Региональный компонент в патриотическом воспитании старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из ведущих компонентов культурно-образовательной среды современного образовательного учреждения должна стать традиционная народная культура, обладающая громадным воспитательным потенциалом. Традиционная культура всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека.

Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних традиций в контексте региональной культуры, изучение и раскрытие их педагогического потенциала имеет большую практическую значимость, прежде всего в сфере воспитательной работы с детьми.

К сожалению, приобщение детей к богатейшему наследию кубанской народной культуры, с целью их нравственного, эстетического воспитания, носит на данный момент бессистемный, эпизодический характер. Вот почему автором данной статьи был разработан перспективный план мероприятий, способствующих приобщению дошкольников к кубанской национальной культуре (см. Приложение 1). В структуру включены занятия, беседы, смотры-конкурсы и развлечения. Работа по данному плану велась в подготовительной группе МДОУ «Детского сада № 126» в течение года. Результатом этой работы явилось осознание воспитанниками ДОУ себя, как носителей национальной региональной культуры, обогащение знаний ребят о своей малой Родине, расширение кругозора дошкольников, обогащение и активизация словарного запаса детей.

Вашему вниманию представлено комплексное занятие по изобразительной деятельности «В гостях у кубанских мастериц», направленное на ознакомление дошкольников с ремеслами и промыслами жителей Кубани.

Тема занятия: «В гостях у Кубанских мастериц».

Форма: занятие-путешествие.

Цель: прививать любовь к малой Родине.

Задачи:

  1. Знакомить ребят с культурой Краснодарского края.
  2. Дать представление ребятам о промыслах и ремеслах жителей Кубани.
  3. Познакомить ребят со способами вышивки, используемыми населением Кубани.
  4. Учить детей рисованию в технике батика.
  5. Систематизировать знания ребят о родном крае.
  6. Воспитывать чувство гордости за свой край.
  7. Развивать воображение и творческое мышление ребят.

Оборудование:

  • глиняные горшки, разрезные картонные кувшины, рушники;
  • мультимедиа-проектор, ноутбук, экран;
  • презентация «Образцы народной вышивки жителей Кубани» (см. Приложение 2);
  • фартуки, заготовки-планшеты с накрахмаленной тканью для батика;
  • образцы орнаментов, кисточки, гуашевые краски, стаканы с водой, каравай.

Ход занятия

(Звучит музыка, под музыку входят дети, их встречает воспитатель в образе кубанской казачки.)

Казачка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите-проходите. Посмотрите внимательно вокруг: вы уже догадались, куда попали? (В кубанскую станицу.)(Слайд № 1)

- Вы узнали меня, ребята? Кто я? (Казачка.)

- Молодцы, ребята! Как хорошо, что вы пришли к нам в гости! Ведь у нас в станице случилась беда!

Ой, беда-беда-беда!
Помогайте, детвора!
Как у нас в станице
Разленились мастерицы.
Не хотят ни шить, ни прясть –
Не поймем, что за напасть!

- Ребята, выручайте. Все мастерицы у нас в станице отказываются работать. Не шьют, не вышивают. Все рушники у жителей нашей станицы состарились, а новые некому сделать. Может быть, вы поможете?

Дети: Да!

Казачка: Какие вы добрые ребята! Ну, тогда отправляемся в путешествие по нашей станице!

Физкультурная минутка.

Мы отправимся в дорогу,
Пошагаем мы немного,
Встанем на носочки,
Сядем на пенечки,
Сядем – отдохнем
И опять пойдем!

Казачка: Ребята, посмотрите: это же чья-то хата.

- Что вы здесь видите? (Глиняные кувшины – глэчики.)

- Как вы думаете, кто здесь может жить? (Гончар – мастер по изготовлению глиняной посуды.)

- А чем он занимается? (Делает посуду.)

- Из чего он делает посуду? (Из глины.)

- Ой, посмотрите, ребята, что я нашла: это же разбитые кувшины. Давайте поможем гончару склеить разбившиеся кувшинчики. Вот вам осколки от кувшинов. Соберите их.

Практическая работа детей.

Казачка: Молодцы, все справились! Продолжим путь.

Физкультурная минутка.

Мы отправимся в дорогу,
Пошагаем мы немного,
Встанем на носочки,
Сядем на пенечки,
Сядем – отдохнем
И опять пойдем!

Казачка: Мы подошли к хате наших мастериц-вышивальщиц. Заходите, ребята! (Повсюду рушники, одежда с вышивкой.) (Слайд № 2)

- Вы догадались, чем занимаются наши искусницы? (Вышивают узоры.)

- Кто-нибудь из вас знает, как называются эти красивые изделия? (Рушник – вышитое льняное полотенце.)

- А вы знаете, что искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и рушники, но и охраняли от злых сил. Для этого мастерицы вышивали специальные узоры или орнамент. Орнамент мог быть разным: изображать животных, растения, геометрические узоры и даже надписи. (Слайд № 3) Очень любили наши предки изображать птиц на рушниках, ведь птицы – это символ любви, счастья, добра. Иногда женщины вышивали павлинов на своих изделиях. Он считается символом мудрости. (Слайд № 4) Узор из растений был не менее популярен на Кубани.

- Посмотрите внимательно, ребята, какие растения вышивали на рушниках? (Калина, рябина – символы любви; виноградная лоза – символ долголетия; василек – символ свадьбы.)

(Слайд № 5) Из геометрических фигурок часто изображали ромбы. Потом стали вышивать треугольники, квадраты и прямоугольники. Из них можно составить очень красивые узоры.

- А какие цвета использовали мастерицы для вышивки? (Слайд № 6)

Чаще всего из цветов использовали красный (цвет солнца, тепла и красоты) и черный цвета. Позже на Кубани стали вышивать в дополнение к красно-черным узорам синими и зелеными нитками.

- А всякий ли узор можно назвать орнаментом, ребята? (Не всякий. Орнамент – это узор, который постоянно повторяется.) (Слайд № 7)

- Если мы вышьем солнышко, цветок и птичку. Это будет орнаментом? (Нет, потому что мы вышили всё по одному, предметы не повторяются.)

- Вышивали наши мастерицы не только на рушниках, но ещё и на одежде. Такая одежда с вышивкой оберегала человека от злых духов.

- Видите, как сложно правильно вышивать, но я думаю, что вы справитесь! (Слайд № 8) У нас есть ткань для рушника. А вот вышивку мы будем делать не нитками, а красками и кисточкой, прямо по ткани. И для всех жителей нашей станицы получатся красивые новые рушники. Ребята, надевайте фартуки, садитесь за свои рабочие места.

- Итак, что же мы будем рисовать на рушнике? (Орнамент.)

- Какой может быть орнамент? (Растительный, животный, геометрический.)

- Какие цвета нам понадобятся? (Красный, черный, синий, зеленый.)

- Начинайте, ребята.

Практическая работа детей.

(Во время работы звучат спокойные песни из репертуара Кубанского казачьего хора.)

Казачка: Все ребята закончили. Какие чудесные рушники у вас получились.

- Спасибо вам, ребята. Вы такие молодцы! Вы сделали для жителей нашей станицы новые рушники, узнали, какие мастера работают на Кубани, что они умеют делать.

- Вы запомнили? (Гончары делают глиняные горшки, а вышивальщицы вышивают одежду, рушники.)

- За то, что вы помогли мне, ребята, я отблагодарю вас. А вот чем, я хочу, чтобы вы отгадали:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.)

Казачка: Издавна на Руси хлеб считался самым ценным подарком! Люди говорили: «Хлеб – всему голова!», «Худ обед, когда хлеба нет!», «Хлеб да вода – молодецкая еда!» В Кубанских станицах работают искусные пекари, которые выпекают самый вкусный хлеб в мире. Его я хочу вам подарить!

(Казачка выносит каравай.)

- Спасибо вам за помощь, ребята! А нам пора обратно, в детский сад, где вы на обед отведаете мой подарок!