Цель урока:
- Изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
- Развивать у учащихся аналитические умения и навыки (умение работать с картографическим материалом, текстом, картиной, умение решать задачи).
- Воспитывать терпимость и коммуникативные качества личности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: игра – практикум.
Оборудование урока:
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Просвещение. 2005, параграф 47;
- «Римская республика в 5-1вв. до нашей эры» – настенная карта;
- раздаточный материал;
- проверочные тесты (см. Приложение 2);
- картина;
- картосхема битвы при Каннах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, деление класса на команды, объяснение правил игры.
2. Вступительная беседа.
- Вспомните, как назывался отряд римских воинов?
- Какие виды войск были у римлян?
- С кем римляне воевали, чтобы завоевать Италию?
- Покажите на карте территорию Рима в середине 3 века до н.э.
- Назовите острова около берегов Италии.
- Как, по-вашему, почему Рим хотел овладеть Сицилией?
- Кому принадлежала западная часть Сицилии?
- Где находится Карфаген? Покажите на карте.
Итак, между Римом и Карфагеном началась борьба за господство в Западном Средиземноморье. Это и стало причиной войны, которая получила название пунической. Римляне называли карфагенян пунами. Отсюда такое название. Запишите в тетрадях годы этой войны. Сегодня на уроке мы узнаем, как проходила эта война и чем она завершилась.
В тетради делается запись о теме урока.
3. Домашнее задание.
Учитель объясняет детям домашнее задание: пересказ параграфа 47, выучить даты событий. Они записывают его в дневники.
4. Причины войны и ее характер.
Беседа с учащимися:
- Каковы были причины войны?
- Какой была эта война по своему характеру для Рима, для Карфагена?
Запись в тетрадях о причинах и характере войны:
- «Причины войны – борьба за господство в Западном Средиземноморье.
- Характер войны – захватнический для обоих государств».
5. Карфагенское войско и его полководец Ганнибал.
Группы получают задания, на выполнение которых им дается 2 минуты (см. Приложение 1).
После выполнения задания проверяются (сначала отвечают картографы, затем историки, стратеги и политики).
Делается вывод о силе и слабости наемного войска, о характере Ганнибала, о замыслах римлян. На доске отмечаются баллы, заработанные командами. Полный ответ оценивается в 2 балла, неполный – 1 балл.
6. Поход Ганнибала в Италию.
Учитель: Ганнибал решил обмануть римлян и сам отправился в Италию. Что случилось дальше, вы узнаете, выполнив задания (см. Приложение 1).
Группы получают задания, на выполнение которых им дается 2 минуты.
Задание проверяется сначала у картографов, политиков, стратегов, затем у историков.
Делается вывод о трудностях похода, отношении галлов к карфагенянам, первых победах Ганнибала, подводятся итоги командной борьбы.
7. Битва при Каннах.
Учитель: Следующее сражение произошло при Каннах. Сейчас мы его рассмотрим.
Ученики делают запись даты события в тетради.
Учащимся раздаются задание (см. Приложение 1), дается 2 минуты на выполнение, затем проверяется. Первыми отвечают политики, историки, картографы, а затем стратеги.
Делается вывод о полководческом таланте Ганнибала, выставляются баллы командам.
8. Окончание войны. Причины поражения Карфагена.
Учитель: Несмотря на победы Карфаген проиграл. Давайте посмотрим, как же это произошло.
Группам раздается задание (см. Приложение 1), на выполнение которого дается 2 минуты. Затем задания проверяются у стратегов, политиков, историков, затем у картографов. Причины поражения Карфагена (задание историков) записываются в тетради:
- Стойкость и решимость римлян.
- Жители Италии не помогли Ганнибалу.
- Купцы Карфагена не дали Ганнибалу войско.
Баллы, набранные командами, отмечаются на доске и подсчитываются. Объявляется победитель.
9. Закрепление материала.
Учитель: Сейчас мы проверим, как вы усвоили данную тему, вам предлагается прочесть 5 предложений и поставить слово «Да», если предложение верно, слово «Нет», если утверждение неверно.
Учащиеся выполняют задание (см. Приложение 1).
Учитель: Обменяйтесь карточками, ваши товарищи проверят правильность выполнения задания. На доске правильные ответы. Проставьте друг другу отметки: 5 правильных ответов – оценка «5», 4 правильных ответа – «4», 3 правильных ответа – «3».
Оценивание работы учащихся. Подведение итогов урока.
Учитель: К оценке, полученной вами за выполнение теста, я прибавлю баллы, набранные вами в ходе работы на уроке.
Давайте сделаем вывод. Что мы узнали сегодня на уроке? Что вам было интересно? Что вы хотели бы еще узнать?
Окончание урока.
Литература:
- Россия и мир. Хрестоматия для основной школы. Книга 1(5-7 классы). Ред. Ушакова Н.М., Пятина В.А., Курбатова А.А. и др. Изд-во АГПУ, 1997, с. 92-93.
- История древнего мира. Школьная энциклопедия. Изд-во «Олма-Пресс Образование», 2003, с. 230-235.
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. Просвещение, 1988, с. 234-238.