Цель: Дать представление о возможностях линии, ее выразительных особенностях и способности преобразовывать пространство листа.
ХОД УРОКА
Беседа
Все мы пользуемся линией для передачи сообщений, схем, графиков, узоров, образов. При этом линия бывает самой разнообразной: прямой, волнистой, тонкой и толстой, плавной и резкой.
Мы можем, изменяя ее толщину, приблизить или создать эффект удаления. ( см. рис.1 в приложении)
В то же время у линии есть способность передавать не только контур, не только толщиной приближать и удалять изображение. У линии есть удивительное качество - она может преобразовывать изображение из плоского в объемное.
Например, если мы возьмем и нарисуем шар контурной линией и нарисуем круг той же линией (см. рис.2)
Ничем они отличаться не будут т.к. шар – это объемное тело, а в данном случае объем, мы можем только домыслить и представить.
Как же передать линейным рисунком объем?
Для этого давайте попробуем понаблюдать за линией и за тем, как она начнет обманывать наш глаз.
Итак. Проводим параллельные линии – с пространством вроде бы ничего не происходит.
Теперь попробуем повести линии, меняя расстояние между ними, уменьшая его к краю и увеличивая к середине (см. рис.3). Получается эффект приближения середины к зрителю.
Теперь посмотрим, какое впечатление оставит искажение линии (см. рис.4).
Появилось ощущение выпуклости поверхности. Что линия натолкнулась на преграду в своем движении и стала обходить ее. Вследствие чего и родилось ощущение объема.
Таким образом, приходим к выводу, что для передачи объема линией необходимо ее движение и расстояние между линиями.
Теперь вернемся к нашему опыту с изображением шара. Давайте заполним шар линиями как в нашем опыте, сначала – горизонтальными, затем – вертикальными, зная, что предметы при приближении видятся нам крупнее, а при удалении – меньше. Таким образом, приближённую к нам поверхность (середина) изобразим расстоянием между линиями более широким, а удаляющуюся от нас – более узкими.
В этом случае у нас получилось на самом деле изображение объёмного предмета – шара (правда, похожего на глобус).
Теперь мы знаем, что используя такие законы как изменение направления линии в зависимости от формы и учащение или увеличение расстояния между линиями, можем передать объём.
Вернувшись к нашему шару, мы можем при помощи линии показать его объём. (рис.5)
Знакомство с художником
Здесь мне хочется познакомить вас с художником, который очень любил экспериментировать с линией – это Виктор Вазарели – он родился в начале 20 века в Венгрии, а расцвет его творчества пришёлся на время его пребывания во Франции 60 – 70 годы. С его именем связывают такой термин как «эмоциональный шок для глаз». Своим искусством он попытался передать глубину и изменчивость вселенной.
см. приложение.
А теперь перейдём к нашей практической части. Я попрошу вас построить простую композицию из 2-х – 3-х фигур используя изученные свойства линии и в конце задания преобразовать изображение в шахматную доску с чёрно – белыми квадратами.
Например - ваза и шар.
Сначала мы строим изображение;
Теперь начинаем преобразовывать плоское изображение в объёмное;
И далее – черно – белое чередование.
В итоге у нас получилось изображение объёмных тел посредством линии (см. рис.6) .
См. приложение.