Проблема возросшего количества детей массовых групп детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду стабильно работают с такими детьми логопеды в рамках ПМПс. Консультативная работа с воспитателями массовых групп и родителями помогает исправить речь детей в выпускных в школу группах на 99,9 %.
Дети, не посещающие логопедические группы, имеют нормальный слух и интеллект. Речевые нарушения незначительны (2 звука).
В связи с увеличением числа детей с различными речевыми нарушениями возникает проблема их адаптации в школе.
К сожалению, также увеличивается тенденция роста числа детей имеющих речевые нарушения, но не имеющих возможности получать логопедическую помощь. Это происходит по различным причинам. Одной из них является то, что нуждающихся в логопедической помощи детей гораздо больше, чем логопедических групп, где ее можно получить. Отсюда перед учителями-логопедами массовых детских садов существует проблема своевременного оказание логопедической помощи детям. Считая эту проблему особенно важной, коллективом МДОУ «ЦРР д/с «Чайка» г. Абакана была организована психолого-медико-педагогическая служба, деятельность которой обеспечивается медицинским работником, учителями – логопедами, педагогами – психологами, инструктором по физической культуре, а также воспитателями. Их общими усилиями и преодолеваются негативные тенденции в развитии детей, стимулируется развитие речи и потенциальных возможностей детей.
Цель организации ПМПС – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития и воспитания детей с особенностями развития.
В основе деятельности психолого-медико-педагогической службы лежат следующие нормативные документы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Письмо Министерства образования РФ
«Организация работы
психолого-медико-педагогического консилиума в
образовательных учреждениях» от 27.03.2000 №27/901 – 6.
4. Положением о ПМПС.
Все специалисты службы работают во взаимодействии. В сентябре проходит комплексная диагностика детей, в которой принимают участие специалисты службы. Затем в октябре, собирается консилиум, на котором обсуждаются результаты диагностики и каждый специалист планирует свою работу. Методист ДОУ координирует работу всех служб и фиксирует результаты работы в журнале.
Этапы работы психолого-медико-педагогической службы:
- Диагностика проблемы (на основе тестов, анкет, и анализа документов).
- Анализ проблемы (для определения направлений работы специалистов с каждым ребенком; обсуждение результатов обследования детей, уточнение общей картины развития ребенка, определение причин нарушения, назначение каждому ребенку ведущего специалиста по имеющейся у него проблеме, который организует взаимодействие всех специалистов).
- Разработка образовательного маршрута (составление индивидуального плана помощи или коррекционной программы для ребенка; в образовательном маршруте прописывается содержание, длительность работы, ведущий специалист, намечаются методы и формы работы.).
- Решение проблемы (реализация образовательного маршрута).
- Анализ проделанной работы (определение динамики развития – положительная, положительная неустойчивая, положительная сегментарная, положительная недостаточная, отрицательная).
- Проектирование дальнейшей работы (корректировка образовательных маршрутов).
Деятельность психолого-медико-педагогической службы регулируется психолого-медико-педагогическим консилиумом.
Порядок проведения консилиума:
- Консилиум проводится под руководством председателя, а в его отсутствие – заместителя.
- Специалисты представляют собранный материал на ребенка (детей) с заключением.
- Определяются направления коррекционной работы всех специалистов с ребенком.
- Протокол оформляется не позднее чем через 2 дня и подписывается председателем.
Структура и организация ПМПС:
- ПМПС создается в ДОУ приказом заведующего.
- В ПМПС входят: заместитель заведующее по воспитательной и методической работе, медицинская сестра, врач педиатр, учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.
- Обследование детей проводится по плану, по запросу – воспитателей, родителей.
- С результатами обследования и индивидуальным планом работы с ребенком вправе ознакомится в любое время как педагоги – воспитатели, так и родители ребенка.
- По результатам обследования составляются представления специалистов по утвержденной форме.
- На основании представлений специалистов составляется заключение консилиума и даются рекомендации об образовательном маршруте или его изменении.
- В сложных случаях диагностики или при невозможности принятия однозначного решения, делается запрос в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.
Особенности организации работы с детьми
Принципы построения обследования ребенка специалистами ПМПС:
- Целостный подход к ребенку. Оценка уровня социальной адаптированности и личностной целостности ребенка.
- Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.
- Комплексный подход к обследованию ребенка с позиций специалистов разных профилей.
- Анализ динамики развития ребенка.
- При наличии у ребенка трудностей в выполнении заданий, обследование строится по следующим принципам:
- переход от простого к сложному;
- переход от совместных действий со специалистом к самостоятельным действиям ребенка;
- опора на сохраненные структуры психофизического развития ребенка;
- распределение нагрузки в соответствии с динамикой умственной работоспособности ребенка;
- обеспечение успеха ребенку в результате выполнения каждого шага обследования; подкрепление мотивации достижения;
- использование адекватных индивидуальным и возрастным особенностям ребенка форм обследования (игра, индивидуальная работа с ребенком).
Структура и содержание заключений специалистов:
Формы содержания заключений специалистов ПМПС представлены в таблицах.
Оформление документации по результатам обследования ребенка ПМПС.
Заключение состоит из 2 частей: заключение и рекомендации.
В заключении отражаются следующие параметры:
1. Индивидуальная структура развития
(особенности отклонений – степень, стадия и
особенностей развития ребенка).
2. Динамика развития.
3. Возрастные особенности ребенка.
4. Темп развития.
5. Интересы.
6. Способности.
7. «Социальная ситуация развития».
В рекомендациях необходимо отразить особенности организации коррекционной и педагогической работы с ребенком с целью преодоления имеющихся барьеров в развитии ребенка.
На каждого ребенка (по запросу) оформляются карты развития, которые представляют собой файловую папку, в которую входят следующие документы:
- Данные на ребенка.
- Протоколы по результатам обследования ребенка специалистами.
- Заключения специалистов.
- Лист контроля динамики развития ребенка.
На возрастную группу учреждения оформляется журнал учета развития детей.
Индивидуальная диагностическая карта
План/протокол речевого обследования ребенка |
||||||||
(Ф.И.О., возраст ребенка) | ||||||||
Дата ______ специалист ________________________ | ||||||||
(Ф.И.О., педагога-специалиста) | ||||||||
№ | Уровень развития связной речи |
Фонематические процессы, фонематическая сторона |
Состояние арт. аппарата | Общая мелкая моторика | Звукопроизношение | |||
строение | подвижность | соноры | шипящие | свистящие | ||||
Литература:
- Алексеева М.М. Методика развития и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000.
- Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. – М., 1995.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. – М., 1999.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. – М., 2003.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
- Степанова О.А. Модель коррекционно-речевой работы воспитателя в ДОУ (группах) общеразвивающего вида, логопед. 2004, №2 с. 69.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994.