Задачи:
- повторить и обобщить знания учащихся о написании буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу;
- повторить и обобщить знания учащихся о написании буквосочетаний чк, чн, нч, нщ, щн;
- развитие общеучебных умений: работать с книгой, умение работать в рабочей тетради;
- корректировка графических навыков учащихся;
- обогащение словаря учащихся;
- воспитание дисциплины, взаимоуважения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
На экране изображены элементы букв.
- Какие заглавные буквы вы могли составить из этих элементов! (Й, И, Ш.)
- Откройте рабочие тетради на с.21. Проверьте свои ответы.
- Напишите элементы букв. Обратите внимание на высоту букв – они не касаются верхней строчки.
- Напишите буквы.
- Какие слова начинаются с этих букв.
- Приведите примеры, запишите по одному слову на каждую букву. (Испания, Ирландия, Индия, Йошкар-Ола, Шишкин.)
- Прочитайте предложение.
- О ком это предложение? (О Ире и Шуре.)
- Найдите их на рисунке?
- Что у девочках в руках? (Йогурт.)
- Дорисуйте стаканчики с йогуртом на рисунке.
- Запомните, как это слово пишется. Произнесите его по слогам.
- Подчеркните ошибкоопасные места.
- Запишите предложение. Следите за правильным написанием букв и их соединением. Проверьте написанное.
- В предложении подчеркните слова, которые нельзя перенести. Объясните почему. (Ира.)
- А теперь давайте придумаем к этим именам фамилии с сочетаниями жи, ши ,ча, ща,чу,щу. (Чайкина, Щукина, Жильцова и т.д.)
Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании слов с буквосочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.
III. Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи,ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.
1. На слайде изображены пословицы:
Не жыви чюжым умом.
Пишы, да не спешы.
- Прочитайте пословицы.
- Объясните смысл пословиц.
- Запишите их в тетрадь, если есть ошибки, исправьте.
- В каких словах в первом предложении были допущены ошибки? (Живи, чужим.)
- В каких словах во втором предложении были допущены ошибки? (Пиши, спеши.)
- В каких сочетаниях были допущены ошибки? (Жи-ши; чу-щу.)
- Как пишутся эти сочетания?
- Какие ошибкоопасные сочетания ещё нужно помнить при написании? (Ча-ща, жи-ши, чу-щу.)
Вспомнить стихотворение:
Сочетание ЖИ-ШИ
Только с буквой И пиши
Сочетание ЧУ-ЩУ
Только с буквой У пишу
Чаща, дача, и печать –
Нужно с буквой А писать.
2. Игра: «Разложи слова в корзины».
Первая корзина – жи-ши.
Вторая корзина – ча-ща.
Третья корзина – чу-щу.
- Записать в три столбика слова: чудак, тащу, роща, дача, жир, шило, щётка, смущать, начало, чучело, моржи, щука, шиповник.
- Выделите буквосочетания.
IV. Упражнения в написании слов с буквосочетаниями чк, чн, нч, нщ, щн.
1. Словарная работа.
- Прочитайте слова в тетради на с.21.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Можно ли их проверить?
- Как нужно поступить, чтобы не ошибиться в правописании. (Если нельзя проверить безударную гласную, то правописание её нужно запомнить. Если можно проверить безударную гласную, то нужно подобрать проверочное слово.)
- С данными словами образуйте слова с сочетаниями чк или чн.
- Что нужно помнить при написании данных сочетаний. (Чк-чн пишется без мягкого знака.)
- Запишите эти слова. (Молоко, молочко, молочный. Кирпич, кирпичный. Огурец, огуречный.)
2. Работа по учебнику.
Откройте учебник на странице 37, упражнение 40.
Задание: какие слова можно вытащить из колодца?
- Запиши эти слова. Подчеркни чк.
(Ученики самостоятельно записывают слова и подчёркивают сочетания чк.)
Бочка, дочка, точка, ночка, бычки, ручка, тучка.
- Какое сочетание встретилось во всех этих словах? (Чк.)
- Как оно пишется? (Чк пишется без мягкого знака.)
- Какие ещё сочетания пишутся без мягкого знака?
- Расскажите используя схему в рабочей тетради на с. 21. (Сочетания чк, чн, нч, нщ, щн пишутся без мягкого знака.)
3. Диктант.
- Запишите под диктовку слова.
- Первое слово с большой буквы, остальные через запятую, в конце точка.
- Подчеркните сочетания, которые встретились в данных словах.
Бочка, скучный, лимончик, мощный, печка, личный.
Фронтальная проверка.
Вывод:
- Как пишутся данные сочетания?
4. Письмо по памяти.
Учебник страница 37, упражнение 41.
- Прочитайте.
- Подчеркните встретившиеся сочетания.
- Подчеркните другие трудные места в словах.
- Выучим наизусть. Проговорим вместе. 2-3 ученика проговаривают отрывок сказки вслух.
- Запишите по памяти.
Самопроверка.
- Подчеркните ошибкоопасные места.
- Какие буквосочетания вы встретили в отрывке сказки? Назовите.
Вывод:
- Как пишутся встретившиеся буквосочетания?
IV. Итог урока.
Работа на карточках.
- Я диктую слова, вы записываете, в каждую клеточку, то буквосочетание, которое встретилось в слове.
чк | чу | жи | ча | чн | ши | щн | ща |
Гречка, чугунок, жираф, свеча, отлично, кувшин, овощной, щавель.
Взаимопроверка (по образцу).
Вывод.
- Как пишутся встретившиеся буквосочетания?
Домашнее задание: придумайте сказку про сочетание чк и мягкий знак по рисунку учебника с. 37.
Например:
В сказочной стране Русского языка жило-было буквосочетание ЧК. Буквосочетание ЧК дружило с ученицей Элей и учителем Карандашом. Одним прекрасным днём вся дружная компания пошла прогуляться. Идут они по дороге, а навстречу им Мягкий знак. Подошёл он к буквосочетанию ЧК и старается влезть между буквами, раздружить их, а они руки не разжимают и его не впускают. Обиделся мягкий знак, драться с ними собирается. Неизвестно чем эта история закончилась, если не вступился учитель Карандаш. Он сказал, что нельзя мягкому знаку стоять за буквой Ч, так как звук ч всегда мягкий и ещё больше его смягчать не надо, нельзя. Поэтому буквосочетание ЧК пишется без Мягкого знака. Мягкий знак подумал и согласился с Карандашом. Теперь он дружит с сочетанием ЧК, но вставать между ними не собирается.
Использованная литература:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Учебник Русский язык (первые уроки). 1 класс. М.: Баласс, 2008.
- Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го класса. М.: Баласс, 2007.