Происходящие сегодня качественные изменения в экономике производства и характере труда требуют совершенствования экономического образования и воспитания трудящихся. В связи с этим появилась необходимость в экономическом воспитании учащихся. И начинать надо с начальной школы.
Экономическое воспитание младших школьников предполагает формирование экономического кругозора, первоначальных экономических умений, воспитание таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.
Одним из средств возбуждения интереса к усвоению экономических понятий является занимательность.
С учётом возрастных особенностей младших школьников раскрывается сущность некоторых экономических понятий.
Учащиеся, конечно, много раз слышали слово « менеджер», но не все из них ответят на вопрос: « А давно ли появились менеджеры?»
Здесь можно дать такие понятия, как инструкция, техника безопасности. Объяснить, какие бывают профессии, используя различную художественную литературу для детей:
- В. Р. Марамзин «Мы тут работаем»,
- Г. Юрмина «Что внутри?»,
- Б. В. Зубкова «Как машина азбуку учила» и много, много других интересных книг.
Каждый ученик должен осознать, что мастером своего дела можно стать лишь в том случае, если будешь упорно учиться, добросовестно трудиться.
Чтение книг предполагает, что учащиеся должны больше узнавать о тружениках своего города, совершать экскурсии на производство, к Доске Почёта.
1. Первым этапом можно провести беседу с детьми на тему: «Кем работают папа и мама?»
Многие дети знают только названия профессий родителей, а что они делают, какие у них обязанности не знают. Прошу ребят расспросить своих родителей и рассказать своим товарищам о профессиях. Что бы дети не забыли, прошу записать рассказ.
Получилось примерно так:
- Моя мама работает менеджером на Новом Арбате. Расставляет и заказывает товар. (Кудряшов Саша.)
- Моя мама работает научным сотрудником. Мама проверяет новые лекарства на клетках и мухах. А потом лекарства испытывают на крысах, кошках и собаках. (Горелова Лиза.)
- Мой папа работает поваром. Он готовит еду взрослым. Например: тётям, дядям. (Чайкина Маша.)
2. Вторым этапом читаем с детьми книгу «Письмо шло пять тысячелетий». (Изд. «Малыш» 1991г.)
Для закрепления прочитанного даю викторину:
Вопрос |
Ответ |
1. Письмо слепленное из глины и написанное 3-х гранной палочкой из тростника (клинышком)? | Клинопись. |
2. Что бы знаки не смазались, не потеряли форму, письмо обожгут в печи, оно станет твёрдым, прочным. | Таблетка. |
3. Глиняная оболочка тоже обжигается в печи вместе с письмом. | Конверт. |
4. Как достать письмо из конверта? | Разбить аккуратно конверт. |
5. На чём писали в Египте? | Папирус. |
6. Из чего получали папирус? | Из стволов болотного тростника. |
7. Как называли буквы (знаки)? | Иероглифы. |
8. Кем доставлялось письмо адресату? | Гонцом. |
9. Родина бумаги? | Древний Китай. |
10. Из чего сегодня делают бумагу? | Лес (древесная масса, макулатура). |
11. Как извещал о своём приближении индийский гонец? | Звуками погремушки. |
12. Почтовый курьер инков? | Трубил в раковину. |
13. Кипу- письмо инков состояло из ...? | Узелков. |
14. На какой древний алфавит похож наш, современный? | Греческий. |
15. В чем хранились рукописные свитки? | В коробочках. |
16. Что сохраняло тайну послания и являлось знаком отправителя? | Печать. |
17. Что грозило гонцу за разглашение тайны? | Казнь. |
18. На чём писали в Киевской Руси? | Берестяная грамота. |
19. На чём перевозили почту в Англии? | Дилижанс. |
20. На чём перевозили почту в Америке? | Конная почта. |
21. На чём перевозили почту из Москвы в Сибирь? | Почтовые тройки. |
22. Как доставлялись микро письма? | Почтовый голубь. |
23. Открытка с заранее написанным поздравлением? | Открытка-шпаргалка. |
24. Дилижанс вытеснил экипаж с двигателем внутреннего сгорания? | Автомобиль. |
25. Какая почта самая скоростная? | Авиапочта. |
26. Где можно увидеть старинные свитки, марки, коллекцию конвертов и т.д.? | В музее. |
3. Третьим этапом, после того как дети зачитали свои небольшие рассказы о профессиях родителей, провожу игру «Поле чудес» под названием «Я знаю эти профессии».
Вопросы даю на основе детских рассказов.
«Поле чудес».
- Человек, следящий за порядком на фирме.
- Он заказывает товар для магазина и расставляет его по местам.
- Помогает маленьким детям, работает в детском саду.
- Руководит сотрудниками в школе.
- Учит детей музыки.
- Выпускает газеты.
- Он ставит опыты, что бы изобрести новые лекарства.
- Возит детей в школу.
- Воспитывает детей во второй половине дня.
- Оформляет бумаги, оформляет факсы, копирует документы.
- Старший спортсмен, который учит других, играть в хоккей.
- Человек, который пашет поле на машине.
- Он возводит дома.
- Он выращивает хлеб.
- Эти люди делают город красивым.
- Он «рисует» портрет с помощью фотокамеры.
4. Четвертым этапом, проследили с детьми за развитием машины, т.е. как появилась машина. Прочитали книгу А. Маркуши «Чудеса на колёсах». (Изд. Дет. Литература 1991г.)
Выяснили, что работа инженера это работа изобретателя. У человека должна быть хорошо развита фантазия. Что бы придумать, например, кухонных помощников - комбайн, миксер, плиту, ножеточку, овощерезку, печь СВЧ, блендер, холодильник и т.д.
5. Пятым этапом посетили кабинет технологии для девочек, где учитель показала нам, инструменты для работы на кухне, швейную машину. Она рассказала нам, чем будут заниматься девочки в 5-м классе. Учитель технологии рассказала нам историю швейной машинки, прялки, ткацкого станка. (см. Приложение)
6. В следующий раз посетили кабинет технологии для мальчиков, где учитель показал инструменты и объяснил их предназначение, прочитал технику безопасности работы.
По результатам этих двух экскурсий мы с ребятами выпустили 2 стенгазеты, представив себя издателями интересной книги о профессиях: столяра, краснодеревщика, повара, швеи.
А затем написали отзывы о посещении кабинетов технологии.
7. Прошу детей написать или рассказать (кому как удобно) какие действия надо сделать что бы: сшить юбку, испечь блины, посмотреть телевизор и т.д.
- Надо включить плиту, поставить сковородку и положить масло. Потом налить из кастрюли половником тесто в сковородку. А когда испечётся перевернуть лопаткой.
- Чтобы посмотреть телевизор, я беру пульт, нажимаю на кнопку включения. Чаще всего она бывает большой. Потом нажимаю кнопку с номером канала.
- Я собралась шить юбку. Для этого я взяла ткань и раскроила её. Взяла нитку с иголкой и сметала части. Потом после смётки я подошла к швейной машинке, разобрала её и стала сшивать. Юбка готова!
Делаем с детьми вывод: все эти действия можно назвать словом – инструкция.
8. Кроссворд «Наши механические помощники».
А | К | А | Т | А | О | Е | Т | О | Ч | К | А | Ж |
С | О | К | О | В | Ы | Ж | И | М | А | Л | К | А |
О | М | З | С | И | Л | О | К | И | Н | Ь | Л | И |
Л | Б | Е | Т | В | К | Н | С | П | Л | И | С | Д |
М | А | Р | Е | Т | А | П | Е | Ч | Ь | Т | А | О |
К | Й | Е | Р | О | С | К | Р | У | Д | Х | О | Л |
Д | Н | Щ | О | М | Т | Е | Б | К | А | К | Ж | И |
Ж | И | О | В | Я | С | Р | У | Д | Л | У | Д | П |
И | Д | Ж | Н | К | О | П | Е | А | Ь | Ш | Е | Т |
В этом кроссворде спрятано 13 слов, найди их:
- Тостер.
- Миксер.
- Ростер.
- Овощерезка.
- Печь.
- Холодильник.
- Плита.
- Ножеточка.
- Комбайн.
- Вилка.
- Ложка.
- Нож.
- Мясорубка.
9. Кроссворд «Здесь живут силачи».
П | О | К | Л | Е | П | И | Л | Н | И | О |
Л | Т | Н | Щ | Н | А | С | Ь | Ч | К | И |
О | В | О | И | Ц | У | В | П | А | И | И |
С | Ё | Ж | П | Ы | Т | Е | С | С | А | Т |
К | Р | О | Н | Ц | И | Р | К | У | Л | Ь |
О | Т | В | О | И | С | Л | Е | Л | Ю | Ч |
Г | К | К | Ж | Н | К | О | М | О | Р | К |
У | А | А | Д | Ф | И | Л | И | Л | У | О |
Б | Ц | Н | С | Н | К | О | Т | О | Г | А |
О | Ы | К | Д | Ы | Ц | Б | У | Г | Л | И |
В этом кроссворде спрятано 16 слов – найди их и зачеркни цветными карандашами:
- Молоток.
- Круглогубцы.
- Клещи.
- Пассатижи.
- Щипцы.
- Молот.
- Напильник.
- Плоскогубцы.
- Кусачки.
- Тиски.
- Отвёртка.
- Ножовка.
- Кронциркуль.
- Надфили.
- Сверло.
- Ключ.
10. Прочитав рассказ В. Марамзина «Мы тут работаем», решили переделать его под свою школу и написали рассказ:
«Мы тут учимся».
«Утром мы все идём в школу. Кто уже проснулся, а кто на ходу досыпает, кто
торопится, а кто спокойно говорит ему: «Не торопись, не займут твою парту».
Детский поток потихоньку затягивает проходная школы. И вдруг звенит
звонок на полную мощность! Кто ещё не проснулся – тот разом проснулся.
- Заманивают нас в школу с утра пораньше, – сказала отличница Лена, а сама
довольна, даже пошла поскорее, хотя знает, что парту не займут.
И строят у нас в школе тоже, точнее не строят, а ремонтируют.
Недавно построили и отремонтировали школьный музей. Т.е. сначала
отремонтировали, а потом создали краеведческий музей «Кунцево». И приехало туда
телевидение, чтобы всем людям рассказать, какая интересная у нас школа.
Вот проходит полдня. Наступает обед. В каждом классе в своё время, чтобы дети не
мешали друг другу. А после обеда мы гуляем! Отдыхаем. Занимаемся самоподготовкой
домашнего задания. А затем мы полдничаем. Садимся все вместе, достаём сок или
чай, бутерброды или печенье с баранками. Весело болтаем. Рассказываем разные
истории.
По весне мы помогаем украшать пришкольный двор. Приносим покупную или выращенную
бабушками рассаду, садовые сосочки и лейки, идём на клумбу под окнами нашего
класса. Сажаем цветы, чтобы двор наш был красивым.
Полчаса можно идти в одну сторону полчаса в другую, и всё это, будет школа.
Целых три этажа! Бегают дети по этажам, на классах висят таблички-указатели. Они
говорят, какой предмет в этом классе преподают. Есть дверь, которую нельзя
открывать, там – электричество. На стендах висят плакаты с правилами поведения,
устав школы. Кабинет директора, завуча, гараж, радиоузел и многое другое.
И это будет школа, как она есть!»
В рассказе даются такие понятия как проходная и звонок.
После такой длительной работы дети пишут полноценные доклады о профессиях своих родителей. Им это стало интересней, чем было в начале мероприятия.
Таким образом, я достигла своей задачи:
- Расширить знания детей о профессиях, трудовых навыках.
- Формирование экономического кругозора, усвоение экономических понятий, воспитание трудолюбия, бережливости, деловитости.
Хорошими помощниками были книги и желание дать детям все приведённые выше знания.