Цели: обобщить знания детей об имени существительном, находить эту часть речи среди других слов, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, определять их число, проверить навык употребления заглавной буквы в именах собственных, учить выбирать верный ответ на вопрос из несколько предложенных, проверить умение самоконтроля, развивать внимание, память, вырабатывать навык грамотного письма, умение работать в группах.
Ход урока
1. Орг. момент.
А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Ведь прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
2. Сообщение задач урока.
– Сегодня на уроке мы обобщаем то, что знаем по теме: «Имя существительное».
Работу мы проведём в группах. Каждая группа получит своё задание и вопрос по данной теме. Весь материал, который мы сегодня повторим, поможет вам правильно справиться с тестами в конце урока.
Поэтому, будьте на уроке внимательны, оказывайте друг другу помощь, исправляйте допущенные ошибки.
3. Обобщение и систематизация знаний.
– Приступая к работе, вспомним правила работы в группе.
- Относитесь с уважением к члену группы.
- Умей каждого выслушать.
- Не согласен – предлагай.
- Знайте и четко выполняйте свое задание.
- Оказывайте друг другу помощь.
– Какой из пунктов правила, на ваш взгляд, самый главный?
– Правильно, только соблюдая все правила, вы добьётесь хороших успехов в поставленной цели.
– Выберите в группах главного консультанта и приступайте к работе.
(Обсуждение и выполнение заданий в группах.)
Отчёт групп.
Задание I группы.
Из группы слов выпишите только существительные. Подготовьте ответ на вопрос: «Что такое имя существительное?»
На доске висят карточки со словами:
красный, отец, дерево, работает, учил, холодная, чашка, летит, пила, метель. |
Учащиеся берут нужную и помещают её под табличкой «Имя существительное».
– Что же такое имя существительное?
Задание II группы.
Выпишите слова в 2 столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена су-
ществительные. Подготовьте ответ на вопрос: «Какие существительные называются одушевлёнными, неодушевлёнными?»
У ребят на партах карточки со словами:
ветер, кит, яма, облако, гусь, солнце, буря, ёжик, лодка, Саша. |
– Какое правило помогло вам правильно выполнить своё задание?
Задание III группы.
Определите число существительных, записывая их в столбики. Подготовьте ответ на вопрос: «Какие существительные относятся к единственному числу, а какие к множественному?»
У ребят на партах карточки со словами:
молоко, каникулы, молодёжь, щипцы, кони, пальто, ведро, девочки, цветы, метро. |
– Ответьте на поставленный вопрос.
Задание IV группы:
Исправь ошибки, допущенные в тексте. Подготовь ответы на следующие вопросы: «Почему некоторые слова написаны с большой буквы? Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы? Как называются такие слова?»
На доске:
Сергей александрович Есенин родился в селе константиновке под Рязанью. У Собаки лады родились щенята. Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.
– Ответьте на поставленный перед вами вопрос.
3. Проверка знаний (работа с тестами см. приложение 1 и 2)
– Вы все хорошо и дружно поработали, потому что оказывали друг другу помощь. А теперь вам предстоит самостоятельно показать свои знания. Перед вами лежат тесты.
После завершения работы, сверьте свои результаты с ответами, помещёнными с обратной стороны тестов.
– Желаю всем удачи.
4. Проверка результатов самостоятельной работы.
5. Итог урока.
– Что мы узнали об имени существительном?
В ходе ответов детей на доске появляется схема:
5. Д./з.
Расположите предложения так, чтобы получился рассказ, подчеркнуть все имена существительные.
- Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул.
- Плавники у окуня красные, спина тёмно-зелёная, а на боках тёмные полоски.
- Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька.
- Закинул рыболов в речку удочку и ждёт.