Урок русского языка в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • повторить и обобщить знания учащихся о написании буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу;
  • повторить и обобщить знания учащихся о написании буквосочетаний чк, чн, нч, нщ, щн;
  • развитие общеучебных умений: работать с книгой, умение работать в рабочей тетради;
  • корректировка графических навыков учащихся;
  • обогащение словаря учащихся;
  • воспитание дисциплины, взаимоуважения.

Приложение

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

На экране изображены элементы букв.

- Какие заглавные буквы вы могли составить из этих элементов! (Й, И, Ш.)

- Откройте рабочие тетради на с.21. Проверьте свои ответы.

- Напишите элементы букв. Обратите внимание на высоту букв – они не касаются верхней строчки.

- Напишите буквы.

- Какие слова начинаются с этих букв.

- Приведите примеры, запишите по одному слову на каждую букву. (Испания, Ирландия, Индия, Йошкар-Ола, Шишкин.)

- Прочитайте предложение.

- О ком это предложение? (О Ире и Шуре.)

- Найдите их на рисунке?

- Что у девочках в руках? (Йогурт.)

- Дорисуйте стаканчики с йогуртом на рисунке.

- Запомните, как это слово пишется. Произнесите его по слогам.

- Подчеркните ошибкоопасные места.

- Запишите предложение. Следите за правильным написанием букв и их соединением. Проверьте написанное.

- В предложении подчеркните слова, которые нельзя перенести. Объясните почему. (Ира.)

- А теперь давайте придумаем к этим именам фамилии с сочетаниями жи, ши ,ча, ща,чу,щу. (Чайкина, Щукина, Жильцова и т.д.)

Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании слов с буквосочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

III. Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи,ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

1. На слайде изображены пословицы:

Не жыви чюжым умом.
Пишы, да не спешы.

  • Прочитайте пословицы.
  • Объясните смысл пословиц.
  • Запишите их в тетрадь, если есть ошибки, исправьте.
  • В каких словах в первом предложении были допущены ошибки? (Живи, чужим.)
  • В каких словах во втором предложении были допущены ошибки? (Пиши, спеши.)
  • В каких сочетаниях были допущены ошибки? (Жи-ши; чу-щу.)
  • Как пишутся эти сочетания?
  • Какие ошибкоопасные сочетания ещё нужно помнить при написании? (Ча-ща, жи-ши, чу-щу.)

Вспомнить стихотворение:

Сочетание ЖИ-ШИ
Только с буквой И пиши
Сочетание ЧУ-ЩУ
Только с буквой У пишу
Чаща, дача, и печать –
Нужно с буквой А писать.

2. Игра: «Разложи слова в корзины».

Первая корзина – жи-ши.
Вторая корзина – ча-ща.
Третья корзина – чу-щу.

  • Записать в три столбика слова: чудак, тащу, роща, дача, жир, шило, щётка, смущать, начало, чучело, моржи, щука, шиповник.
  • Выделите буквосочетания.

IV. Упражнения в написании слов с буквосочетаниями чк, чн, нч, нщ, щн.

1. Словарная работа.

- Прочитайте слова в тетради на с.21.

  • Вставьте пропущенные буквы.
  • Можно ли их проверить?
  • Как нужно поступить, чтобы не ошибиться в правописании. (Если нельзя проверить безударную гласную, то правописание её нужно запомнить. Если можно проверить безударную гласную, то нужно подобрать проверочное слово.)
  • С данными словами образуйте слова с сочетаниями чк или чн.
  • Что нужно помнить при написании данных сочетаний. (Чк-чн пишется без мягкого знака.)
  • Запишите эти слова. (Молоко, молочко, молочный. Кирпич, кирпичный. Огурец, огуречный.)

2. Работа по учебнику.

Откройте учебник на странице 37, упражнение 40.

Задание: какие слова можно вытащить из колодца?

  • Запиши эти слова. Подчеркни чк.

(Ученики самостоятельно записывают слова и подчёркивают сочетания чк.)

Бочка, дочка, точка, ночка, бычки, ручка, тучка.

  • Какое сочетание встретилось во всех этих словах? (Чк.)
  • Как оно пишется? (Чк пишется без мягкого знака.)
  • Какие ещё сочетания пишутся без мягкого знака?
  • Расскажите используя схему в рабочей тетради на с. 21. (Сочетания чк, чн, нч, нщ, щн пишутся без мягкого знака.)

3. Диктант.

  • Запишите под диктовку слова.
  • Первое слово с большой буквы, остальные через запятую, в конце точка.
  • Подчеркните сочетания, которые встретились в данных словах.

Бочка, скучный, лимончик, мощный, печка, личный.

Фронтальная проверка.

Вывод:

- Как пишутся данные сочетания?

4. Письмо по памяти.

Учебник страница 37, упражнение 41.

  • Прочитайте.
  • Подчеркните встретившиеся сочетания.
  • Подчеркните другие трудные места в словах.
  • Выучим наизусть. Проговорим вместе. 2-3 ученика проговаривают отрывок сказки вслух.
  • Запишите по памяти.

Самопроверка.

  • Подчеркните ошибкоопасные места.
  • Какие буквосочетания вы встретили в отрывке сказки? Назовите.

Вывод:

- Как пишутся встретившиеся буквосочетания?

IV. Итог урока.

Работа на карточках.

- Я диктую слова, вы записываете, в каждую клеточку, то буквосочетание, которое встретилось в слове.

чк чу жи ча чн ши щн ща

Гречка, чугунок, жираф, свеча, отлично, кувшин, овощной, щавель.

Взаимопроверка (по образцу).

Вывод.

- Как пишутся встретившиеся буквосочетания?

Домашнее задание: придумайте сказку про сочетание чк и мягкий знак по рисунку учебника с. 37.

Например:

В сказочной стране Русского языка жило-было буквосочетание ЧК. Буквосочетание ЧК дружило с ученицей Элей и учителем Карандашом. Одним прекрасным днём вся дружная компания пошла прогуляться. Идут они по дороге, а навстречу им Мягкий знак. Подошёл он к буквосочетанию ЧК и старается влезть между буквами, раздружить их, а они руки не разжимают и его не впускают. Обиделся мягкий знак, драться с ними собирается. Неизвестно чем эта история закончилась, если не вступился учитель Карандаш. Он сказал, что нельзя мягкому знаку стоять за буквой Ч, так как звук ч всегда мягкий и ещё больше его смягчать не надо, нельзя. Поэтому буквосочетание ЧК пишется без Мягкого знака. Мягкий знак подумал и согласился с Карандашом. Теперь он дружит с сочетанием ЧК, но вставать между ними не собирается.

Использованная литература:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Учебник Русский язык (первые уроки). 1 класс. М.: Баласс, 2008.
  2. Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го класса. М.: Баласс, 2007.