Урок русского языка во 2-м классе. Обобщение по теме "Имя существительное" (программа "Школа России", учебник Л.М.Зеленина)

Разделы: Начальная школа


Цели: обобщить знания детей об имени существительном, находить эту часть речи среди других слов, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, определять их число, проверить навык употребления заглавной буквы в именах собственных, учить выбирать верный ответ на вопрос из несколько предложенных, проверить умение самоконтроля, развивать внимание, память, вырабатывать навык грамотного письма, умение работать в группах.

Ход урока

1. Орг. момент.

А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Ведь прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.

2. Сообщение задач урока.

Сегодня на уроке мы обобщаем то, что знаем по теме: «Имя существительное».

Работу мы проведём в группах. Каждая группа получит своё задание и вопрос по данной теме. Весь материал, который мы сегодня повторим, поможет вам правильно справиться с тестами в конце урока.

Поэтому, будьте на уроке внимательны, оказывайте друг другу помощь, исправляйте допущенные ошибки.

3. Обобщение и систематизация знаний.

Приступая к работе, вспомним правила работы в группе. 

  1. Относитесь с уважением к члену группы.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай.
  4. Знайте и четко выполняйте свое задание.
  5. Оказывайте друг другу помощь.

– Какой из пунктов правила, на ваш взгляд, самый главный?

– Правильно, только соблюдая все правила, вы добьётесь хороших успехов в поставленной цели.

– Выберите в группах главного консультанта и приступайте к работе.

(Обсуждение и выполнение заданий в группах.)

Отчёт групп.

Задание I группы.

Из группы слов выпишите только существительные. Подготовьте ответ на вопрос: «Что такое имя существительное?»

На доске висят карточки со словами:

красный, отец, дерево, работает, учил, холодная, чашка, летит, пила, метель.

Учащиеся берут нужную и помещают её под табличкой «Имя существительное».

– Что же такое имя существительное?

Задание II группы.

Выпишите слова в 2 столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена су-

ществительные. Подготовьте ответ на вопрос: «Какие существительные называются одушевлёнными, неодушевлёнными?»

У ребят на партах карточки со словами:

ветер, кит, яма, облако, гусь, солнце, буря, ёжик, лодка, Саша.

Какое правило помогло вам правильно выполнить своё задание?

Задание III группы.

Определите число существительных, записывая их в столбики. Подготовьте ответ на вопрос: «Какие существительные относятся к единственному числу, а какие к множественному?»

У ребят на партах карточки со словами: 

молоко, каникулы, молодёжь, щипцы, кони, пальто, ведро, девочки, цветы, метро.

Ответьте на поставленный вопрос.

Задание IV группы:

Исправь ошибки, допущенные в тексте. Подготовь ответы на следующие вопросы: «Почему некоторые слова написаны с большой буквы? Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы? Как называются такие слова?»

На доске:

Сергей александрович Есенин родился в селе константиновке под Рязанью. У Собаки лады родились щенята. Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.

Ответьте на поставленный перед вами вопрос.

3. Проверка знаний (работа с тестами см. приложение 1 и 2)

Вы все хорошо и дружно поработали, потому что оказывали друг другу помощь. А теперь вам предстоит самостоятельно показать свои знания. Перед вами лежат тесты.

После завершения работы, сверьте свои результаты с ответами, помещёнными с обратной стороны тестов.

– Желаю всем удачи.

4. Проверка результатов самостоятельной работы.

5. Итог урока.

Что мы узнали об имени существительном?

В ходе ответов детей на доске появляется схема:

5. Д./з.

Расположите предложения так, чтобы получился рассказ, подчеркнуть все имена существительные.

  • Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул.
  • Плавники у окуня красные, спина тёмно-зелёная, а на боках тёмные полоски.
  • Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька.
  • Закинул рыболов в речку удочку и ждёт.