Пояснительная записка
Современная музыкально-педагогическая практика ставит перед каждым преподавателем задачи, решение которых неизбежно требует развития навыков практического музицирования у каждого ребенка. Сегодня это означает, что каждый обучающийся игре на музыкальных инструментах должен уметь подбирать по слуху, аккомпанировать, импровизировать, сочинять.
В настоящее время в специальной музыкально-педагогической литературе освещаются различные аспекты инструментального музицирования такие, как:
- подбор по слуху и транспонирование (Т. Л. Беркман, С.В. Иванова, М.И. Михайлусь, О. В. Рафалович, Е. М. Шендерович);
- чтение нот с листа (Л. А. Баренбойм, Г. Г. Нейгауз, С. И. Савшинский, Т.И. Смирнова, Г. М. Цыпин);
- сочинение аккомпанемента (Л. Г. Бейрюмова);
- сочинение и импровизация (М.И. Михайлусь, В. И. Чуреев, Г. И. Шатковский, П.Живайкин).
Важность, необходимость развития музыкально-творческих умений отмечают многие исследователи-музыканты, но степень преподавательского воздействия на их развитие оставляет желать лучшего.
Проблема развития музыкально-творческих умений учащихся в классе фортепиано не нова, однако, новизной обладает подход к этой проблеме с использованием синтезатора, его художественно-технических ресурсов.
Программа «Клавишный синтезатор» является предметом школьного компонента учебного плана, рассчитана для учащихся старших классов (возраст 12-16 лет) отделения музыкального искусства, фортепианного отдела. Программа курса рассчитана на один год обучения в ДШИ, ее общая трудоемкость составляет 72 часа в год, из них 36 часов отводится на самостоятельную работу учащихся по освоению предмета.
Программа является интегрированной, так как предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения музицирования на синтезаторе с различными музыкально-теоретическими дисциплинами: фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература, хор.
Актуальность программы состоит в обосновании подхода к обучению детей игре на синтезаторе, как инструменте, все более популярном в последнее время в подростковой среде с одной стороны, и, необходимостью внедрения в музыкальное образование новых информационных технологий с другой. Обращение к синтезатору способствует преодолению разрыва между электроакустической аурой бытования музыки в реальной жизни и традиционным звуковым материалом школьного музицирования. Его использование способствует обогащению музыкального кругозора учащихся. На основе собственной творческой практики учащиеся приобретают возможность получить важные знания о строении музыкальных произведений, почувствовать выразительность того или иного художественного средства, а значит, их постижение музыкального искусства становится более глубоким.
Синтезатор дает возможность одному музыканту сочетать в своей деятельности три роли: композитора, исполнителя и звукорежиссера, предоставляя ему возможность выбора тембров, их обработки, записи музыки в память инструмента и т.д. Использование синтезатора в обучении учащихся класса специального фортепиано целесообразно, так как они уже имеют необходимую музыкальную базу: музыкальную грамоту, чтение с листа, технические навыки.
Таким образом, целью обучения по данному курсу становится приобщение учащихся класса фортепиано к музицированию на клавишном синтезаторе, как представителе группы электронных цифровых инструментов, в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (аранжировки, импровизации и сочинения).
Задачи обучения игре на клавишном синтезаторе:
- Развить творческую самостоятельность учащихся.
- Сформировать общее представление о работе синтезатора, его устройстве, художественных и акустических эффектах.
- Освоить приемы практического применения основных функциональных аккордов.
- Развить умение жанровой музыкальной импровизации.
- Научить сочинять жанровые пьесы (полька, вальс, мазурка и т.д.) на основе заданных эскизов.
- Освоить умения аранжировки произведений, изученных в классе фортепиано.
Программа курса построена на основных принципах развивающего обучения:
- развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся;
- увеличение меры теоретической емкости знаний;
- увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала;
- ускорение темпов прохождения учебно-педагогического материала.
Основной формой учебной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. На освоение курса отводится по одному уроку (40 минут) в неделю в рамках предмета по выбору. В программе предусмотрен резерв для возможного перераспределения часов в зависимости от подготовки учащихся к восприятию содержания курса.
Структура занятия: уроки обучения игре на синтезаторе предполагают включение таких разделов как импровизация, аранжировка, сочинение, чтение с листа, краткий музыкально-теоретический анализ музыкального материала, в зависимости от этапов освоения содержания курса. Обязательными для каждого занятия являются проверка домашнего задания, освоение нового теоретического или практического материала, закрепление изученного на уроке.
На уроках используются следующие методы: показ педагога, вычленение простого из сложного, наводящие вопросы, творческие задания.
Формы контроля результатов обучения: контрольные уроки один раз в четверть, класс - концерты, проводимые в декабре и мае.
На контрольных уроках осуществляется проверка музыкально-теоретических знаний учащихся, а также – исполнительских навыков в виде контрольного исполнения импровизации и сочиненного произведения.
Успехи учащихся на классных занятиях и контрольных уроках оценивают по пятибалльной системе и словесной характеристикой. В основе оценивания лежит принцип поощрения; оценка – как вознаграждение за трудолюбие в оптимистическом контексте.
Итоговая оценка выставляется с учетом оценки за выступления учащегося на контрольных уроках и оценок текущей аттестации.
В результате обучения по данной программе учащийся должен:
- Уметь определять гармоническую идею заданного музыкального фрагмента, форму.
- Применять на практике основные приемы импровизации.
- Использовать знания музыкальной грамоты (различать стили, жанры музыкальных произведений), владеть навыками простой аранжировки.
- Выполнять задания по сочинению тем в характерных особенностях жанра.
Обучение старшеклассников игре на синтезаторе будет способствовать:
- повышению интереса учащихся к творческому процессу и к занятиям в целом;
- формированию обстановки сотрудничества, развитие творческой свободы в музыкально-исполнительской деятельности учащихся;
- расширению слуховых представлений о звучании инструментов;
- повышению образовательного уровня учащихся, их обогащению новыми знаниями и умениями – теоретическими сведениями в области гармонии, музыкальной формы, музыкальных инструментов, умений импровизации, аранжировки, сочинения, ансамблевой работы с инструментальной группой.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем |
Общее количество часов в год |
Общее количество часов |
||
Теория | Практика | Самостоятельная работа | |||
1. | Введение Художественные возможности синтезатора |
2 | 1 | – | 1 |
2. 2.1. 2.2. 2.3. |
Теория музыки Буквенно-цифровая система Традиционные аккордовые обороты Блюзовая гамма |
8 2 4 2 |
2 1 1 1 |
2 – 1 – |
4 1 2 1 |
3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. |
Импровизация Жанровая импровизация Джазовая импровизация Ритмическая импровизация Ансамблевая импровизация |
20 6 10 2 2 |
2 1 1 – – |
8 2 4 1 1 |
10 3 5 1 1 |
4. 4.1. 4.2. |
Аранжировка Аранжировка
произведений из репертуара фортепианного класса |
20 10 10 |
2 1 1 |
8 4 4 |
10 5 5 |
5. 5.1. 5.2. |
Сочинение Сочинение элементов к джазовым темам Сочинение жанровых произведений на основе заданных эскизов |
20 4 16 |
2 1 1 |
8 1 7 |
10 2 8 |
6 | Резерв часов٭ | 2 | – | 2 | – |
Итого за год | 72 | 9 | 28 | 35 |
٭ В программе предусмотрен резерв для возможного перераспределения часов, в зависимости от подготовки учащихся к восприятию содержания курса.
Годовые требования
В течение года учащийся должен:
- Сочинить 8-10 жанровых пьес: полька, марш, менуэт, вальс, песня на основе стихотворения, пьеса в старинном стиле, полонез, мазурка.
- Импровизировать 20-25 джазовых тем.
- Создать аранжировку 8-10 сочиненных произведений, 6-8 произведений из репертуара фортепианного класса и исполнить их на синтезаторе.
Рекомендуемый перечень популярных джазовых и эстрадных тем для работы по импровизации:
- Брукс Ш. Однажды.
- Груббер Ф. Тихая ночь.
- Джойс А. Где ты?
- Джойс А. Грезы.
- Джойс А. Осенний сон.
- Кемпферт Б. Путники в ночи.
- Кингстей Г. Воздушная кукуруза.
- Косма Ж. Опавшие листья.
- Лей Ф. Мелодия.
- Леннон Д., Маккартни П. Возвращайся.
- Леннон Д., Маккартни П. Леди Мадонна.
- Леннон Дж., Маккартни П. Вчера.
- Леннон Дж., Маккартни П. Мишель.
- Маландо М. Звездная ночь.
- Манчини Г. Луна.
- Мичем Ф. Американский патруль.
- Паулс Р. Маэстро.
- Паулс Р. Мелодия.
- Паулс Р. Пасмурно.
- Портер К. Прощай.
- Пресли Э. Люби меня.
- Пресли Э., Матсон В. Люби меня нежно.
- Рашель Р. До свидания, Рим.
- Роджерс Р. Что я люблю?
- Рота Н. Тема любви.
- Скляров Е. Не уходи.
- Уорд С. Шилеми.
- Уэббер Э. Память.
- Фостер С. О, Сюзанна.
- Херман Д. Привет, Долли.
- Херман Д. Прости.
- Черчил Ф. Когда-нибудь придет мой принц.
- Шенберг Д. Нашептывая.
Техническое обеспечение программы:
1. Клавишный синтезатор YAMAHA серии PSR – 2шт.
- 5 октав, 489 тембров, включая 360 XG, 155 стилей, 30 пресетных стилей,
- музыкальная база данных на 256 вступлений,
- колесо управления модуляцией звука,
- arpeggiator,
- мастер EQ,
- performance Assistant,
- LC дисплей,
- Flash ROM,
- Preset Master EQ,
- USB to Host (USB-MIDI).
2. Акустические системы BEHRINGER EUROLIVE B212 (двухполосная 600-ваттная акустическая система; 150 Вт синус-тон / 600 Вт пиковая мощность) – 2 шт.
3. Микшерный пульт BEHRINGER XENYX 1002 FX – 1шт.
4. Электронный метроном – 1 шт.
Литература, рекомендуемая для преподавателей:
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., 1974.
- Браун Р. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере. / Пер. с англ. – М.: ЭКОМ, 1998.
- Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. – М., 1979.
- Володин А. Электромузыкальные инструменты. – М., 1979.
- Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментов и вокально-инструментальных ансамблей. – М., 1983.
- Дубровский Д. Компьютер для музыкантов-любителей и профессионалов. Практическое пособие. – М.: Триумф, 1999.
- Живайкин П. Как играть современную популярную детскую музыку. – М.: Хобби-Центр, 2001.
- Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 1. / Сост. и перелож. Л.Е. Петренко – М.: Музыка, 2002.
- Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 2. / Сост. и перелож. Л.Е. Петренко – М.: Музыка, 2002.
- Красильников И. Проблемы построения методики игре на синтезаторе. /Искусство в школе. №2, №3. – М.,1996.
- Красильников И. Синтезатор на уроке? / Искусство в школе. №2. – М., 1995.
- Красильников И.М. Аранжировка народной музыки для электронных инструментов. / Музыка и время. №7 – 2003.
- Красильников И.М. Детская электронная музыка – новая сфера творчества. / Музыка и электроника. №3 – 2004.
- Красильников И.М. Основные этапы освоения музицирования на клавишных синтезаторах. / Искусство в школе. №4 – 2003.
- Красильников И.М. Работа на основе MIDI-секвенсоров. / Музыка и электроника. №2, №3 – 2004.
- Красильников И.М. Электронное музицирование – новый вид досуговой деятельности. / И.М. Красильников. – Омск, 2003.
- Петелин Р., Петелин Ю. Аранжировка музыки на РС. – СПб.: BHV – Санкт-Петербург, 1999.
- Петелин Р., Петелин Ю. Персональный оркестр в РС. – СПб.: BHV – Санкт-Петербург, 1998.
- Петелин Р., Петелин Ю. Персональный оркестр в персональном компьютере. – СПб.: Полигон, 1997.
- Пешняк В. Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ. – М.: Композитор, 2000.
- Пешняк В. Уроки игры на синтезаторе. Учебное пособие для класса синтезатора ДМШ. Вып.1. – М.: Композитор, 1998.
- Рабин Д. Музыка и компьютер: настольная студия / Пер. с англ. – Мн.: Поппури, 1998.
- Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. Пособие для преподавателей, детей и родителей. – М.: ЦДСК, 1994.
- Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984.
- Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1959.
Рекомендуемые учебные пособия для самостоятельной работы учащихся:
- Важов С. Школы игры на синтезаторе. – СПб.: Композитор, 1998.
- Живайкин П. Школа блюза, буги-вуги и рок-н-рола. Практическое пособие для начинающих и опытных пианистов. – М.: Хобби-Центр, 2001.
- Знакомство с синтезатором: Самоучитель. / Сост. В.В. Кузнецова – М.: Хобби-Центр, 2001.
- Обучение с увлечением. Нескучная антология облегченных популярных мелодий для фортепиано и синтезатора. Выпуск 1-5. – М.: Мелограф, 1999.
- Романенко В.В. Гармония популярной песни. – М.: Хобби-Центр, 2001.
- Романенко В.В. Начальный курс джазовой импровизации на фортепиано. – М.: Хобби-Центр, 2001.
- Романенко В.В. Учись импровизировать. – М.: Хобби-Центр, 2001.
- Романенко В.В. Учись сочинять. – М.: Хобби-Центр, 2001.
- Тургенева Э.Ш., Малюков А.Н. Пианист – фантазер. Учеб. пособие по развитию творческих навыков и транспонированию. – М.: Советский композитор, 1988.
Примерные планы уроков на I четверть. (см. Приложение 1)
Краткий словарь терминов. (см. Приложение 2)