Цели:
- Образовательные: повторить признаки весны, закреплять умение составлять словосочетания с предложенными словами, продолжить учить ставить в тексте знаки орфоэпии: безударный о, непроизносимые согласные, ударение в словах, слитное произношение предлогов и союзов с последующими словами, учить давать характеристику звука;
- Коррекционные: автоматизировать звук ч в слогах со стечениями, словах, предложениях, работать над речевым дыханием, развивать артикуляционную моторику, продолжить работу над словесно-логическим мышлением, развивать речевой слух при различении слов и фраз с использованием и без использования звукоусиливающей аппаратуры,
- Воспитательные: показывать красоту окружающего мира,
Оборудование: индивидуальные слуховые аппараты, артикуляционный профиль для звука ч, картинки по теме “Весна”, карточка с текстом, таблички разрезного текста.
Ход урока
1. Организационный момент
– Поздоровайся!
– Здравствуйте, Евгения Александровна!
– Ты слышишь?
– Я слышу.
– Как ты себя чувствуешь?
– Я чувствую себя нормально.
2. Предварительная беседа
– Какой сейчас урок?
– Урок развития речевого слуха и формирования произношения.
– Какой звук мы будем говорить?
– Звук ч.
– Расскажи о звуке.
– Выдох через рот, голоса нет, язык впереди вверху, зубы сближены, губы вытянуты вперед, звук короткий (одновременно показывает на артикуляционном профиле).
3. Речевая зарядка
а) Дыхательная гимнастика: три быстрых довольно глубоких вдоха – один выдох (выполняется под шаги на месте) – 4 раза;
б) для голоса: папапа________, а________, папапа________ и т.д. (так как у ребенка отмечается гнусавый оттенок голоса);
в) на звук ч (с использованием элементов фонетической ритмики):
4. Автоматизация звука ч
– Назови картинки.
– Грач, ручей, мяч, почки.
– Что лишнее?
– Мяч.
– Почему мяч – лишний? Когда бывают грачи, ручей и почки?
– Весной.
На доске табличка:
– Постепенно произносим всю фразу.
5. Восприятие на слух словосочетаний из текста (с использованием индивидуального слухового аппарата)
– Прочитай словосочетания.
– Снег тает, бегут ручейки, набухают почки, начали прилетать, пускают лодочки и кораблики.
– Читай без порядка, а я буду слушать.
Ученик читает за экраном словосочетания, учитель слушает, контролируя произношение. Если ученик читает невнятно, учитель говорит, что он не понял и нужно повторить.
– Теперь я буду читать, а ты слушай.
Различение словосочетаний при выборе из пяти.
6. Работа с текстом
1) Составление текста из отдельных предложений.
– Какой текст мы читали вчера?
– Ранняя весна.
– Составь текст.
Первое знакомство с текстом (восприятие, чтение) происходило накануне.
2) Чтение учеником текста (с параллельным показом на картинке).
Прозвенел звонок. Начался урок рисования. Ребята взяли альбомы, фломастеры и стали рисовать. Ранняя весна. Солнце начинает ярко светить и сильно греть. Снег тает, бегут весенние ручейки. Ребята пускают кораблики и лодочки. На деревьях набухают почки. Перелётные птицы начали прилетать с юга.
Рис. 1
3) Задания по тексту.
– Закрой глаза.
Учитель убирает выборочно таблички (на которых написаны предложения со словами со звуком ч).
– Какого предложения нет?
– ...
4) Вопросы по тексту.
– Какое время года?
– Почему?
– Почему весна ранняя?
5) Различение предложений из текста с показом на других картинках.
– Снег тает, бегут весенние ручейки. (Рис. 2)
– Перелётные птицы начали прилетать с юга. (Рис. 3)
– Ребята пускают кораблики и лодочки. (Рис. 4)
Рис. 2 | Рис. 3 | Рис. 4 |
Ученик воспринимает на слух, воспроизводит, указывает соответствующую картинку.
– Сними аппарат. Слушай внимательно.
Различение двух-трех предложений без использования звукоусиливающей аппаратуры.
6) Пересказ текста.
Пересказ по опорным картинкам (см. выше).
7. Итог урока
– Что ты делал на уроке?
– Как ты говорил? Хорошо?
– Какое задание тебе понравилось больше?
– Почему?