Клавишный синтезатор — предмет по выбору для учащихся фортепианного отдела

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

Современная музыкально-педагогическая практика ставит перед каждым преподавателем задачи, решение которых неизбежно требует развития навыков практического музицирования у каждого ребенка. Сегодня это означает, что каждый обучающийся игре на музыкальных инструментах должен уметь подбирать по слуху, аккомпанировать, импровизировать, сочинять.

В настоящее время в специальной музыкально-педагогической литературе освещаются различные аспекты инструментального музицирования такие, как:

  • подбор по слуху и транспонирование (Т. Л. Беркман, С.В. Иванова, М.И. Михайлусь, О. В. Рафалович, Е. М. Шендерович);
  • чтение нот с листа (Л. А. Баренбойм, Г. Г. Нейгауз, С. И. Савшинский, Т.И. Смирнова, Г. М. Цыпин);
  • сочинение аккомпанемента (Л. Г. Бейрюмова);
  • сочинение и импровизация (М.И. Михайлусь, В. И. Чуреев, Г. И. Шатковский, П.Живайкин).

Важность, необходимость развития музыкально-творческих умений отмечают многие исследователи-музыканты, но степень преподавательского воздействия на их развитие оставляет желать лучшего.

Проблема развития музыкально-творческих умений учащихся в классе фортепиано не нова, однако, новизной обладает подход к этой проблеме с использованием синтезатора, его художественно-технических ресурсов.

Программа «Клавишный синтезатор» является предметом школьного компонента учебного плана, рассчитана для учащихся старших классов (возраст 12-16 лет) отделения музыкального искусства, фортепианного отдела. Программа курса рассчитана на один год обучения в ДШИ, ее общая трудоемкость составляет 72 часа в год, из них 36 часов отводится на самостоятельную работу учащихся по освоению предмета.

Программа является интегрированной, так как предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения музицирования на синтезаторе с различными музыкально-теоретическими дисциплинами: фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература, хор.

Актуальность программы состоит в обосновании подхода к обучению детей игре на синтезаторе, как инструменте, все более популярном в последнее время в подростковой среде с одной стороны, и, необходимостью внедрения в музыкальное образование новых информационных технологий с другой. Обращение к синтезатору способствует преодолению разрыва между электроакустической аурой бытования музыки в реальной жизни и традиционным звуковым материалом школьного музицирования. Его использование способствует обогащению музыкального кругозора учащихся. На основе собственной творческой практики учащиеся приобретают возможность получить важные знания о строении музыкальных произведений, почувствовать выразительность того или иного художественного средства, а значит, их постижение музыкального искусства становится более глубоким.

Синтезатор дает возможность одному музыканту сочетать в своей деятельности три роли: композитора, исполнителя и звукорежиссера, предоставляя ему возможность выбора тембров, их обработки, записи музыки в память инструмента и т.д. Использование синтезатора в обучении учащихся класса специального фортепиано целесообразно, так как они уже имеют необходимую музыкальную базу: музыкальную грамоту, чтение с листа, технические навыки.

Таким образом, целью обучения по данному курсу становится приобщение учащихся класса фортепиано к музицированию на клавишном синтезаторе, как представителе группы электронных цифровых инструментов, в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (аранжировки, импровизации и сочинения).

Задачи обучения игре на клавишном синтезаторе:

  1. Развить творческую самостоятельность учащихся.
  2. Сформировать общее представление о работе синтезатора, его устройстве, художественных и акустических эффектах.
  3. Освоить приемы практического применения основных функциональных аккордов.
  4. Развить умение жанровой музыкальной импровизации.
  5. Научить сочинять жанровые пьесы (полька, вальс, мазурка и т.д.) на основе заданных эскизов.
  6. Освоить умения аранжировки произведений, изученных в классе фортепиано.

Программа курса построена на основных принципах развивающего обучения:

  • развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся;
  • увеличение меры теоретической емкости знаний;
  • увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала;
  • ускорение темпов прохождения учебно-педагогического материала.

Основной формой учебной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. На освоение курса отводится по одному уроку (40 минут) в неделю в рамках предмета по выбору. В программе предусмотрен резерв для возможного перераспределения часов в зависимости от подготовки учащихся к восприятию содержания курса.

Структура занятия: уроки обучения игре на синтезаторе предполагают включение таких разделов как импровизация, аранжировка, сочинение, чтение с листа, краткий музыкально-теоретический анализ музыкального материала, в зависимости от этапов освоения содержания курса. Обязательными для каждого занятия являются проверка домашнего задания, освоение нового теоретического или практического материала, закрепление изученного на уроке.

На уроках используются следующие методы: показ педагога, вычленение простого из сложного, наводящие вопросы, творческие задания.

Формы контроля результатов обучения: контрольные уроки один раз в четверть, класс - концерты, проводимые в декабре и мае.

На контрольных уроках осуществляется проверка музыкально-теоретических знаний учащихся, а также – исполнительских навыков в виде контрольного исполнения импровизации и сочиненного произведения.

Успехи учащихся на классных занятиях и контрольных уроках оценивают по пятибалльной системе и словесной характеристикой. В основе оценивания лежит принцип поощрения; оценка – как вознаграждение за трудолюбие в оптимистическом контексте.

Итоговая оценка выставляется с учетом оценки за выступления учащегося на контрольных уроках и оценок текущей аттестации.

В результате обучения по данной программе учащийся должен:

  1. Уметь определять гармоническую идею заданного музыкального фрагмента, форму.
  2. Применять на практике основные приемы импровизации.
  3. Использовать знания музыкальной грамоты (различать стили, жанры музыкальных произведений), владеть навыками простой аранжировки.
  4. Выполнять задания по сочинению тем в характерных особенностях жанра.

Обучение старшеклассников игре на синтезаторе будет способствовать:

  • повышению интереса учащихся к творческому процессу и к занятиям в целом;
  • формированию обстановки сотрудничества, развитие творческой свободы в музыкально-исполнительской деятельности учащихся;
  • расширению слуховых представлений о звучании инструментов;
  • повышению образовательного уровня учащихся, их обогащению новыми знаниями и умениями – теоретическими сведениями в области гармонии, музыкальной формы, музыкальных инструментов, умений импровизации, аранжировки, сочинения, ансамблевой работы с инструментальной группой.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее количество часов в год

Общее количество часов

Теория Практика Самостоятельная работа
1. Введение

Художественные возможности синтезатора

2 1 1
2.

2.1.

2.2.

2.3.

Теория музыки

Буквенно-цифровая система

Традиционные аккордовые обороты

Блюзовая гамма

8

2

4

2

2

1

1

1

2

1

4

1

2

1

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Импровизация

Жанровая импровизация

Джазовая импровизация

Ритмическая импровизация

Ансамблевая импровизация

20

6

10

2

2

2

1

1

8

2

4

1

1

10

3

5

1

1

4.

4.1.

4.2.

Аранжировка

Аранжировка произведений из репертуара фортепианного класса
Аранжировка сочиненных произведений

20

10

10

2

1

1

8

4

4

10

5

5

5.

5.1.

5.2.

Сочинение

Сочинение элементов к джазовым темам

Сочинение жанровых произведений на основе заданных эскизов

20

4

16

2

1

1

8

1

7

10

2

8

6 Резерв часов٭ 2 2
  Итого за год 72 9 28 35

٭ В программе предусмотрен резерв для возможного перераспределения часов, в зависимости от подготовки учащихся к восприятию содержания курса.

Годовые требования

В течение года учащийся должен:

  1. Сочинить 8-10 жанровых пьес: полька, марш, менуэт, вальс, песня на основе стихотворения, пьеса в старинном стиле, полонез, мазурка.
  2. Импровизировать 20-25 джазовых тем.
  3. Создать аранжировку 8-10 сочиненных произведений, 6-8 произведений из репертуара фортепианного класса и исполнить их на синтезаторе.

Рекомендуемый перечень популярных джазовых и эстрадных тем для работы по импровизации:

  1. Брукс Ш. Однажды.
  2. Груббер Ф. Тихая ночь.
  3. Джойс А. Где ты?
  4. Джойс А. Грезы.
  5. Джойс А. Осенний сон.
  6. Кемпферт Б. Путники в ночи.
  7. Кингстей Г. Воздушная кукуруза.
  8. Косма Ж. Опавшие листья.
  9. Лей Ф. Мелодия.
  10. Леннон Д., Маккартни П. Возвращайся.
  11. Леннон Д., Маккартни П. Леди Мадонна.
  12. Леннон Дж., Маккартни П. Вчера.
  13. Леннон Дж., Маккартни П. Мишель.
  14. Маландо М. Звездная ночь.
  15. Манчини Г. Луна.
  16. Мичем Ф. Американский патруль.
  17. Паулс Р. Маэстро.
  18. Паулс Р. Мелодия.
  19. Паулс Р. Пасмурно.
  20. Портер К. Прощай.
  21. Пресли Э. Люби меня.
  22. Пресли Э., Матсон В. Люби меня нежно.
  23. Рашель Р. До свидания, Рим.
  24. Роджерс Р. Что я люблю?
  25. Рота Н. Тема любви.
  26. Скляров Е. Не уходи.
  27. Уорд С. Шилеми.
  28. Уэббер Э. Память.
  29. Фостер С. О, Сюзанна.
  30. Херман Д. Привет, Долли.
  31. Херман Д. Прости.
  32. Черчил Ф. Когда-нибудь придет мой принц.
  33. Шенберг Д. Нашептывая.

Техническое обеспечение программы:

1. Клавишный синтезатор YAMAHA серии PSR – 2шт.

  • 5 октав, 489 тембров, включая 360 XG, 155 стилей, 30 пресетных стилей,
  • музыкальная база данных на 256 вступлений,
  • колесо управления модуляцией звука,
  • arpeggiator,
  • мастер EQ,
  • performance Assistant,
  • LC дисплей,
  • Flash ROM,
  • Preset Master EQ,
  • USB to Host (USB-MIDI).

2. Акустические системы BEHRINGER EUROLIVE B212 (двухполосная 600-ваттная акустическая система; 150 Вт синус-тон / 600 Вт пиковая мощность) – 2 шт.

3. Микшерный пульт BEHRINGER XENYX 1002 FX – 1шт.

4. Электронный метроном – 1 шт.

Литература, рекомендуемая для преподавателей:

  1. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., 1974.
  2. Браун Р. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере. / Пер. с англ. – М.: ЭКОМ, 1998.
  3. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. – М., 1979.
  4. Володин А. Электромузыкальные инструменты. – М., 1979.
  5. Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментов и вокально-инструментальных ансамблей. – М., 1983.
  6. Дубровский Д. Компьютер для музыкантов-любителей и профессионалов. Практическое пособие. – М.: Триумф, 1999.
  7. Живайкин П. Как играть современную популярную детскую музыку. – М.: Хобби-Центр, 2001.
  8. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 1. / Сост. и перелож. Л.Е. Петренко – М.: Музыка, 2002.
  9. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 2. / Сост. и перелож. Л.Е. Петренко – М.: Музыка, 2002.
  10. Красильников И. Проблемы построения методики игре на синтезаторе. /Искусство в школе. №2, №3. – М.,1996.
  11. Красильников И. Синтезатор на уроке? / Искусство в школе. №2. – М., 1995.
  12. Красильников И.М. Аранжировка народной музыки для электронных инструментов. / Музыка и время. №7 – 2003.
  13. Красильников И.М. Детская электронная музыка – новая сфера творчества. / Музыка и электроника. №3 – 2004.
  14. Красильников И.М. Основные этапы освоения музицирования на клавишных синтезаторах. / Искусство в школе. №4 – 2003.
  15. Красильников И.М. Работа на основе MIDI-секвенсоров. / Музыка и электроника. №2, №3 – 2004.
  16. Красильников И.М. Электронное музицирование – новый вид досуговой деятельности. / И.М. Красильников. – Омск, 2003.
  17. Петелин Р., Петелин Ю. Аранжировка музыки на РС. – СПб.: BHV – Санкт-Петербург, 1999.
  18. Петелин Р., Петелин Ю. Персональный оркестр в РС. – СПб.: BHV – Санкт-Петербург, 1998.
  19. Петелин Р., Петелин Ю. Персональный оркестр в персональном компьютере. – СПб.: Полигон, 1997.
  20. Пешняк В. Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ. – М.: Композитор, 2000.
  21. Пешняк В. Уроки игры на синтезаторе. Учебное пособие для класса синтезатора ДМШ. Вып.1. – М.: Композитор, 1998.
  22. Рабин Д. Музыка и компьютер: настольная студия / Пер. с англ. – Мн.: Поппури, 1998.
  23. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. Пособие для преподавателей, детей и родителей. – М.: ЦДСК, 1994.
  24. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984.
  25. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1959.

Рекомендуемые учебные пособия для самостоятельной работы учащихся:

  1. Важов С. Школы игры на синтезаторе. – СПб.: Композитор, 1998.
  2. Живайкин П. Школа блюза, буги-вуги и рок-н-рола. Практическое пособие для начинающих и опытных пианистов. – М.: Хобби-Центр, 2001.
  3. Знакомство с синтезатором: Самоучитель. / Сост. В.В. Кузнецова – М.: Хобби-Центр, 2001.
  4. Обучение с увлечением. Нескучная антология облегченных популярных мелодий для фортепиано и синтезатора. Выпуск 1-5. – М.: Мелограф, 1999.
  5. Романенко В.В. Гармония популярной песни. – М.: Хобби-Центр, 2001.
  6. Романенко В.В. Начальный курс джазовой импровизации на фортепиано. – М.: Хобби-Центр, 2001.
  7. Романенко В.В. Учись импровизировать. – М.: Хобби-Центр, 2001.
  8. Романенко В.В. Учись сочинять. – М.: Хобби-Центр, 2001.
  9. Тургенева Э.Ш., Малюков А.Н. Пианист – фантазер. Учеб. пособие по развитию творческих навыков и транспонированию. – М.: Советский композитор, 1988.

Примерные планы уроков на I четверть. (см. Приложение 1)

Краткий словарь терминов. (см. Приложение 2)