Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или чтением.
Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.
В анамнезе детей с дислексией и дисграфией отмечается наличие ряда патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Определенное место в этиологии дислексии и дисграфии отводится наследственным факторам, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникновению нарушений чтения и письма.
Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь.
Экспрессивная (воспроизводимая) речь - это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел -внутренняя речь -внешнее высказывание.
Импрессивная (воспринимаемая) речь - это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения-выделение информационных моментов - формирование во внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения.
В целом выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной - понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение).
Устная речь - сложный, многогранный процесс, включающий в себя:
- фонетическую сторону речи (смыслоразличительные звуки речи);
- лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения);
- мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска);
- темно-ритмическую (темп и ритм речи).
Устная речь может быть диалогической и монологической.
На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение.
В зависимости от выпадения того или иного компонента речи лингвистические нарушения делятся на следующие.
1. Фонетические нарушения - неправильное произношение одного или группы звуков (шипящих, свистящих, средне- и заднеязычных звуков; нарушения твердости -мягкости, глухости-звонкости согласных звуков).
2. Лексико-грамматические нарушения.
Среди этих нарушений выделяют:
- ограниченный словарный запас;
- обедненная фраза;
- неправильное согласование слов во фразе;
- неправильное употребление предлогов, падежей;
- недоговаривания, перестановки.
3. Мелодико-интонационные нарушения: неправильное употребление ударений (логических - во фразе, грамматических - в слове); нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса (тихий, хриплый, квакающий, сдавленный, невыразительный, визгливый, глухой, немодулированный).
4. Темно-ритмические нарушения:
- ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения (тахилалия);
- замедленный темп, с преобладанием процессов торможения (брадилалия);
- прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скандирование звуков и слов, запинки несудорожного (физиологические итерации, полтерн) и судорожного характера - заикание).
Нарушения письменной речи:
- неправильная перешифровка фонемы в графему;
- недописки;
- пропуски и смешение букв в слове;
- несогласование и перестановки слов в предложении;
- выходы за строчку и др.
- замена и смешение звуков;
- побуквенное чтение;
- искажение звуко-слоговой структуры слова;
- нарушение понимания прочитанного;
- аграмматизмы.
Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе школьник сможет записать слово правильно. Если же звуковая структура слова является для ребёнка "туманной", то её искажение на письме будет неизбежно: - пропуски и перестановки букв или добавление лишних букв, возникнет дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Для предупреждения этого вида дисграфии я попробовала использовать на своих занятиях Оборудование "Спектра". Хочу поделиться опытом своей работы по использованию таких пособий, как Палитра, Бусы, Кораблики.
1. Бусы
Бусы из 20 бусинок. 10 бусин красного и десять синего цвета.
Использование бус помогает определить количество согласных звуков в слове. Определить количество гласных в слове. Сдвигание бусин соответствующего цвета на середину. Синие согласные, красные гласные. Пример: определи количество гласных звуков в слове "коза" определи количество согласных звуков в слове "машина".
2. Кораблики
Деревянная основа с двумя рядами кружков с одной стороны красного, а с другой - синего цвета. На обратном обороте деревянной основы имеются цифры.
Способы использования
Тренировать ребёнка в умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть чётко представлять себе звуковую структуру.
- какие именно звуки, (фонемы) входят в состав слова;
- сколько всего звуков в слове;
- какова последовательность звуков в слове ( какой звук первый, второй, четвёртый, и т. д.);
- Каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова ( например, какой звук слышится между первым и третьем, в слове "лампа". Какой звук в слове "мука" слышится перед вторым звуком и т. д.).
3. Палитра
Деревянная основа с меняющимися карточками.
Я придумала и заготовила карточки для тренировки фонематического анализа и синтеза слов. Условные обозначение звуков, я позаимствовала из учебника по русскому языку программы "Гармония".
Символы:
Ребёнок учиться определять:
- какие именно звуки, входят в состав слова;
- какова последовательность звуков в слове:
- каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова;
- соотнесение слова с подходящей схемой.
Дети, увидев картинку, выбирают подходящую схему к слову, и ставят соответствующий по цвету кружок. После того как ученики выполнили работу, карточка переворачивается, и проверяется.
Использование этих карточек дали очень хороший результат, и могут использоваться не только в школе, но и в детском саду.
Оборудование "Спектра" можно использовать, как для индивидуальной работы ребёнка, так и при работе в парах и группах. Работа с оборудованием "Спектра" даёт возможность разнообразить виды заданий, дифференцированно подходить к процессу обучения учеников.