"Борьба Рима с Карфагеном". Урок в 5-м классе

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  1. Изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
  2. Развивать у учащихся аналитические умения и навыки (умение работать с картографическим материалом, текстом, картиной, умение решать задачи).
  3. Воспитывать терпимость и коммуникативные качества личности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: игра – практикум.

Оборудование урока:

  • Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Просвещение. 2005, параграф 47;
  • «Римская республика в 5-1вв. до нашей эры» – настенная карта;
  • раздаточный материал;
  • проверочные тесты (см. Приложение 2);
  • картина;
  • картосхема битвы при Каннах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, деление класса на команды, объяснение правил игры.

2. Вступительная беседа.

  1. Вспомните, как назывался отряд римских воинов?
  2. Какие виды войск были у римлян?
  3. С кем римляне воевали, чтобы завоевать Италию?
  4. Покажите на карте территорию Рима в середине 3 века до н.э.
  5. Назовите острова около берегов Италии.
  6. Как, по-вашему, почему Рим хотел овладеть Сицилией?
  7. Кому принадлежала западная часть Сицилии?
  8. Где находится Карфаген? Покажите на карте.

Итак, между Римом и Карфагеном началась борьба за господство в Западном Средиземноморье. Это и стало причиной войны, которая получила название пунической. Римляне называли карфагенян пунами. Отсюда такое название. Запишите в тетрадях годы этой войны. Сегодня на уроке мы узнаем, как проходила эта война и чем она завершилась.

В тетради делается запись о теме урока.

3. Домашнее задание.

Учитель объясняет детям домашнее задание: пересказ параграфа 47, выучить даты событий. Они записывают его в дневники.

4. Причины войны и ее характер.

Беседа с учащимися:

  • Каковы были причины войны?
  • Какой была эта война по своему характеру для Рима, для Карфагена?

Запись в тетрадях о причинах и характере войны:

  • «Причины войны – борьба за господство в Западном Средиземноморье.
  • Характер войны – захватнический для обоих государств».

5. Карфагенское войско и его полководец Ганнибал.

Группы получают задания, на выполнение которых им дается 2 минуты (см. Приложение 1).

После выполнения задания проверяются (сначала отвечают картографы, затем историки, стратеги и политики).

Делается вывод о силе и слабости наемного войска, о характере Ганнибала, о замыслах римлян. На доске отмечаются баллы, заработанные командами. Полный ответ оценивается в 2 балла, неполный – 1 балл.

6. Поход Ганнибала в Италию.

Учитель: Ганнибал решил обмануть римлян и сам отправился в Италию. Что случилось дальше, вы узнаете, выполнив задания (см. Приложение 1).

Группы получают задания, на выполнение которых им дается 2 минуты.

Задание проверяется сначала у картографов, политиков, стратегов, затем у историков.

Делается вывод о трудностях похода, отношении галлов к карфагенянам, первых победах Ганнибала, подводятся итоги командной борьбы.

7. Битва при Каннах.

Учитель: Следующее сражение произошло при Каннах. Сейчас мы его рассмотрим.

Ученики делают запись даты события в тетради.

Учащимся раздаются задание (см. Приложение 1), дается 2 минуты на выполнение, затем проверяется. Первыми отвечают политики, историки, картографы, а затем стратеги.

Делается вывод о полководческом таланте Ганнибала, выставляются баллы командам.

8. Окончание войны. Причины поражения Карфагена.

Учитель: Несмотря на победы Карфаген проиграл. Давайте посмотрим, как же это произошло.

Группам раздается задание (см. Приложение 1), на выполнение которого дается 2 минуты. Затем задания проверяются у стратегов, политиков, историков, затем у картографов. Причины поражения Карфагена (задание историков) записываются в тетради:

  1. Стойкость и решимость римлян.
  2. Жители Италии не помогли Ганнибалу.
  3. Купцы Карфагена не дали Ганнибалу войско.

Баллы, набранные командами, отмечаются на доске и подсчитываются. Объявляется победитель.

9. Закрепление материала.

Учитель: Сейчас мы проверим, как вы усвоили данную тему, вам предлагается прочесть 5 предложений и поставить слово «Да», если предложение верно, слово «Нет», если утверждение неверно.

Учащиеся выполняют задание (см. Приложение 1).

Учитель: Обменяйтесь карточками, ваши товарищи проверят правильность выполнения задания. На доске правильные ответы. Проставьте друг другу отметки: 5 правильных ответов – оценка «5», 4 правильных ответа – «4», 3 правильных ответа – «3».

Оценивание работы учащихся. Подведение итогов урока.

Учитель: К оценке, полученной вами за выполнение теста, я прибавлю баллы, набранные вами в ходе работы на уроке.

Давайте сделаем вывод. Что мы узнали сегодня на уроке? Что вам было интересно? Что вы хотели бы еще узнать?

Окончание урока.

Литература:

  1. Россия и мир. Хрестоматия для основной школы. Книга 1(5-7 классы). Ред. Ушакова Н.М., Пятина В.А., Курбатова А.А. и др. Изд-во АГПУ, 1997, с. 92-93.
  2. История древнего мира. Школьная энциклопедия. Изд-во «Олма-Пресс Образование», 2003, с. 230-235.
  3. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. Просвещение, 1988, с. 234-238.