Экономическое воспитание детей (4-й класс)

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Происходящие сегодня качественные изменения в экономике производства и характере труда требуют совершенствования экономического образования и воспитания трудящихся. В связи с этим появилась необходимость в экономическом воспитании учащихся. И начинать надо с начальной школы.

Экономическое воспитание младших школьников предполагает формирование экономического кругозора, первоначальных экономических умений, воспитание таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.

Одним из средств возбуждения интереса к усвоению экономических понятий является занимательность.

С учётом возрастных особенностей младших школьников раскрывается сущность некоторых экономических понятий.

Учащиеся, конечно, много раз слышали слово « менеджер», но не все из них ответят на вопрос: « А давно ли появились менеджеры?»

Здесь можно дать такие понятия, как инструкция, техника безопасности. Объяснить, какие бывают профессии, используя различную художественную литературу для детей:

  • В. Р. Марамзин «Мы тут работаем»,
  • Г. Юрмина «Что внутри?»,
  • Б. В. Зубкова «Как машина азбуку учила» и много, много других интересных книг.

Каждый ученик должен осознать, что мастером своего дела можно стать лишь в том случае, если будешь упорно учиться, добросовестно трудиться.

Чтение книг предполагает, что учащиеся должны больше узнавать о тружениках своего города, совершать экскурсии на производство, к Доске Почёта.

1. Первым этапом можно провести беседу с детьми на тему: «Кем работают папа и мама?»

Многие дети знают только названия профессий родителей, а что они делают, какие у них обязанности не знают. Прошу ребят расспросить своих родителей и рассказать своим товарищам о профессиях. Что бы дети не забыли, прошу записать рассказ.

Получилось примерно так:

- Моя мама работает менеджером на Новом Арбате. Расставляет и заказывает товар. (Кудряшов Саша.)

- Моя мама работает научным сотрудником. Мама проверяет новые лекарства на клетках и мухах. А потом лекарства испытывают на крысах, кошках и собаках. (Горелова Лиза.)

- Мой папа работает поваром. Он готовит еду взрослым. Например: тётям, дядям. (Чайкина Маша.)

2. Вторым этапом читаем с детьми книгу «Письмо шло пять тысячелетий». (Изд. «Малыш» 1991г.)

Для закрепления прочитанного даю викторину:

Вопрос

Ответ

1. Письмо слепленное из глины и написанное 3-х гранной палочкой из тростника (клинышком)? Клинопись.
2. Что бы знаки не смазались, не потеряли форму, письмо обожгут в печи, оно станет твёрдым, прочным. Таблетка.
3. Глиняная оболочка тоже обжигается в печи вместе с письмом. Конверт.
4. Как достать письмо из конверта? Разбить аккуратно конверт.
5. На чём писали в Египте? Папирус.
6. Из чего получали папирус? Из стволов болотного тростника.
7. Как называли буквы (знаки)? Иероглифы.
8. Кем доставлялось письмо адресату? Гонцом.
9. Родина бумаги? Древний Китай.
10. Из чего сегодня делают бумагу? Лес (древесная масса, макулатура).
11. Как извещал о своём приближении индийский гонец? Звуками погремушки.
12. Почтовый курьер инков? Трубил в раковину.
13. Кипу- письмо инков состояло из ...? Узелков.
14. На какой древний алфавит похож наш, современный? Греческий.
15. В чем хранились рукописные свитки? В коробочках.
16. Что сохраняло тайну послания и являлось знаком отправителя? Печать.
17. Что грозило гонцу за разглашение тайны? Казнь.
18. На чём писали в Киевской Руси? Берестяная грамота.
19. На чём перевозили почту в Англии? Дилижанс.
20. На чём перевозили почту в Америке? Конная почта.
21. На чём перевозили почту из Москвы в Сибирь? Почтовые тройки.
22. Как доставлялись микро письма? Почтовый голубь.
23. Открытка с заранее написанным поздравлением? Открытка-шпаргалка.
24. Дилижанс вытеснил экипаж с двигателем внутреннего сгорания? Автомобиль.
25. Какая почта самая скоростная? Авиапочта.
26. Где можно увидеть старинные свитки, марки, коллекцию конвертов и т.д.? В музее.

3. Третьим этапом, после того как дети зачитали свои небольшие рассказы о профессиях родителей, провожу игру «Поле чудес» под названием «Я знаю эти профессии».

Вопросы даю на основе детских рассказов.

«Поле чудес».

  1. Человек, следящий за порядком на фирме.
  2. Он заказывает товар для магазина и расставляет его по местам.
  3. Помогает маленьким детям, работает в детском саду.
  4. Руководит сотрудниками в школе.
  5. Учит детей музыки.
  6. Выпускает газеты.
  7. Он ставит опыты, что бы изобрести новые лекарства.
  8. Возит детей в школу.
  9. Воспитывает детей во второй половине дня.
  10. Оформляет бумаги, оформляет факсы, копирует документы.
  11. Старший спортсмен, который учит других, играть в хоккей.
  12. Человек, который пашет поле на машине.
  13. Он возводит дома.
  14. Он выращивает хлеб.
  15. Эти люди делают город красивым.
  16. Он «рисует» портрет с помощью фотокамеры.

4. Четвертым этапом, проследили с детьми за развитием машины, т.е. как появилась машина. Прочитали книгу А. Маркуши «Чудеса на колёсах». (Изд. Дет. Литература 1991г.)

Выяснили, что работа инженера это работа изобретателя. У человека должна быть хорошо развита фантазия. Что бы придумать, например, кухонных помощников - комбайн, миксер, плиту, ножеточку, овощерезку, печь СВЧ, блендер, холодильник и т.д.

5. Пятым этапом посетили кабинет технологии для девочек, где учитель показала нам, инструменты для работы на кухне, швейную машину. Она рассказала нам, чем будут заниматься девочки в 5-м классе. Учитель технологии рассказала нам историю швейной машинки, прялки, ткацкого станка. (см. Приложение)

6. В следующий раз посетили кабинет технологии для мальчиков, где учитель показал инструменты и объяснил их предназначение, прочитал технику безопасности работы.

По результатам этих двух экскурсий мы с ребятами выпустили 2 стенгазеты, представив себя издателями интересной книги о профессиях: столяра, краснодеревщика, повара, швеи.

А затем написали отзывы о посещении кабинетов технологии.

7. Прошу детей написать или рассказать (кому как удобно) какие действия надо сделать что бы: сшить юбку, испечь блины, посмотреть телевизор и т.д.

- Надо включить плиту, поставить сковородку и положить масло. Потом налить из кастрюли половником тесто в сковородку. А когда испечётся перевернуть лопаткой.

- Чтобы посмотреть телевизор, я беру пульт, нажимаю на кнопку включения. Чаще всего она бывает большой. Потом нажимаю кнопку с номером канала.

- Я собралась шить юбку. Для этого я взяла ткань и раскроила её. Взяла нитку с иголкой и сметала части. Потом после смётки я подошла к швейной машинке, разобрала её и стала сшивать. Юбка готова!

Делаем с детьми вывод: все эти действия можно назвать словом – инструкция.

8. Кроссворд «Наши механические помощники».

А К А Т А О Е Т О Ч К А Ж
С О К О В Ы Ж И М А Л К А
О М З С И Л О К И Н Ь Л И
Л Б Е Т В К Н С П Л И С Д
М А Р Е Т А П Е Ч Ь Т А О
К Й Е Р О С К Р У Д Х О Л
Д Н Щ О М Т Е Б К А К Ж И
Ж И О В Я С Р У Д Л У Д П
И Д Ж Н К О П Е А Ь Ш Е Т

В этом кроссворде спрятано 13 слов, найди их:

  1. Тостер.
  2. Миксер.
  3. Ростер.
  4. Овощерезка.
  5. Печь.
  6. Холодильник.
  7. Плита.
  8. Ножеточка.
  9. Комбайн.
  10. Вилка.
  11. Ложка.
  12. Нож.
  13. Мясорубка.

9. Кроссворд «Здесь живут силачи».

П О К Л Е П И Л Н И О
Л Т Н Щ Н А С Ь Ч К И
О В О И Ц У В П А И И
С Ё Ж П Ы Т Е С С А Т
К Р О Н Ц И Р К У Л Ь
О Т В О И С Л Е Л Ю Ч
Г К К Ж Н К О М О Р К
У А А Д Ф И Л И Л У О
Б Ц Н С Н К О Т О Г А
О Ы К Д Ы Ц Б У Г Л И

В этом кроссворде спрятано 16 слов – найди их и зачеркни цветными карандашами:

  1. Молоток.
  2. Круглогубцы.
  3. Клещи.
  4. Пассатижи.
  5. Щипцы.
  6. Молот.
  7. Напильник.
  8. Плоскогубцы.
  9. Кусачки.
  10. Тиски.
  11. Отвёртка.
  12. Ножовка.
  13. Кронциркуль.
  14. Надфили.
  15. Сверло.
  16. Ключ.

10. Прочитав рассказ В. Марамзина «Мы тут работаем», решили переделать его под свою школу и написали рассказ:

«Мы тут учимся».

«Утром мы все идём в школу. Кто уже проснулся, а кто на ходу досыпает, кто торопится, а кто спокойно говорит ему: «Не торопись, не займут твою парту». Детский поток потихоньку затягивает проходная школы. И вдруг звенит звонок на полную мощность! Кто ещё не проснулся – тот разом проснулся.
- Заманивают нас в школу с утра пораньше, – сказала отличница Лена, а сама довольна, даже пошла поскорее, хотя знает, что парту не займут.
И строят у нас в школе тоже, точнее не строят, а ремонтируют.
Недавно построили и отремонтировали школьный музей. Т.е. сначала отремонтировали, а потом создали краеведческий музей «Кунцево». И приехало туда телевидение, чтобы всем людям рассказать, какая интересная у нас школа.
Вот проходит полдня. Наступает обед. В каждом классе в своё время, чтобы дети не мешали друг другу. А после обеда мы гуляем! Отдыхаем. Занимаемся самоподготовкой домашнего задания. А затем мы полдничаем. Садимся все вместе, достаём сок или чай, бутерброды или печенье с баранками. Весело болтаем. Рассказываем разные истории.
По весне мы помогаем украшать пришкольный двор. Приносим покупную или выращенную бабушками рассаду, садовые сосочки и лейки, идём на клумбу под окнами нашего класса. Сажаем цветы, чтобы двор наш был красивым.
Полчаса можно идти в одну сторону полчаса в другую, и всё это, будет школа. Целых три этажа! Бегают дети по этажам, на классах висят таблички-указатели. Они говорят, какой предмет в этом классе преподают. Есть дверь, которую нельзя открывать, там – электричество. На стендах висят плакаты с правилами поведения, устав школы. Кабинет директора, завуча, гараж, радиоузел и многое другое.
И это будет школа, как она есть!»

В рассказе даются такие понятия как проходная и звонок.

После такой длительной работы дети пишут полноценные доклады о профессиях своих родителей. Им это стало интересней, чем было в начале мероприятия.

Таким образом, я достигла своей задачи:

  • Расширить знания детей о профессиях, трудовых навыках.
  • Формирование экономического кругозора, усвоение экономических понятий, воспитание трудолюбия, бережливости, деловитости.

Хорошими помощниками были книги и желание дать детям все приведённые выше знания.