Цель: познакомить учащихся с произведением Г.Снегирева Пингвиний пляж, обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, воображение, творческие способности учеников.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня на уроке чтения мы с вами познакомимся с новым произведением, новыми словами, узнаем много нового о материке Антарктида и его жителях, будем развивать речь, память и воображение.
III. Вступительное слово учителя
– А что такое материк? (Ответы детей)
– Материк – это обширное пространство суши,
омываемое морями или океанами. (Показ материка
Антарктида на карте)
– Материк Антарктида был основан 28 января 1820
года. Антарктида – это южная полярная область
Земли. Там нет ни лесов, ни рек, весь материк
покрыт ледниковым щитом. Жизнь в Антарктиде
существует в очень суровых условиях. На
свободных ото льда участках суши встречаются
лишь лишайники и мхи, микроводоросли и бактерии.
Однако у берега в некоторых местах располагаются
белые медведи, тюлени, гагарки и колонии
удивительных антарктических птиц. Они неумеют
летать, неуклюже переваливаясь, передвигаются по
берегу, плавают же очень ловко.
IV. Иллюстрирование по описанию
– А что это за птицы, мы сейчас с вами попробуем
нарисовать. Я буду читать описание птицы, а вы
все, что услышите, будете рисовать.
Рост этой птицы достигает 1 метра. Голова и спинка
черные с синим отливом, а на брюшке перья
ослепительно белые. Эти птицы похожи на людей во
фраках. Фрак – парадный удлиненный пиджак с
длинными узкими разрезами сзади. Ноги короткие,
снабженные плавательной перепонкой, находятся
на самом конце тела, поэтому тело держится в
вертикальном положении.
– Как же называется эта птица? (Пингвин)
– Давайте посмотрим на иллюстрации и свои
рисунки. У кого получились похожие рисунки?
V. Работа со стихотворением (работа в группах)
– Чтобы лучше представить и узнать пингвинов, давайте восстановим стихотворение:
Жмутся к берегу крутому холода! (1)
Потому что щиплет нос ему мороз.(4)
Строит вьюга голубые города. (2)
Ветер носится по снегу, словно пес, (3)
А пингвинам хоть бы что: (1)
Антарктида для пингвинов - теплый дом. (4)
Им морозы – разморозы нипочем: (3)
Выбегают на прогулку без пальто: (2)
Посмотрите: папы с мамами спешат, (3)
В черных фраках, в белых майках круглый год (1)
Ходит этот удивительный народ. (2)
В детский сад своих отводят пингвинят (4)
VI. Сообщение ученика
Родственные связи пингвинов с другими птицами
неясны. На земле пингвины появились 60 миллионов
лет назад. Пингвины и Антарктида неразделимы.
Живут они от 7 до 20 лет. Пингвинами британские
моряки назвали бескрылых гагарок. Крылья у них
есть, но годные не для полетов, адля плавания.
Рыбы, кальмары, крабы и рачки – это добыча
пингвинов.
– А сейчас представьте, что мы с вами попали на
остров, который расположен рядом с Антарктидой
вместе с экспедицией, изучающей жизнь пингвинов.
Что такое экспедиция? (Экспедиция – поездка
группы лиц с каким-нибудь специальным заданием)
– Так вот, когда вы будете слушать рассказ, у
вас будет такое задание: слушать очень
внимательно и после того, как послушаете рассказ,
ответитена вопросы: Где мы побывали? С кем
встретились? Какой момент больше всего
понравился?
VII. Чтение рассказа учителем
VIII. Первичное восприятие
– Так где же мы были?
– С кем встретились?
– Какой момент больше всего понравился?
IX. Чтение рассказа детьми
X. Анализ произведения
– Давайте вернемся в класс, там нас ждут гости, чтобы расспросить о путешествии.
Журналистс микрофоном (подготовленный ученик):
– Здравствуйте, я журналист. Редакции нашего
журнала "Филя" стало известно, что вы только
что вернулись из путешествия.
– Расскажите, на каком острове вы побывали в этот
раз?
– Кто вас встретил на этом острове?
– Как они вас встречали? Зачитайте.
– Говорят, вам довелось увидеть что-то очень
интересное и незабываемое. Поделитесь своими
впечатлениями
– Пингвины оставались с вами до утра?
– Зачитайте, как уходили пингвины.
– Спасибо за интервью. Надеемся, что в следующий
раз вы расскажите нам о не менее интересном
случае
XI. Составление плана рассказа
– Как вы думаете, на сколько частей можно разделить наше путешествие? Давайте составим план рассказа. План поможетвам дома составить диафильм к тексту.
План.
1. Высадка на птичьем пляже
2. Удивительные вещи.
3. Пингвиний переполох.
4. Танцы на фанере.
5. Прощание с пингвинами.
– Я надеюсь, что эта экскурсия вам понравилась. А сейчас давайтепоработаем в группах
XII. Работа в группах
– Послушайте задание:
1) Прочитать текст
2) Пересказать его по цепочке
3) Выбрать рассказчика от группы
4) Рассказчику пересказать текст классу
1 группа: Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, раков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают им плавать. Рост пингвинов около метра. Когда пингвины выходят на берег на прогулку, кажется, что это неторопливо гуляют мужчины парами и поодиночке в нарядных черных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.
2 группа: В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец – пингвин берет яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах – ластах 2 месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Все это время пингвин ничего не ест и живет только за счет жира, который он накопил летом. А мама – пингвиниха в это время плавает и ныряет в море, нагуливает жир.
3 группа: Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится не долго. Как только пингвиненок встанет на ножки, его отправят в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители тем временем будут ходить в море за пищей для малышей.
XIII. Развитие речи
– А теперь представьте себе такую ситуацию:
Однажды пингвиненок очень близко подошел к
человеку, который наблюдал за ним. Птенцы,
уставившись на него черными, без всякого
выражения глазами, потрогали клювами подошвы
сапог и придвинулись ближе, как бы приваливаясь
своими пушками к его ногам. В это самое время от
стада отделился внимательный и наблюдательный
пингвин. Торопливо подошел, толкнул пингвинят
брюшком, грозно щелкнул клювом в сторону
человека. А потом растопырил крылья и, действуя
ими, как руками, шлепками погнал обоих детишек в
стадо.
Но ...
– Продолжите рассказ.Этим заданием мы проверим, у кого хорошо развито воображение.
XIV. Просмотр видеофильма о пингвинах
XV. Итог урока
На парте у каждого ученика лежат карточки с ответами. Дети с правильными ответами выходят к доске.
1. Как называется произведение, с которым мы познакомились на уроке?
– Пингвиний пляж.
– Пингвиний переполох.
– Экспедиция в Антарктиду.
2. Кто автор этого произведения?
– Н.Сладков
– Г.Снегирев
– В.Бианки
3. Кто является главными действующими лицами произведения?
– Пингвины.
– Чайки.
– Дельфины.
– Белые медведи
4. С какими новыми словами вы познакомились на уроке?
– Антарктида.
– Материк.
– Аккордеон.
– Экспедиция.
– Фикус.
– Подведите итог урока, опираясь на эти слова (Ответы
на вопросы)
– Какое задание было самым интересным?
– Самым трудным?
XVI. Выставление оценок
XVII. Домашнее задание: составить диафильм к рассказу.