Цели: определить основные понятия «системы», выяснить сущность системного подхода, познакомиться с типами информационных моделей.
Задачи:
- Образовательные:
- сформировать у учащихся представления о системе, статических и динамических информационных моделей;
- создать условия для определения учащимися типов информационных моделей на конкретных примерах, для формирования навыков определения типов информационных моделей;
- Развивающие:
- создать условия для развития логического мышления, памяти, умения работать самостоятельно за компьютером.
- Воспитывающие:
- работать над умением принимать участие в индивидуальной и групповой деятельности на уроке;
- создать на уроке атмосферу психологической комфортности.
Требования к знаниям и умениям:
- Учащиеся должны знать:
- основные понятия «система», «системный анализ», «подсистема», «надсистема», «информационная модель»;
- виды информационных моделей;
- какие связи существуют между элементами системы.
- Учащиеся должны уметь:
- систематизировать объекты;
- осуществлять системный анализ.
Форма организации учебной деятельности: комбинированная (фронтальная работа с классом и индивидуальная за компьютером).
Оборудование: учебник информатики, компьютер, компьютерные модели.
Тип урока: изучение нового материала.
План:
- Организационная часть (1 мин.)
- Актуализация знаний (1 мин.)
- Основная часть (25 мин.)
- Работа с книгой. (5 мин) Системный подход в моделировании (статические и динамические информационные модели)
- Эвристическая беседа. (10 мин) – определения понятий
- Компьютерный практикум. (10 мин). Типы информационных моделей (табличные, иерархические и сетевые информационные модели)
- Проверочная работа по пройденному материалу (7 мин.)
- Задание на дом (2 мин.)
- Подведение итогов. (1-2 мин.)
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационная часть: Здравствуйте,
ребята. Садитесь. II. Актуализация знаний. Сейчас перед вами стоят вопросы: Куда пойти
учиться? III. Основная часть (25 мин.) а). Работа с книгой (5 мин.) Откройте учебник на стр. 243, § 5.3. [2] (Показ схемы на слайде) б). Эвристическая беседа (10 мин.) Закончили работу с учебником. в) Компьютерный практикум (10
мин.) Итак, закончили работу, подведём итоги: 1. Какие системы объектов представлены
с помощью табличных моделей? (Таблица
Менделеева); IV. Проверочная работа по пройденному материалу. Тест (5 мин.) Чтобы проверить как вы смогли усвоить новый
материал проведём небольшой тест с выбором
ответа.
Критерии оценивания: «5» – 7 Поднимите руки, кто поставил себе оценку «2». Какие вопросы вызвали затруднение? V. Задание на дом: Откройте дневники, запишите домашнее задание: параграф 5.3, 5.4 [2], Выучить определение основных понятий (словарь урока), задачи № 1,2.
Каждый из 20 элементов связан с 19 остальными. Тогда всего связей 20 · 19 = 380. Разобьём систему на 4 подсистемы по пять элементов в каждой. Если рассматривать подсистему как отдельный элемент, то число связей между подсистемами 4 · 3 = 12, число связей внутри каждой подсистемы – 5 · 4 = 20. в этом случае исследовать необходимо всего 12 + 4 · 20 = 92 связи (вместо 380). Таким образом, исследовать систему, разбив её на подсистемы, как правило, легче. Проведите подобные расчеты, если:
VI. Подведение итогов (1-2 мин.) Итак, сегодня на уроке мы определилиосновные понятия «системы», выяснили сущность системного подхода, познакомились с типами информационных моделей. На следующих уроках продолжим изучение моделирования. За активную работу на уроке следующие оценки:
«5» – … |
Приветствие учителя
(Слайд 1, Приложение 1)
Приложение 1. Слайд 2
Приложение 1. Слайд 3
Приложение 1. Слайд 4
Называют ключевые слова
Учащиеся приводят примеры
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь 1. Таблица Менделеева – табличная
информационная модель; (статическая) Выполнение теста.
Запись домашнего задания Обратиться к учебнику § 5.3, 5.4 и записи в тетради.
Учитель комментирует выполнение д/з: |
Литература:
- Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. М.: ВАКО, 2006. – (В помощь школьному учителю).
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 класса / Н.Д.Угринович. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
- Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных технологий / Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.