Цели:
- повторять знания о существенных признаках глагола;
- подвести детей к выводу как изменяется глагол;
- продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
- развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
- совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
- воспитывать взаимопонимание, товарищество;
- развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Закройте глаза и настройтесь на хорошую плодотворную работу.
Девиз нашего урока:
«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»
II. Чистописание.
- Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОЕА. (Чистописание.)
- Заполните пустые клетки таблиц и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании.
Рука |
Живот |
Плечо |
Ж |
М |
? |
(Существительное рука – женского рода, существительное живот – мужского рода, существительное плечо – среднего рода, значит, вместо знака вопроса должна быть буква С.)
На доске: |
|
|
|
Прямой |
Море |
Рисует |
П |
С |
? |
(Прямой – прилагательное, море – существительное, рисует – глагол, значит вместо вопроса должна написана быть буква Г.)
На доске: |
|
|
III. Словарь.
ВАСРЬЛО. (Словарь.)
- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.
1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата.)3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (Автобус.)4) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох ).5) Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец.)6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница.)
- А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. (Глагол.)
- Что вы можете рассказать о глаголе?
IV. Физкультурная минутка.
- Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте.
Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.
V. Подготовка к новой теме.
А) Синтаксический разбор предложения.
Наступило прекрасное время года.
- Сделайте синтаксический разбор предложения.
Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)
- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
- Какие пословицы со словами Время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)
Б) Фонетический разбор.
Произведём фонетический разбор слова время.
В – [в ] - согл., тверд., зв., парн.
Р – [р] – согл., мягк., зв., непарн.
Е –[ э] – гл., ударн.
М – [м] – согл., мягк., зв., непарн.
Я – [а]– гл., безударн.
____________
5 б., 5 зв.
VI. Новая тема.
- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.
- Кто сформулирует тему нашего урока? (Изменение глаголов по временам.)
А) Постановка проблемы.
- Как изменяются глаголы?
Б) Поиск решения.
Работа в парах.
- Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Перед вами стихи о черепашке. Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы, и постараться рассказать о них, на какие вопросы они отвечают.
Помним наш вопрос: как изменяются глаголы?
Работаем в парах. Напоминаю правило: «Работаем дружно, сообща. Доказываем друг другу своё суждение. Находим правильный вариант. Выполняем задание.»
Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И я подрастала.
Я скоро узнала,
Что взрослою стала
И детство моё
Навсегда потеряла.Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю,
Кручу, кипячу,
Хвалю и ругаю,
Шучу и ворчу.В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Буду плавать, буду прыгать,
Когда море надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.
Проверка.
- Итак, как изменяются глаголы? Сделайте вывод.
- А теперь обратимся к учебнику. Прочитаем вывод в учебнике, с. 64.
VII. Физкультурная минутка.
- Я назову вам глаголы, если это:
- глагол настоящего времени – руки на пояс;
- глагол прошедшего времени – присядьте;
- глагол будущего времени – ходьба на месте.
(Глаголы: будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют.)
VIII. Работа с учебником. Закрепление.
Стр. 64 упр. 404.
IX. Упражнение «Четвёртый лишний».
Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.
- Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
- Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
- Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)
X. Кроссворд.
- Чёрные кривые
От рождения немые.
А как только станут в ряд
Сразу вдруг заговорят. (Буквы.) - Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка.)
- Сколько падежей в русском языке. (Шесть.)
- Аноним лова кривой. (Прямой.)
- Сколько гласных букв в русском языке. (Десять.)
- Говорит она беззвучно,
А понятна и нескучна
Ты беседуй чаще с ней
Станешь вчетверо умней. (Книга.) - Группа слов, которая выражает законченную мысль. (Предложение.)
- Главный член предложения. (Сказуемое.)
- Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какая?, какое?, какой?, какие?. (Прилагательное.)
- Изменяемая часть слова. (Окончание.)
- В каком значении употребляется выражение рукой подать. (Близко.)
- Приспособление для письма. (Ручка.)
XII. Итог урока.
- Как изменяются глаголы? (По временам.)
- Как определить время глагола? (По вопросу.)
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)
- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)
- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)
XII. Домашнее задание.
С. 65 упражнение 406, правило.
- Отгадайте зашифрованное слово.
ЛОЦЫДОМ. (Молодцы.)