Цели и задачи урока:
- На основе экспериментальных опытов закрепить знания учащихся о свойствах кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации
- Продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе экспериментальных опытов и полученных знаний
- Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок
Методы и методические приемы:
Индивидуальная работа учащихся с карточками заданий, работы в малых группах, лабораторный химический эксперимент, использование информационно-коммуникационных технологий, сообщения учащихся.
Оборудование:
- Демонстрационный эксперимент:
- NaHCO3, лимонная кислота, ступка, пестик, ложечка, стакан с водой;
- Лабораторный эксперимент:
- HCl, NaOH, NaCl, индикаторы бумажные, штатив с пробирками.
Ход урока
Тема нашего урока сегодня очень тесно связана с именем этого ученого... (слайд с фотографией С. Аррениуса)
"Он родился в 1859 году в старинном шведском городе Упсале. Уже в 3 года он научился читать, а вскоре поразил близких необычайной страстью к счету. В школе он был среди лучших учеников благодаря способностям к физике и математике. В возрасте 17 лет он был принят в Упсальский университет. И уже через 2 года сдал экзамен на степень кандидата философии. Физик по образованию, он прославился своими химическими исследованиями и стал одним из основателей новой науки - физической химии. Больше всего он занимался изучением поведения веществ в растворах, а также исследованием скорости химических реакций. За разработку теории... ему в 1903 году была присуждена Нобелевская премия. Кто был этот ученый?"
Ответ: Речь идет о Сванте Августе Аррениусе (1859 - 1927), основателе теории электролитической диссоциации.
Что же такое электролитическая диссоциация? Перечислите основные положения теории электролитической диссоциации.
(слайды электролизер, механизм электролитической диссоциации)
Вопрос классу:
Когда в 1887 году появились первые работы С. Аррениуса по диссоциации, его оппоненты (научные противники) приводили "убийственные" доводы против диссоциации. Например, такой: "При растворении NaCl мы получаем соленую воду, которая не только не причиняет вреда организму человека, но, напротив, полезна ему. Если принять точку зрения Аррениуса, то образовавшийся при диссоциации натрий тут же вступит в реакцию с водой". Аррениус быстро нашел ошибку в рассуждениях оппонентов. А вы сможете это сделать?
Ответ: При диссоциации образуется не атом, а ион Na+
NaClNa++Cl-
Na0 +11/2/8/1 1s22s22p63s1 энергетически невыгодно
Na+ +1 l/2/8 1s22s22p6 энергетически выгодно
Na° - 1 е-Na+, таким образом атом Na0 химически очень активен, так как имеет незавершенный внешний энергетический уровень.
Расшифруйте понятия электролиты и неэлектролиты. Что такое степень электролитической диссоциации? Дать понятия сильным и слабым электролитам.
Химический диктант:
Какие из перечисленных веществ являются сильными электролитами, а какие слабыми? Впишите формулы веществ в соответствующие колонки таблицы: NaOH, H2SO4, NaCl, Н2СО3, Cu(OH)2, H2S, Na2CO3, Fe(OH)3.
Ответ:
Сильные | Слабые |
NaOH H 2 SO4 NaCl Na 2 CO3 |
H 2 CO3 Cu(OH)2 H 2 S Fe(OH)3 |
Минеральная вода одного из источников содержит ионы: Na+, K+, Mg2+, I-, Сl-, SO42-. Какие соли можно взять, чтобы при их растворении в дистиллированной воде получить раствор такого же количественного состава? Запишите формулы солей.
Ответ: NaCl, KCl, MgCl2, NaI, KI, MgI2, Na2SO4, K2SO4, MgSO4
"Мозговая атака"
Вопросы классу:
Заведомо ложное умозаключение, построенное на неправильных положениях, называется софизмом. Попробуйте опровергнуть предложенные софизмы.
1. Все металлы проводят электрический ток, следовательно, все металлы - электролиты.
Ответ: Металлы в воде не растворяются, а электрический ток проводят, потому что в кристаллической решетке металлов есть свободные электроны - "свободный электронный газ". Электролиты проводят электрический ток, потому что в растворах или расплавах распадаются на ионы.
2. Если встать в лужу, в которой лежит оголенный провод, находящийся под напряжением, можно получить смертельный удар током. Следовательно, вода проводит электрический ток.
Ответ: Электрический ток проводит не вода, а соли, растворенные в воде. Дистиллированная вода электрический ток не проводит.
3. В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов (шиповника, черники, калины). Настой стал проводить электрический ток. Почему?
Ответ: В плодах содержатся кислоты и соли, которые при растворении в воде диссоциируют на ионы, за счет которых настой проводит электрический ток.
4. При рентгеноскопии желудка пациенту дают выпить взвесь BaSO4. Объясните, почему чистый BaSO4 не вызывает отравлений, в то время как зафиксированы случаи со смертельным исходом при применении BaSO4 с примесями Ва Сl 2..
Ответ: Чистый BaSO4 не вызывает отравлений, так как это вещество, не растворимое в воде, а ВаСl2 хорошо растворим в воде и при диссоциации
ВаСl2Ва2++2Сl- образует ионы Ва2+, которые являются ядом для организма человека.
Ребята, а сейчас вам предстоит выполнить лабораторный эксперимент, но прежде чем мы приступим к эксперименту, давайте вспомним правила по ТБ при работе с кислотами и щелочами.
Задание: В химическую лабораторию поступили 3 склянки с растворами без этикеток. Из накладной лаборанты узнали, что получены растворы НСl, NaOH, NaCl. Как определить каждое вещество и правильно наклеить этикетки? Проведите необходимое исследование.
Пока учащиеся проводят исследования, все слушают сообщения об индикаторах.
Доклад.
Исторический экскурс к опыту "Влияние среды на окраску индикатора".
История открытия вещества, о котором пойдет речь, началась в XVII в. в лаборатории известного английского физика и химика Роберта Бойля (1627-1691). В лаборатории, как обычно, кипела напряженная работа: горели свечи, в ретортах нагревались разнообразные вещества. В кабинет к Бойлю вошел садовник и поставил корзинку с великолепными темно-фиолетовыми фиалками. В это время Бойль собирался проводить опыт по получению серной кислоты. Восхищенный красотой и ароматом фиалок, ученый, захватив с собой букетик, направился в лабораторию. Его лаборант Уильям сообщил Бойлю, что вчера доставили две бутылки соляной кислоты из Амстердама. Бойлю захотелось взглянуть на эту кислоту, и, чтобы помочь Уильяму налить кислоту, он положил фиалки на стол. Затем он взял со стола букетик и отправился в кабинет. Здесь Бойль заметил, что фиалки слегка дымятся от попавших на них брызг кислоты. Чтобы промыть цветы, Бойль опустил их в стакан с водой. Через некоторое время он бросил взгляд на стакан с фиалками, и случилось чудо: темно-фиолетовые фиалки стали красными. Естественно, Бойль, как истинный ученый, не мог пройти мимо такого случая и начал исследования.
Он обнаружил, что и другие кислоты окрашивают лепестки фиалок в красный цвет. Ученый подумал, что если приготовить из лепестков настой и добавить немного к исследуемому раствору, то можно будет узнать, кислый он или нет. Бойль начал готовить настой из целебных трав, древесной коры, корней растений. Однако самым интересным оказался фиолетовый настой, полученный из лакмусового лишайника. Кислоты изменяли его цвет на красный, а щелочи - на синий. Бойль распорядился пропитать этим настоем бумагу и затем высушить ее. Так была создана первая лакмусовая бумажка, которая теперь имеется в любой химической лаборатории. Клочок такой бумажки, погруженной в испытуемый раствор, изменяет свой цвет и показывает, кислый это раствор или щелочной. Таким образом, было открыто одно из первых веществ, которые Бойль уже тогда назвал индикаторами. Слово индикатор в переводе с латыни означает "указатель".
Ответ: с помощью индикаторов определили растворы:
НСlН++Сl- синий лакмускрасный, метиловый оранжевыйрозовый, универсальныйкрасный, рН< 7
NaOHNa++OH- красный лакмуссиний, метиловый оранжевыйжелтый,
универсальныйоттенки синего, рН>7
NaCl на индикаторы не действует.
Дать определения кислот, оснований, солей с позиции ТЭД.
"У кислот и оснований - сто веков войны
Им о мире разговоры вовсе не нужны.
Только победителей не будет в споре никогда:
В результате всех реакций - соль лишь и вода".
О какой реакции идет речь? Проведите эту реакцию и запишите уравнение в молекулярном и ионном виде.
Ответ: NaOH+HClNaCl+H2O
Na++OH-+H++Cl-Na++Cl-+H2O
H++ OH-H2O
Это реакция нейтрализации.
Давайте проведем такой опыт (демонстрационный эксперимент): если измельчить в ступке соду (NaHCO3) и лимонную кислоту, то между этими веществами реакции не наблюдается. Что нужно сделать, чтобы реакция произошла?
Ответ: высыпать эту смесь в стакан с водой. Реакция протекает бурно.
Алхимики утверждали, что "вещества не реагируют, если они не растворены!"
Какие реакции относятся к реакциям ионного обмена? В каких случаях реакции ионного обмена идут до конца?
"Мысленный эксперимент"
В кабинете химии учитель заранее написал на доске уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Но кто-то пробрался в кабинет и специально стер почти все записи. Вот что осталось на доске:
Аl3++ЗОН-Аl(ОН)3
SO32-+2H+H2O+SO2
H++ OH-H2O
Восстановите запись учителя.
Ответ: AlCl3+3NaOHAl(OH)3+3NaCl
Al3++3Cl-+3Na++3OH-Al(OH)3+3Na++3Cl-
Аl3++ЗОН-Аl(ОН)3
K2SO3 + 2HCl2KCl + H2O + SO2
2K++SO32-+2H++2Cl-H2O + SO2+2K++2Cl-
SO32-+2H+ H2O+SO2
H2SO4 + 2NaOHNa2SO4 + 2H2O
2H+ + SO32- + 2Na+ + 2OH-2Na+ + SO32- + 2H2O
H++ OH-H2O
А теперь решим расчетную задачу:
Определите, сколько граммов каждого из веществ нужно взять фармацевту для
приготовления 500г 5% спиртового раствора I2? Для смягчения действия этот раствор также содержит 1% глицерина.
m(I2)=500г*5%/100% = 25г
m(глицерина)=500г* 1%/100% = 5г
m(Н2О)=500г - 25г - 5г = 470г
А теперь выполним творческое задание (слайды).
Я прочитаю вам стихотворение, вы посмотрите ход эксперимента в компьютерном варианте и выполните цепочку превращений.
Пусть эти превращения
Дадут вам уравнения.
Красный фосфор я сжигаю,
К дымку воду приливаю.
Проверяю лакмусом,
Станет сразу красным он!
Добавим натрия гидроксид -
Цвет фиолетовый в колбе возник,
Потом получаю фосфат серебра,
Цветом - лимонная кожура.
Растворяю осадок желтый
Добавлением кислоты азотной.
И на доске превращения эти
Вы запишите, милые дети!
PP2O5H3PO4Na3PO4Ag3PO4 H3PO4
1. 4Р+5О22Р2О5
2. Р2О5 + ЗН2О2Н3РО4
3. H3PO4+3NaOH ЗН2О + Na3PO4
H++ OH-H2O
4. Na3PO4+3AgNO3Ag3PO4+3HNO3
PO43-+3Ag+ Ag3PO4
5. Ag3PO4+3HNO33AgNO3+ H3PO4
Напоследок давайте разберёмся ещё с одной историей.
Федя снял аккумулятор с "Жигуля":
Напряжение упало до нуля,
Феде посоветовал Андрей:
Ты электролит туда залей!
Фёдор взял на кухне соли:
Он учил когда-то в школе,
Что любой электролит,
Если он водой залит,
Распадётся на ионы.
Этих ионов - миллионы!..
Соль - всегда электролит.
Вот готов раствора литр.
Фёдор взял аккумулятор:
Догадайтесь-ка, ребята,
Что сказал ему отец.
Тут истории конец.
Ответ: Конечно, ничего хорошего отец сказать не мог: ведь Федя спутал химическое понятие "электролит" с сернокислотным электролитом для автомобильного аккумулятора: Хорошо ещё, что он не успел залить раствор поваренной соли внутрь аккумулятора, иначе пришлось бы покупать новый.
А теперь подведем итог нашего урока.
Теория электролитической диссоциации широко и плодотворно применялась и применяется для объяснения многообразных химических и физических явлений в растворах, установления между ними тесной связи. Она, по словам Аррениуса, "оказалась применимой и полезной во всех областях современной науки". Академик Н. Н. Семенов писал: "Главное, что внес в науку С. Аррениус, - это теория электролитической диссоциации и представления об энергии активации в химических реакциях. Эти его открытия относятся к числу таких, которые составляют базу современной химии".
И как напоминания о нашем уроке, я предлагаю вам домашнее задание "химический лабиринт", которое могут выполнить все желающие.
К уроку прилагается презентация (приложение 1).
Литература:
- Л. Ю. Аликберова "Занимательная химия" Москва "АСТ-пресс" 1999
- Е. Я. Аршанская "Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля" Москва "Вентана -Граф" 2002
- А. Д. Шукайло "Тематические игры по химии" Москва "Творческий центр" 2004