Цель: изучить некоторые химические свойства солей в процессе практической
деятельности.
Задачи: -формировать умения и навыки при работе с формулами, уравнениями, химическим оборудованием и реактивами;
-развивать память, речь, мышление;
-формировать умения сравнивать и анализировать, делать выводы;
-воспитывать самостоятельность, коммуникативность, вниматетельность,
трудолюбие, аккуратность.
Тип урока: комбинированный.
Методы и ФОПД: частично-поисковый; коллективная, групповая, парная и индивидуальная работы.
Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, 6 ящиков с реактивами и химическим оборудованием /пробирки,спички,спиртовки, держатель, стеклянная палочка, лучинки/ карточки с формулами, таблица растворимости, ПСХЭ, инструкция к практикуму.
Реактивы: CuSO4 , CaCO3, HCl, NaOH, BaCl2, вода.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Повторение.
Учитель: Какие классы неорганических веществ вы знаете?
Какие соединения называют оксидами (кислотами, основаниями)?
/Учащиеся отвечают на поставленные вопросы/
Задание. Прочитать и назвать формулы веществ, спроецированных на экран через медиапроектор /устно/
Слайд 1*.
HBr, SO2, HNO3, Al2O3, Fe(OH)3, K2O, P2O5, Zn(OH)2, H3BO3.
Учитель: Какие вещества называют солями? Какие бывают соли? /ответы учащихся/
Задание. Разделить предложенные формулы солей, согласно их классификации /работа в тетради/
На доске:
Слад 2. На экране спроецированы формулы. Учащиеся выходят по очереди( 4 человека), выписывают формулы на доску, дают названия.
Даны соли: NaCl, КNaSO4, Cu(OH)Cl, MgSO4, NaHCO3, NaLi 2PO4, Mg(OH)Br, NaHS.
Учитель: А теперь, в качестве итога нашего повторения, напишем небольшую проверочную работу.
3.Проверочная работа.
Слайд 3.
Задание. Составить формулы солей: хлорид алюминия, нитрат магния, сульфат калия, карбонат железа, ортофосфат кальция, сульфид калия
/ Один из учащихся выполняет данное задание на скрытой части доски,
остальные работают на листочках. После выполнения работы ребята
меняются листочками, проверяют задание и ставят оценки./
Слайд 4. Критерии оценивания: «5»-0 ошибок.
«4»-1.
«3»-2.
«2»-3 и больше.
Учитель: А теперь приступим к изучению новой темы. Сначала вы внимательно изучите
инструкцию, затем мы разберем вместе вопросы, которые у вас возникнут и
затем будите выполнять работу.
Повторим правила ТБ по картинкам на экране. (Слайд 5)
4. Изучение новой темы / групповая работа/
Группам раздаются инструкции, на их изучение дается 3 минуты,
затем выполняется практическая часть./15 мин./
/см. инструкцию/
5. Домашнее задание: параграф 33, № 6(п) стр.98. /комментарии учителя/
6. Подведение итогов.
/Учитель сообщает учащимся оценки, подводит итог урока. /
1. 1 пробирка: CuSO4.
2 –3 пробирки: CaCO3
1 часть. Рассмотрите выданные вам образцы солей. Какого они агрегатного состояния,
какого цвета?
Проверьте соли на растворимость в воде. Для этого, в пробирки с солями
прилейте по 4-5 мл. воды /кроме 3 пробирки/ и размешайте стеклянной палочкой.
Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
2 часть. Изучение химических свойств солей.
1.Разделите полученный раствор соли CuSO4 на 3 пробирки.
2.В первую пробирку добавьте 1-2 мл. раствора кислоты HCl,
что вы наблюдаете?
3.Во вторую- раствор гидроксида NaOH, что наблюдаете?
4.В третью- раствор соли BaCl2, что наблюдаете?
5. Третью пробирку с солью СаСО3 закрепите в пробиркодержателе и осторожно
нагрейте, соблюдая все правила техники безопасности. Что вы наблюдаете?
Зажгите лучину о спиртовку и проверьте наличие газа в пробирке с солью.
Какой газ выделяется в результате данной реакции? Проверьте по таблице
растворимости, является ли данная соль растворимой.
6. Составьте уравнения всех реакции и запишите наблюдения в тетрадь.
/правильность составления уравнений проверяется на доске/
3 часть. 1. Понятие о кристаллогидратах. /сообщение /
/За неделю до данного урока одному из учеников было дано задание вырастить
дома кристаллы солей (хлорида натрия, дихромата калия) и сделать небольшое
сообщение./
2. Сделайте выводы о химических свойствах солей.
/Учащиеся делают выводы о химических свойствах/
Выводы. Соли реагируют с кислотами, основаниями, солями;
нерастворимые соли разлагаются при нагревании; образуют кристаллогидраты.
* Презентацию можно получить у автора статьи