Музейная педагогика и декоративно-прикладное искусство как ресурс эстетического и патриотического воспитания школьников

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Музеи являются хранителями человеческой памяти. Как институты культуры они собирают, хранят, изучают и пропагандируют историко-культурное наследие, приобщают людей к предметному миру культуры. Для современного музея характерным является возрастание культурно-образовательной деятельности, в них формируется образовательная концепция, которая основывается на диалоговых формах общения с аудиторией.

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся и имеет воспитательную и научно-познавательную ценность. Он собирает информацию о прошлой и современной культуре общества, что способствует формированию самосознания подрастающего поколения. Благодаря этому человек получает возможность ориентироваться в историческом и культурном пространстве.

Музейная педагогика – это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, а так же их взаимодействие с образовательными учреждениями.

Понятие "Музейная педагогика" возникло в XIX веке в Германии. Как особая область знаний и исследований она начала формироваться с 60-х годов XX века. Основная цель музейной педагогики – приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и индивидуальной жизни человека – это формирование эстетического идеала, воспитание эстетического вкуса и эстетических чувств, это развитие творческого мышления.

Основные принципы музейной педагогики:

  • тесная органическая связь культуры и образования;
  • высокий уровень интеграции музея и школы;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей;
  • личностно ориентированный характер деятельности;
  • гуманистическая направленность;
  • педагогическая целесообразность.

Реализация этих принципов при решении сложных задач комплексного художественно-эстетического воспитания и развития личности подрастающего поколения посредством музейной педагогики может быть представлена в разных видах сотрудничества музея и школы.

В настоящее время в Государственном образовательном учреждении Средней общеобразовательной школе № 1970 Юго-Западного окружного Управления Департамента образования города Москвы определились два основных направления музейной педагогики: школьный музей и музей в образовательном пространстве школы.

В нашей школе созданы и постоянно действуют музеи:

  • Музей декоративно-прикладного искусства «Русская изба»,
  • Музей истории Космонавтики,
  • Музей истории книги.

Каждый этаж здания образовательного учреждения оформлен в виде тематической экспозиции и является частью исторического музея школы.

Музей декоративно-прикладного искусства, организованный в школе – это звено культурно-исторического воспитания. В его функции входит изучение бытовых и культурных особенностей народа. В коллекции музея представлены изделия народных умельцев, утварь, старинная одежда, мебель и многое другое. Все это отражает народную культуру XIX–XX вв.

Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства – рукотворность произведений. Каждое изделие мастера неповторимо, оно хранит частицу его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Поэтому для развития народного декоративно-прикладного искусства характерна специализация, приводящая к высоким степеням художественного мастерства. Передача традиций в порядке ученичества составляет характерную черту народного прикладного искусства.

Современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской культуры. Для выбора жизненных идеалов, формирования эстетических ценностей и представлений учащимся необходимо создать условия для глубокого изучения народного искусства. Понимание значимости этой проблемы ведет учителей к идее разработки конкретных этно-художественных образовательных проектов, программ и методик.

Одним из направлений работы школьного Музея декоративно-прикладного искусства является экспериментальная работа, которая направлена на внедрение музейной педагогики и преподавания декоративно-прикладного искусства в образовательные области «Технология», «Искусство», «Словесность», «История». Тема этой работы: «Музейная педагогика как ресурс эстетического и патриотического воспитания школьников».

Цели экспериментальной работы:

  •   обучение школьников художественному реконструированию объектов в целях расширения содержания Основного и Дополнительного образования;
  •   совершенствование музейной педагогики с целью эстетического воспитания школьников на основе произведений народного декоративно-прикладного искусства;
  •   формирование в школьном музее экспозиции детского творчества.

Активное освоение учащимися традиций народного искусства в его главных видах дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности, одним из важнейших качеств которой является творческая активность. Обучение декоративно-прикладному искусству органично способствует развитию художественного вкуса и раскрывает творческую активность учащихся на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры, изобразительного искусства и технологии.

В ходе экспериментальной работы создаются методические условия изучения народного декоративно-прикладного искусства и работы школьного музея,  как особого типа художественного творчества. Здесь возможны различные методы и приемы: беседы, экскурсии, этнографические походы, фольклорные праздники и спектакли и другие.

Художественное образование и опыт эстетического оформления окружающей среды приобретают учащиеся школы на занятиях по технологии, в мастерских и кружках, работающих при музее. На этих занятиях дети занимаются овладением  основных методов, приемов и навыков художественной обработки материалов при реконструкции объектов в образовательной области «Технология».  Результаты художественного творчества юные рукодельницы показывают на выставках и конкурсах различных уровней. Творческие работы учащихся представлены в школьной галерее, создание которой является еще одним направлением музейной педагогики. На этой базе создана фольклорная группа, которая принимала участие в Фестивале национальных культур и в проведении общешкольных праздников. Регулярно выпускается стенная газета и радиогазета, проводятся литературные чтения.

Анализируя современное состояние работы школы, необходимо отметить огромную роль и значение национальной культуры и народного искусства как важного компонента эстетического и патриотического воспитания школьников. Музейная педагогика и декоративно-прикладное искусство воспроизводят связь человека с природой, историей, нравственными и духовными ценностями этнической общности всех народов, сохраняет преемственность и традиции, регулирующие уровень этих ценностей, важных для жизни всего человечества. Поэтому эстетическое  воспитание подрастающего поколения средствами этого вида искусства формирует совокупность черт личности: историческую память, творческую активность, чувство патриотизма и национального самосознания.