Размышления учителя о современности

Разделы: Начальная школа


Ваше величество, ваше высочество –
Но, к сожалению, лишь имя да отчество.
Красное море, Ямайка, Египет –
Но весь свой отпуск на грядках сидишь ты.
Кутюр от Кардена – звучит так таинственно,
А ты круглый год все в любимом, в единственном!

И горькой слезою глаза ты наполнишь,
Но не увидите, чтоб не припомнилось.
Богатство и бедность – две точки бескрайние,
Одна очень лжива, другая – бесправна!
Что выбрать для счастья – спросить ли у Бога?

Но Бог мне укажет другую дорогу:
“Смотри, идут к храму голодный и сытый,
И все хотят счастья – а совесть забыта!
И ждут искупленья грехов своих тяжких,
И не дождутся – ведь совесть забыта”.

Стою я в раздумье – что выбрать, что делать?
Богатства – не надо, и бедность заела.
Для счастья – достаток в семье выбираю,
Здоровье, удачу, обиды прощаю
А что еще надо – и так все понятно
Одно лишь – Учитель – звучит так приятно!
Всегда ты приветлива и улыбаешься,
На боли чужие всегда откликаешься,
Тактична, умна, очарована Басковым,
Всегда замечаешь ты только прекрасное!
Здоровья, удачи, познанья хранитель!
Достатка и счастья, мой скромный учитель!

Каждый выбирает по себе.

Чудес немало на земле,
Но хрупок детства мир и тонок.
Благодарю судьбу за то,
Что каждый миг я познаю
Такое чудо, как ребенок.

“Первую свою учительницу человек, как правило не забывает.

Особенно если это любимая учительница, которая, как мать, своим добром, лаской, своим знанием, умением, тактом оставляет в отзывчивой детской душе неизгладимый след. О такой учительнице ребенок будет вспоминать всю жизнь, рассказывать о ней друзьям, знакомым, своим детям и внукам, по ней будет сверять свою жизнь, считая ее идеалом добра”.

Эти слова прозвучали в 1998 году, на выпускном вечере, когда мой первый выпуск закончил школу.

Учитель начальных классов – это “вторая мама”. Даже сейчас, очень часто на своих уроках, от своих первоклассников, вместо Светлана Николаевна, я слышу “ мама”.

Я – учитель. Я – служитель храма Детства, в алтаре которого неокрепшие, легкоранимые детские души и сердца, зоркие глаза, жадно глядящие на этот сложный и непонятный мир.

Я – учитель. В моих руках свет Истины, помогающий ребенку совершить тяжелейший переход из волшебного мира детских грез и фантазий в суровую реальность взрослой жизни.

Я – учитель. Во многом от меня зависит, каким станет маленький человек, что принесет он в этот мир, чем наполнит его, как отблагодарит Природу за свое появление.

Вот уже 20 лет каждый день я переступаю порог школы для того, чтобы передавать знания детям. Я стараюсь воспитывать в своих питомцах честность, порядочность, целеустремленность. В моей профессии я считаю главным любовь и доброту. Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье открытий и обещания, помогаю познать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту и любовь.

Что значит, для учителя любить детей? По-моему, это означает так строить свою работу, чтобы на уроке каждый ребенок, вне зависимости от его индивидуальных особенностей и способностей, мог реализовать себя.

Педагогическая любовь предполагает заботу, гуманное отношение, человеческое тепло и ласку, понимание детских трудностей и проблем. Любить ребенка – это значит, прежде всего, признать в нем человека.

Иду по школьному коридору.… Вокруг меня мои ученики. Веселые и грустные, озорные и послушные, прилежные и не очень. Каждый из них не повторим, индивидуален. Каждый имеет свои потребности, интересы и стремления. Каждый – Личность.

Садовнику, выращивающему уникальную розу, необходим объем профессиональных знаний и умений. Ради одной розы! Учитель подобен садовнику. Только в классе не одна роза, и каждая уникальна! На мой взгляд, дети могут нормально развиваться… только в условиях детского коллектива, как и цветы лучше смотрятся в букете. Ведь дети учатся не только у педагогов, но и друг у друга.

О профессии учителя размышляют все: дети, родители, сами учителя. Нет на свете человека, который бы не был знаком со школой. В каждом она оставляет свой след. Одни критикуют ее работу, другие дают советы, третьи сочувствуют учителям, кто – то просто завидует. Нет только тех, кому школа безразлична. Я являюсь счастливым обладателем профессии, которая позволяет мне сохранить ощущения детской непосредственности, искренности, честности независимо от возраста.

Но какой бы школа ни была, ее основное назначение – “сеять разумное, доброе, вечное”.

Трудно ли быть учителем? Да, трудно. Порою кажется, ушли все силы: и физические, и умственные, и духовные. Но школа, дети – это вечный источник силы и молодости. Да, учителем быть трудно. И было так всегда. Педагогика – самая сложная из наук, известных человечеству, ведь в центре ее – ребенок, а, следовательно, наше будущее.

Успех обучения зависит то множества условий, среди которых на первое место, без сомнения, я ставлю взаимопонимание учителя и ученика.

Без этого достичь положительных результатов невозможно.

На уроках ребята смотрят на меня, ожидая то меня новых открытий, можно сказать, чуда, и я стараюсь, чтобы каждый урок для моих учеников был маленьким островком радости. Хочу, чтобы они приходили на занятия и уходили с уроков со светлыми, веселыми лицами, с огоньками в глазах.

Взаимоотношения учителя и учеников… Они во многом зависят от личности учителя. Воспитывать - это отдавать то, чем сам обладаешь. Трудно говорить о добре в наше жестокое время, еще трудней поверить в него. Так давайте вместе задумаемся над словами великого Л. Н. Толстого: “Чтобы поверить в добро, надо начать делать его….”.

Доверие ребенка – бесценный дар, к которому надо относиться бережно. Для меня очень важно сохранить это доверие, создать для ребенка безопасную обстановку общения. Я воспринимаю общение как нечто естественное, присущее человеку как воздух, и стараюсь не забывать: эту атмосферу мы создаем сами!

Иногда задаю себе вопрос: “Кто же такой учитель?” Наша профессия требует особого склада характера, особого отношения к жизни. В. Сухомлинский писал: “Дети тянутся к тому, кто сам тянется к ним, не может жить без них, находит счастье и наслаждение в общении с ними”. И это действительно так.

Я думаю: для того чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным. Не нужно развлекать детей и придумывать что-то необыкновенное. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движения, постижения трудного. Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чем счастье! И какие бы методы не открывали, какое бы оборудование не привозили в класс – доску с мелом, телевизор или даже компьютер – главным, вечным и неизменным остается учитель. “Молодец! Умница! Ты сделал это!” – часто говорю я и вижу, как ребенок светиться то счастья. Да, это его маленький успех, вовремя замеченный и одобренный учителем. Вроде бы пустяк, а ученик чувствует себя окрыленным. Он счастлив, он успешен. Все дети разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. И способности у детей разные. Но необходимо давать каждому ребенку возможность самореализоваться. И это необычайно важно! На уроке, как в жизни, нужно быть искренним, живым, добрым, настоящим. Тогда можно открыто сказать: “Я – учитель! Со мной мои ученики!”

Чему же я учу детей? Образно говоря, ученик это “импровизированный кроссворд”, содержание которого заполняется и с моей помощью. Первая строка по горизонтали – “мышление”. В жизни моему ученику придется решать нестандартные задачи, делать выводы, то есть надо научить его мыслить логически. Значит, следующая строка по вертикали – “логика”. А еще я должна научить детей самостоятельности, творчеству, трудолюбию, социальной активности. Я рада, что найдено следующее слово – “чувства”. Это и чувство уверенности в своих силах, и сочувствие, и сострадание. И вот передо мной он, мой ученик, мой “ кроссворд”. Но если в настоящем кроссворде можно что – то изменить, стереть, переписать, то у педагога по отношению к ученику этой возможности нет, ведь наши “творения” уходят в жизнь.

Любовь к профессии – любовь к детям – любовь к слову – любовь к человеку – любовь к природе – любовь к жизни. Чтобы эта цепочка никогда не прерывалась, каждый из нас должен трудиться честно, творчески и с любовью. Доброта педагога является первым шагом на пути преодоления проблемы неуспеваемости, незаинтересованности ребят в получении знаний.

Именно в результате таких отношений учителя и его воспитанника на уроках возникает положительная мотивация в обучении. Моя задача как педагога сделать так, чтобы душевный мир детей не был населен страхами и тревогой, чтобы в их жизни преобладали любовь и прощение, что – бы они поняли: любят не за что-то, а вопреки чему-то.

Подобрать ключи к сердцу каждого ребенка, вселить в него веру, надежду, любовь, научить не бояться трудностей жизненных и профессиональных, преодолевать их, быть щедрым в проявлении своих чувств – в этом, пожалуй, и заключается моя педагогическая философия.