Литературное чтение в начальной школе. "Басня И.А. Крылова "Кукушка и Петух"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Учить выразительному чтению через понимание содержания басни и выделение главной мысли.
  2. Воспитывать доброжелательность друг к другу.
  3. Развивать речь учащихся.
  4. Учить сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование:

            Портрет И.А.Крылова (перед уроком закрыт на доске); иллюстрации (типографские) к басне «Кукушка и Петух»; картинки кукушки, соловья; чучело воробья; игрушка петуха (из кукольного театра); карточки с буквами: К, П, В; проигрыватель; запись с пением соловья; 3 ободка на голову, на которых изображены кукушка, петух, воробей; фото памятника И.А.Крылова в Санкт-Петербурге; картинки животных из разных басен И.А.Крылова; книга для чтения (учебник для учащихся 3 класса под. ред. В.Г.Горецкого); отрывок «Барские забавы» из повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Ход урока:

Вчера мы с вами знакомились с отрывком из повести А.С.Пушкина «Дубровский». Давайте сейчас прочитаем один эпизод на странице...
(Ученица получает оценку. Книги закрыли).
Показывая Троекуровские забавы, А.С.Пушкин показал порок этого человека - жестокость.
Был такой писатель - И.А.Крылов, живший во времена А.С.Пушкина, который все свое творчество посвятил высмеиванию разных человеческих пороков и недостатков.
Таких как жадность, глупость, трусость, невежество.
(Учитель на доске открывает портрет писателя. Выходит ученик и рассказывает несколько строк из биографии И.А.Крылова.)
Иван Андреевич Крылов родился в Москве, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете.
Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. С начала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни.
Первая книга его басен вышла, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен.
Басня - это краткий рассказ, нередко стихотворный, всегда поучительного характера. В начале или чаще в конце басни сформулирован вывод, основная поучительная мысль - мораль. Почему вышло так, а не иначе, кто был прав, а кто виноват.
Герои басни не только люди, но и животные, растения, птицы, рыбы, вещи. В басне, с которой мы сегодня будем знакомиться, действуют птицы.
Главные действующие лица - птицы Кукушка и Петух (именно так называется басня).
(Вывешивается иллюстрация к ней).
Встретились как-то Петух и Кукушка и разговорились...
Я сейчас начну читать басню, а вы, ребята, потом скажите, как относились друг к другу Кукушка и Петух.
(Читая слова Кукушки, показываю картинку с изображением кукушки; читая слова Петуха, показываю игрушку из кукольного театра; читая слова Воробья, показываю чучело воробья.)
Ответ учащихся на поставленный вопрос.
Открыли страницу 104. Читая, заглавными буквами К, П, В, отмечаем их слова и одновременно подчеркиваем:
1 вариант - Какими словами Кукушка обращалась к Петуху, что говорила она о его голосе?
2 вариант - Какими словами Петух обращался к Кукушке, что говорил он о ее голосе?
После чтения:
Какими словами обращалась Кукушка к Петуху?
- Милый Петушок.
- Мой куманек, кум (значит он крестный отец по отношению к родителям крестника).
Какими словами обращался Петух к Кукушке?
- Кукушечка, мой свет (значит лучше тебя нет на свете).
- Красавица.
Эти слова еще раз подтверждают, что они относились друг к другу доброжелательно.
Ребята, как поет петух?
- Ку-ка-ре-ку!
Первый вариант!
Как начала Кукушка хвалить его пение?
- «Поешь ты громко, важно».
Это правда?
- Да.
- «Век слушать я готова».
- «Поешь ты лучше райской птички» («Райский сад», «райская жизнь» - значит очень хорошо.)
А вы согласны, ребята, с тем, что Петух может петь лучше райской птички?
- …
Значит, ее слова обманны, лживы, да она еще ссылается на всех, что и другие такого же мнения.
А почему она хвалит его, хотя, может, в действительности, не считает, что его голос превосходен?
- Да потому что он тоже хвалит ее.
А как поет кукушка?
- Ку-ку, ку-ку!
Второй вариант!
Как Петух хвалит пение Кукушки?
- «Как тянешь плавно и протяжно».
- «Во всем лесу у нас такой певицы нет».
Божусь (Богом клянется!),
лишь только замолчишь,
то жду я, не дождусь,
чтоб начала бы снова...»
- «Отколь (откуда) такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!»
- «А песни, что твой соловей».
Итак, Петух ноет лучше райской птички, а Кукушка поет, как Соловей.
И неизвестно до чего бы дошли в своей похвале Петух и Кукушка, если бы не пришел Воробей.
Прочитайте, что сказал он об их пении.
- «Друзья! Хоть вы охрипните,
хваля друг дружку, - все ваша музыка
Плоха!..
Он прав?
- …
Вот в этих словах Воробья и автора содержится главная мысль басни (мораль).
Еще раз прочитайте слова Воробья и автора.
- …
Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне?
- лесть (угодливое восхваление, хотя вроде и без корысти)
- лживость
Мы с вами могли бы прокукарекать, как петух, прокуковать, как кукушка. А вот если бы я попросила вас спеть по-соловьиному, навряд ли кто-нибудь бы смог.
Соловей - непревзойденный певец леса (показ картинки с его изображением).
Давайте послушаем его пение...
(Включается фонограмма.)
Эту басню вы должны дома выучить наизусть. И сейчас будем учиться читать выразительно.
Сделаем два подготовительных упражнения:
1. Встали.
Глубокий вдох - на счет 1-5 (про себя). Задержите дыхание
(на счет 1-3).
Выдох (на счет 1-5).
2. Скороговорка: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
Сели и открыли тетради для памяток. Вспомнили, что значит читать выразительно.
Какие средства выразительности надо помнить?
- тон, темп, громкость, логические ударения.
Какой тон в речи Петуха и Кукушки?
- доброжелательный.
Какой тон у Воробья?
- недовольный, утвердительный.
Какой выберем темп диалога Кукушки и Петуха?
- медленный.
Какой темп речи Воробья? - быстрый.
Громко ли надо читать слова Петуха и Кукушки?
- нет (им не надо, чтобы слышали другие).
Но их случайно услышал Воробей. Ему надоели лживые восхваления, и он сказал громко.
А логические ударения и паузы сейчас будем определять вместе (работа с книгой).
Выходят 4 ученика (Кукушка, Петух и Воробей надевают ободки на голову с рисунками героев) и читают по ролям.
В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник, около которого всегда толпятся ребятишки.
Старый человек глубоко задумался, сидя в кресле, а у ног его теснятся бронзовые звери. Человека этого зовут И.А.Крыловым, а звери - это герои его басен (показ фото памятника).
К сегодняшнему дню в тетрадях по чтению вы должны были написать его басни, в которых есть названия животных.
Назовите их, а я буду выставлять некоторых героев его басен на доску.

«Ворона и Лисица»
«Мышь и Крыса»
«Волк и Ягненок»
«Прохожие и собаки»
«Лягушка и Вол»
«Чиж и Голубь»
«Собачья дружба»
«Лисица и виноград»
«Две собаки»
«Лев на воле»
«Лев и Лисица»
«Щука и Кот»
«Марышка и очки»
«Слон и Моська»
«Лебедь, Щука и Рак»
«Скворец»
«Свинья под дубом»
«Два голубя»
«Орел и куры»
«Белка»
«Муха и пчела»
«Медведь»
«Стрекоза и Муравей»
«Зеркало и Обезьяна»

(Ряд ребят получают оценки за эту работу).

Подведение итога урока.