болезней человека.
Теперь мы даем слово специалисту по питанию.
«Ученик-специалист» :
Если б еда прибавляла года…
Не нужно жить, чтобы только есть,
Надо есть, чтобы только жить.
Сколько мы тратим на еду ежедневно? (ответы учеников). Оказывается, мы тратим на еду 1,5-2 часа в день.
Причиной многих болезней является переедание и недоедание. Больше страдают от переедания, следовательно от избыточного веса.
Среди полных людей особенно велика смертность от диабета, рака, болезней сердца.
Одна парижская фирма выпустила весы, такие, что если на них становится человек, вес которого превышает 100 кг, звучит мелодия траурного марша Шопена.
Чтобы иметь нормальный вес, нужно соблюдать 4-х разовый режим питания. Не пропускать второй завтрак в школе.
Запомните один совет: вставать из-за стола нужно с чувством, что ты еще мог бы поесть, так как, если желудок будет переполнен, затрудняется выделение сока и переваривание пищи.
Пятая страница журнала - «Фитотерапия».
Учитель:
Сейчас, когда лекарства стали очень дорогими, все чаще люди стали использовать лекарственные травы для лечения.
1-ый «ученик-специалист» :
История использования лекарственных растений уходит далеко в прошлое. Еще до нашей эры широко использовали лекарственные растения в Юго-Восточной Азии.
В России лекарственные травы стали широко применяться в XVII веке.
Лекарственные растения разводили в аптекарских огородах-садах. Большой «аптекарский огород» был создан в 1714 году в Санкт-Петербурге.
У всех народов сведения о способности растений вылечивать разные болезни хранятся, передаваясь из поколения в поколение. Химические свойства, которые обуславливают их целебные свойства, очень разнообразны по своему составу. Предлагаем вам следующие рецепты:
2-ой «ученик-специалист» :
Я расскажу вам о ромашке аптечной из семейства сложноцветных. Растет она на лугах, степях, по полям, сорным местам, в огородах. Это растение обладает противовоспалительным действием. Собирают цветы ромашки. Отвар из них употребляют как средство от простуды, кашля, для примочек, полосканий, промывания ран. Сухие цветы ромашки заваривают кипятком, настаивают 15 минут и пьют этот чай с сахаром или медом на ночь, чтобы крепко и спокойно спать.
3-ий «ученик-специалист» :
По праву можно назвать другом путешественников и туристов подорожник большой из семейства подорожниковых. Его можно встретить на обочинах полевых и луговых дорог. Часто это растение безжалостно топчут и даже не подозревают о его целебных свойствах. Если в походе вы натрете или пораните ногу, оберните больное место листом подорожника. Вы почувствуете, что боль постепенно проходит. Листья этого растения прикладывать при ссадинах, ожогах, укусах насекомых, нарывах и фурункулах. Хорошим ранозаживляющим средством служит свежий сок из листьев подорожника. Настой из сушеных листьев применяют как отхаркивающее средство и при заболеваниях кишечника.
Учитель:
Итак мы закрыли последнюю страницу журнала. Все это время работала редколлегия, которая ознакомит нас с памяткой о здоровом образе жизни.
Редколлегия:
1. Соблюдай тишину.
2. Занимайся спортом, сохраняй правильную осанку.
3. Старайся чаще улыбаться.
4. Будь умерен в еде.
5. Травы - самое лучшее лекарство. Но не забывай, что они требуют бережного отношения к себе.
Учитель:
Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите как сердце, как глаз!
Теперь на память раздайте свои приготовленные рецепты гостям.