Цели урока.
Обучающая:
-формирование навыка выразительного чтения через работу с произведением Е.Чарушина «Никита – охотник»
Развивающие:
- развитие умения работать по заданному алгоритму (работа с памяткой)
- развитие аналитических умений мыслительной деятельности (через анализ текста с целью характеристики деятельности героев)
- развитие коммуникативных умений и навыков взаимодействия (через работу в группах и парах)
- развитие навыков планирования, контроля и оценки собственной деятельности посредством планирования этапов урока и листа самооценки.
Воспитательные:
- воспитывать умение общаться друг с другом посредством игры
- воспитывать культуру общения и культуру учебного труда
- воспитывать культуру чтения и речи через работу с книгой.
Ход урока.
Организационный момент.
(проверка наличия учебника, ручек, тестов, листов самооценки)
Повторение пройденного.
- На прошлом уроке мы читали по ролям стихотворение А.Барто «Об игре». Мы разбивались на группы и отрабатывали выбранную роль. Давайте посмотрим, что получилось после домашней доработки. (инсценировка А.Барто)
-Выскажем свое мнение о выразительности чтецов.
Новая тема.
- Продолжим разговор о различных играх на этом уроке. Нас ждет знакомство с произведением Е.Чарушина «Никита – охотник». С этим автором мы уже встречались.
- О чем он пишет?(о животных)
- Сегодня о животных мы будем вспоминать, но главным героем будет кто, если судить по названию?(Никита)
- Мы уже упоминали понятие «выразительное чтение». Постараемся еще раз уточнить для себя, из чего складывается выразительность.
Поэтому контрольный вопрос урока звучит так: «Что необходимо мне для выразительного чтения?»
- Поможет провести нам урок планирование нашей деятельности. Давайте посмотрим на картинный план. Нас ждет тест, чтение по ролям, работа в парах, домашнее задание.
Работа с текстом.
-Я начинаю читать. Можете следить за мной или слушать. Ваша задача понять содержание и подсчитать, сколько животных упоминается в рассказе.
После прочтения:
- Чтобы хорошо прочитать, надо хорошо понять содержание прочитанного. Для этого я предлагаю вам тест.
(работа с тестом. Приложение 1)
Повторное чтение.
- В правильности ответов давайте убедимся, читая текст. Но помним, что цель нашей работы учиться выразительному чтению, а поэтому нам необходимо уделять особое внимание поступкам и действиям персонажей.
-Читаем по цепочке по предложениям.
-Убедились сколько животных упомянуто?(показ игрушек: тигр деревянный, крокодил резиновый, слон из тряпок, змея –веревочка)
-Сравните : какие характеристики игрушек не соответствуют игрушкам Никиты?(Дети находят несоответствия между предложенными игрушками и описаниями их в тексте)
-Далее встретилось интересное слово КОМОД.
-Где узнаем значение непонятных слов?(толковый словарь)
-Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и различных мелких домашних вещей.
-Итак, мы прочитали 1 часть.
-Сейчас мы постараемся поиграть вместе с Никитой и подготовиться к чтению по ролям.
-Давайте определим, сколько будет ролей?(автор и Никита)
-Почему?(у животных нет слов, о них говорит автор)
-Читаем вторую часть. Именно ее мы будем читать по ролям. Вот здесь нам и понадобится понять, из каких критериев складывается выразительное чтение.(работа с памяткой. Приложение 2)
-Для того, чтобы предать настроение нам сейчас необходимо после прочтения уточнить, что и как делают персонажи, ответив на вопросы КТО? и ЧТО ДЕЛАЕТ?
В ходе работы с текстом на доске появляется следующая схема
- Теперь решим, что будем передавать при чтении. Выберем средства речевой выразительности(тон, темп, логические ударения, жесты, мимику)
- Тон. Никита возбужденно кричит за зверей, подражая их звукам, да еще собственная радость, смелость победителя. А у автора - спокойный, поясняющий.
- А почему я на картинках сделала у автора легкую улыбку?(игра, веселая игра, детство свое вспоминает)
- Мимика и жесты. А что это такое нам поможет разобраться физминутка.
Физминутка.
Покажите тигра, слона, змею, крокодила.
А кому в рассказе не надо жестикулировать?
Чтение по ролям.
- Людям какой профессии необходимо выразительное чтение?(артистам)
-А для кого они играют?(для зрителей)
- А где-то в зале сидит режиссер и переживает за актеров, оценивает их работу.
-Сейчас кто-то попробует прочитать, помня критерии выразительного чтения. А самый внимательный будет режиссером и оценит актера.(чтение и работа по карточкам самооценки)
- Подведем итоги, что необходимо им для выразительного чтения, на что обратить внимание.
- Начать нам помогут слова:
Мне кажется
Я считаю
По-моему
Я думаю
Работа в парах.
- А теперь вы будете одновременно актерами и режиссерами, работая в паре. Вы выбираете себе роль(по договоренности или выбираете карточку с ролью). После чтения каждый заполняет карточку самооценки, но при этом учитывает мнение товарища (Приложение 3)
Цель: понять, что мне необходимо для выразительного чтения, над каким критерием необходимо поработать.
Оценивание.
-Что выяснили, над чем надо поработать?
-Вот мы и ответили на контрольный вопрос урока и дома продолжим работать над выявленными недостатками.
Домашнее задание.
-Продолжить работу над чтением по ролям и узнать любимые игры взрослых в детстве.
Момент сюрприза.
- А сейчас подошло время узнать, какие любимые игры и игрушки у вас. Покажите нам рисунки с их изображениями. А для поднятия настроения сделаем это под детскую песню о вас, мои первоклассники!