Экспериментальная работа с газами (элективный курс)

Разделы: Химия


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ГАЗООБРАЗНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ.

Анализ существующих учебников и учебных пособий по школьному химическому эксперименту позволил выделить ряд недостатков, присущих практически каждому из них: оборудование, конструкция приборов, набор реактивов, а также последовательность выполнения операций предлагаются учащимся в готовом виде, принцип действия всего прибора и функциональное назначение его частей не разъясняется, не уделяется внимание «химизму» процесса. Перечисленные недостатки методики школьного химического эксперимента не позволяют формировать у учащихся умения осознанно планировать экспериментальную деятельность, самостоятельно конструировать приборы, подбирать различные варианты оборудования и реактивов для осуществления химического эксперимента, разумно подходить к требованиям техники безопасности. Помимо этого деятельность «по образцу», рекомендуемая в существующих методиках, приводит в конечном итоге, к снижению мотивации к обучению химии у учащихся, не позволяет формировать у них полноценное химическое мышление.

Поскольку важное место в школьном химическом эксперименте занимает эксперимент, связанный так или иначе с работой с газами (получение газообразных веществ, изучение их свойств, изучение химических процессов, в результате которых образуются газообразные вещества), мы поставили перед собой задачу разработать цикл обучения по формированию у учащихся обобщённых умений работы с газами. В рамках школьного курса химии такими умениями являются умения конструировать прибор и разрабатывать методику эксперимента по: а) получению газов; б) собиранию газов; в) очистке и осушке газов; г) поглощению газов; д) хранению газов; е) распознаванию газов.

Нами выделены те существенные особенности газообразных веществ и процессов их получения, которые влияют на конструкцию приборов и методику самой экспериментальной работы (для получения газов существенными являются агрегатное состояние реагентов и температурный режим процесса; для собирания газов – молярная масса газа, способность газа растворяться в воде и/или с ней взаимодействовать; для очистки, осушки и поглощения газов – способность их взаимодействовать с определёнными веществами и т. д.).

На базе этого создано 7 опорных таблиц (ОТ) , в которых в обобщённом виде систематизирован описываемый материал (см. приложение). Часть информации в опорных таблицах учащиеся получают в готовом виде (физические свойства изучаемых газов, температурный режим их получения и некоторые другие), остальную заносят в таблицы сами, выполняя специально разработанные «исследовательские» задания. После этого, пользуясь опорными таблицами и анализируя свойства газов, учащиеся выполняют систему специальных упражнений теоретического и практического характера, что позволяет им, в конечном итоге, самостоятельно конструировать прибор и составлять методику эксперимента по работе с любым веществом в газообразном состоянии, свойства которого известны ученику.

Умения, формируемые и проверяемые в данном цикле обучения.

  1. Общелабораторные умения.
  2. Пользование нагревательным прибором.
  3. Проведение нагревания.
  4. Пользование металлическим штативом.
  5. Укрепление пробирки в штативе.
  6. Пользование пробиркодержателем.
  7. Сборка прибора.
  8. Проверка прибора на герметичность.
  9. Пользование мерной посудой.
  10. Растворение.
  11. Пользование пипеткой.
  12. Выпаривание.
  13. Приготовление фильтра.
  14. Фильтрование.
  15. Взвешивание.
  16. Умения, связанные со знанием свойств веществ.
  17. Собирание газов вытеснением воздуха.
  18. Собирание газов вытеснением воды.
  19. Обнаружение веществ.
  20. Осуществление химических реакций.
  21. Качественные реакции на неорганические вещества.
  22. Получение вещества в одну стадию.
  23. Получение вещества в несколько стадий.
  24. Распознавание органических веществ.
  25. Установление элементарного состава органического вещества.
  26. Организационные умения.
  27. Предварительная подготовка к работе.
  28. Наблюдение и анализ опытов.
  29. Составление плана решения экспериментальных задач.
  30. Аккуратность и чёткость в работе.
  31. Поддержание чистоты рабочего места.
  32. Оформление записей.
  33. Карточка для контроля деятельности учащихся.
Список учащихся Учебные умения или действия.
Сборка прибора Проверка герметичности Достижение цели работы Разработка прибора Умения пользоваться нагревательным прибором
1…….          
2…….          
3…….          

Учащиеся должны знать и уметь.

  • Знать правила работы с веществами и простейшим оборудованием.
  • Знать устройство простейших приборов для получения и собирания газов – и уметь ими пользоваться.
  • Уметь обращаться с пробирками, мерными сосудами, лабораторным штативом, спиртовкой; растворять твёрдые вещества; проводить нагревание, фильтрование; обращаться с растворами кислот и щелочей, проверять газы (водород) на чистоту; собирать из готовых деталей приборы для получения газов и наполнять ими сосуды вытеснением воздуха и воды; готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества; соблюдать правила техники безопасности.
  • Уметь оказывать первую помощь при ожогах кислотами и щелочами.
  • Уметь определять кислород, водород, углекислый газ, этилен, ацетилен.
  • Знать правила работы с ядовитыми газами (аммиак, хлороводород, диоксид азота, хлор).
  • На основе изученных теоретических, положений высказывать предположения (гипотезы) о возможных результатах эксперимента.
  • Сравнивать состав и свойства изученных веществ, анализировать результаты наблюдаемых опытов.
  • Высказывать суждения о свойствах веществ на основе их состава и о строении веществ по их свойствам.
  • На основе изученных законов и теорий устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением веществ, делать выводы и обобщения.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся.

Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета химии и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • Глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
  • Осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
  • Полнота (соответствие объёму программы и информации учебника);

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа. Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа. К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка экспериментальных умений.

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчёта за работу.

  • Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлён по плану с учётом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно – трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
  • Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведён не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
  • Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
  • Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
  • Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи.

  • Отметка «5»: план решения составлен правильно; правильно осуществлён подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
  • Отметка «4»: план решения составлен правильно; правильно осуществлён подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
  • Отметка «3»: план решения составлен правильно; правильно осуществлён подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
  • Отметка «2»: допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
  • Отметка «1»: задача не решена. 

Учебно-методический план. 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

Приложение 1 (ОТ 1-7)

Литература:

  1. Ардашникова Е. И., Казеннова Н.Б., Тамм М.Е. Курс общей и неорганической химии. – М.: Аквариум, 1998.
  2. Бабич Л.В., Балезин С.А. и др. Практикум по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1983.
  3. Буткин Г.А., Володарская И.А., Талызина Н.Ф. Усвоение научных понятий в школе. – М.: Полиграф сервис, 1999.
  4. Верховский В.Н., Смирнов А.Д. Техника химического эксперимента. Т – 1. – М.: Просвещение, 1973.
  5. Гаркунов В.П. Проблемность в обучении химии.// Химия в школе – 1971 - № 4.
  6. Демонстрационные опыты при проблемном изучении гидролиза солей.// Химия в школе – 1980 - № 1.
  7. Дерябина Н.Е. Введение в химию (учебник-тетрадь). – Москва, 2004.
  8. Дерябина Н.Е. Общая химия. Часть I (учебник-тетрадь). – Москва, 2006.
  9. Дерябина Н.Е. Общая химия. Часть II (учебник-тетрадь). – Москва, 2001.
  10. Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. – М.: Аквариум, 1997.
  11. Иванова Р.Г., Иодко А.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. – М.: Просвещение, 1998.
  12. Кирюшкин Д.М., Полосин В.С. Методика обучения химии – М.: Просвещение, 1970.
  13. Назарова Т.С. и др. Химический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1987.
  14. Оржековский П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. – М.: 1997.
  15. Плентер Ю.В., Полосин В.С. Практикум по методике обучения химии. – М.: Просвещение, 1971.
  16. Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии. – М.: Просвещение, 1989.
  17. Сияко П.И. Методические указания к лабораторным работам по методике преподавания химии. – Барнаул: Алтайский Государственный Университет, 2001.
  18. Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Тесты по химии. – М.: Просвещение, 1997.
  19. Талызина Н.Ф. педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  20. Титов Н.А., Андросова О.А., Шипков А.И. Методика проведения недели химии в школе. – Брянск: Курсив, 2004.
  21. Титов Н.А., Шакина В.Г. Некоторые вопросы техники безопасности при работе в школьном кабинете химии. – Брянск: БИПКРО, 1998.
  22. Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. – М.: Просвещение, 1988.
  23. Чернобельская Г.М. Основы методики обучения химии. – М.: Просвещение, 1987.
  24. Чернобельская Г.М., Чертков И.Н. Химия. – М.: Медицина, 1985.
  25. Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малым количеством реактивов. – М.: Просвещение, 1989.
  26. Я иду на урок химии. – М.: Первое сентября, 2000.