Технология организации логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающих массовые общеобразовательные группы

Разделы: Логопедия


Проблема возросшего количества детей массовых групп детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду стабильно работают с такими детьми логопеды в рамках ПМПс. Консультативная работа с воспитателями  массовых групп и родителями помогает исправить речь детей в выпускных в школу группах на 99,9 %.

Дети, не посещающие логопедические группы, имеют нормальный слух и интеллект. Речевые нарушения незначительны (2 звука).

В связи с увеличением числа детей с различными речевыми нарушениями возникает проблема их адаптации в школе.

К сожалению, также увеличивается тенденция роста числа детей имеющих речевые нарушения, но не имеющих возможности получать логопедическую помощь. Это происходит по различным причинам. Одной из них является то, что нуждающихся  в логопедической помощи детей гораздо больше, чем логопедических групп, где ее можно получить. Отсюда перед учителями-логопедами  массовых детских садов существует проблема своевременного оказание логопедической помощи детям. Считая эту проблему особенно важной, коллективом МДОУ «ЦРР д/с «Чайка» г. Абакана была организована психолого-медико-педагогическая служба, деятельность которой обеспечивается медицинским работником, учителями – логопедами, педагогами – психологами, инструктором по физической культуре, а  также воспитателями. Их общими усилиями и преодолеваются негативные тенденции в развитии детей, стимулируется развитие речи и  потенциальных возможностей детей.

Цель организации ПМПС – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития и воспитания детей с особенностями развития.

В основе деятельности психолого-медико-педагогической службы лежат следующие нормативные документы:

1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Письмо Министерства образования РФ «Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в образовательных учреждениях» от 27.03.2000 №27/901 – 6.
4. Положением о ПМПС.

Все специалисты  службы работают во взаимодействии. В сентябре проходит комплексная диагностика детей, в которой принимают участие специалисты службы. Затем в октябре, собирается консилиум, на котором обсуждаются результаты диагностики и каждый специалист планирует свою работу. Методист ДОУ координирует работу всех служб и фиксирует результаты работы  в журнале.

Этапы работы психолого-медико-педагогической службы:

  1. Диагностика проблемы (на основе тестов, анкет, и анализа документов).
  2. Анализ проблемы (для определения направлений работы специалистов с каждым ребенком; обсуждение результатов обследования детей, уточнение общей картины развития ребенка, определение причин нарушения, назначение каждому ребенку ведущего специалиста по имеющейся у него проблеме, который организует взаимодействие всех специалистов).
  3. Разработка образовательного маршрута (составление индивидуального плана помощи или коррекционной программы для ребенка; в образовательном маршруте прописывается содержание, длительность работы, ведущий специалист, намечаются методы и формы работы.).
  4. Решение проблемы (реализация образовательного маршрута).
  5. Анализ проделанной работы (определение динамики развития – положительная, положительная неустойчивая, положительная сегментарная, положительная недостаточная, отрицательная).
  6. Проектирование дальнейшей работы (корректировка образовательных маршрутов).

Деятельность  психолого-медико-педагогической службы регулируется психолого-медико-педагогическим консилиумом.

Порядок проведения консилиума:

  1. Консилиум проводится под руководством председателя, а в его отсутствие – заместителя.
  2. Специалисты представляют собранный материал на ребенка (детей) с заключением.
  3. Определяются направления коррекционной работы всех специалистов с ребенком.
  4. Протокол оформляется не позднее чем через 2 дня и подписывается председателем.

Структура и организация ПМПС:

  • ПМПС создается в ДОУ приказом заведующего.
  • В ПМПС входят: заместитель заведующее по воспитательной и методической работе, медицинская сестра, врач педиатр, учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.
  • Обследование детей проводится по плану, по запросу – воспитателей, родителей.
  • С результатами обследования и индивидуальным планом работы с ребенком вправе ознакомится в любое время как педагоги – воспитатели, так и родители ребенка.
  • По результатам обследования составляются представления специалистов по утвержденной форме.
  • На основании представлений специалистов составляется заключение консилиума и даются рекомендации об образовательном маршруте или его изменении.
  • В сложных случаях диагностики или при невозможности принятия однозначного решения, делается запрос в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.

Особенности организации работы с детьми

Принципы построения обследования ребенка специалистами ПМПС:

  1. Целостный подход к ребенку. Оценка уровня социальной адаптированности и личностной целостности ребенка.
  2. Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.
  3. Комплексный подход к обследованию ребенка с позиций специалистов разных профилей.
  4. Анализ динамики развития ребенка.
  5. При наличии у ребенка трудностей в выполнении заданий, обследование строится по следующим принципам:
    • переход от простого к сложному;
    • переход от совместных действий со специалистом к самостоятельным действиям ребенка;
    • опора на сохраненные структуры психофизического развития ребенка;
    • распределение нагрузки в соответствии с динамикой умственной работоспособности ребенка;
    • обеспечение успеха ребенку в результате выполнения каждого шага обследования; подкрепление мотивации достижения;
    • использование адекватных индивидуальным и возрастным особенностям ребенка форм обследования (игра, индивидуальная работа с ребенком).

Структура и содержание заключений специалистов:

Формы содержания  заключений специалистов ПМПС представлены в таблицах.

Оформление документации по результатам обследования ребенка ПМПС.

Заключение состоит из 2 частей: заключение и рекомендации.

В заключении отражаются следующие параметры:
1. Индивидуальная структура развития (особенности отклонений – степень, стадия и особенностей развития ребенка).
2. Динамика развития.
3. Возрастные особенности ребенка.
4. Темп развития.
5. Интересы.
6. Способности.
7. «Социальная ситуация развития».

В рекомендациях необходимо отразить особенности организации коррекционной и педагогической работы с ребенком с целью преодоления имеющихся барьеров в развитии ребенка.

На каждого ребенка (по запросу) оформляются карты развития, которые представляют собой файловую папку, в которую входят следующие документы:

  1. Данные на ребенка.
  2. Протоколы по результатам обследования ребенка специалистами.
  3. Заключения специалистов.
  4. Лист контроля динамики развития ребенка.

На возрастную группу учреждения оформляется журнал учета развития детей.

Индивидуальная диагностическая карта

План/протокол речевого обследования ребенка

(Ф.И.О., возраст ребенка)
Дата ______ специалист ________________________
(Ф.И.О., педагога-специалиста)
Уровень развития
связной речи
Фонематические процессы,
фонематическая сторона
Состояние арт. аппарата Общая мелкая моторика Звукопроизношение
      строение подвижность   соноры шипящие свистящие
               

Литература:

  1. Алексеева М.М. Методика развития и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000.
  2. Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. – М., 1995.
  3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. – М., 1999.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. – М., 2003.
  5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
  6. Степанова О.А. Модель коррекционно-речевой работы воспитателя в ДОУ (группах) общеразвивающего вида, логопед. 2004, №2 с. 69.
  7. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994.