Цель: учить учащихся находить орфограмму в корне слова, развивать умение подбирать проверочное слово и обосновывать правильность проверяемого, закреплять правописание словарных слов, развивать внимание к окружающему миру, бережному отношению к природе.
Оборудование: запись спокойной музыки, картины с изображением леса, иллюстрации медведя, дятла, лисицы, зайца, совы, ежа, белки, материалы для дидактических игр, плакат "Правила поведения в природе".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
У. Прозвенел звонок на урок. Добрый день дети! Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
II. Сообщение темы урока.
У: Как вы думаете, что станет темой нашего урока?
Д: Написание безударных гласных.
У: Какую цель можно поставить перед собой?
Д: Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне.
У: На какие вопросы будем учиться отвечать в ходе урока?
На доске:
У: Да, сегодня мы закрепим умение проверить безударные гласные в славах и поговорим о природе, которая нас окружает, об ее охране.
Звучит тихая музыка.
У:
О люди, мыслю я: у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты:
Поля, леса, луга и реки.
У: Ребята! Вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес и журчащий ручеек, пробегающий в нем. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы не описывалась природа. Лес - это наряд нашей Земли. Лес - это грибы и вкусная земляника. Лес - это дом для зверей и птиц. Давайте и мы шагнем в лес и встретимся с некоторыми животными и птицами, обитающими там.
У: Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу.
Тихо и чудно в лесу вековом,
Сосны с прямым красивым стволом.
Высятся, точно колонны, рядами
И в вышине меж густыми ветвями
Синее небо лазурью сквозит,
Луч шаловливый украдкой скользит,
Веет прохладой в лесу тишина:
III. Словарная работа.
У: Вот мы и в лесу. Откройте тетради приготовьтесь записать слова.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной:.
Д: Медведь
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса,
Кто же это?
Д: Лиса.
По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом -
Ушки торчком:
Д: Заяц.
И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и :.
Д: Совы. (в ед. числе сова)
У: Какие слова записали?
Д: Медведь, лиса, заяц, сова.
У: Какие из этих слов являются словарными?
Д: Медведь, заяц.
У: А какое слово здесь лишнее?
Д: Сова.
У: А почему?
Д: Это птица.
У: Можем ли мы слово сова написать без раздумий?
Д: Нет.
У: А почему?
Д: Слышится без ударения А, а надо писать О, проверочное слово совы.
У: Вспомните правило.
У: Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно поставь под ударение.
IV. Работа по развитию речи.
У: Рассмотрите сову. Какие у нее глаза? Какое оперение, лапы, клюв?
Сова - это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Сова находится под охраной государства. Она уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить одну тонну зерна.
У: Запишите и выполните разбор предложения.
С.ва ж.вет (в) л.су.
Выписать слова с безударными гласными, подобрать проверочные к ним.
Сова - совы, в лесу - лес.
Физ. минутка "Мыши - совы" (Игра на внимание)
V. Тема урока
У: В лесу живет много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес - это дом. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими. В нашей стране принят закон об охране животных и растений мира.
Наиболее редкие виды внесены в красную книгу.
У: Почему красная книга?
Д: Красный цвет - это сигнал опасности. Он как бы предупреждает всех людей: "Растения и животные в беде! Помогите им!"
У: Мы только что познакомились с совой, которая занесена в Красную книгу. А вот и следующий наш гость. Он тоже из красной книги. Кто он?
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется:..
Д: Ёж.
У: Ежик несет очень важную службу. Он уничтожает многих насекомых и мышевидных грызунов. Ежик один из древних животных. Они появились много лет назад, когда хозяевами планеты были чудовищные ящеры. Ежик предлагает поиграть нам в игру "Угадай букву".
На доске.
У птиц и зв . рьков в л.су с.вои этажи.
Дятел и с.ва живут на д.ревьях.
Мышки корнях д.ревьев.
Л.са, и заяц ищут корм на з.мле.
На доске ежик с яблоками, в каждом яблоке буква.
У: Как проверяли безударные гласные.
Что узнали нового о лесе?
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистить стал
Этот пальчик сам все съел,
Оттого и потолстел.
У: Любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает внимания и доброго отношения. Помните вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме. Напомните правила друзей природы.
На доске плакат "Правила поведения в природе".
У: Да. Наступила весна, природа оживает, просыпается лес и его жители.
На доске словосочетания и его слова. Составьте рассказ, используя их.
Весна идет!
Голубой снег, весеннее солнце, звонкий ручей, теплые лучи, черные проталинки, в лесу, голоса птиц.
Рассказы детей, анализ.
У: А теперь ребята, самостоятельная работа (перед детьми карточки) каждый за урок получает оценку. Самопроверка.
VI. Итог урока.
У: Какое правило, мы сегодня закрепили на уроке?
Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно поставь под ударение.
Почему некоторые животные и птицы редкие? Какие правила поведения в природе мы повторили сегодня?
Я сорвал цветок - он завял,
Я поймал жука - и он умер.
И тогда я понял: что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.
VII. Выставление оценок. Анализ работы.
VIII. Домашнее задание.