Информация об опыте
Опыт «Развитие творческого потенциала личности младшего школьника на уроках и во внеурочное время» родился в условиях общеобразовательной городской школы. У большинства детей отсутствовала дошкольная подготовка, так как дети или не посещали детский сад, или воспитывались дома, где нет надлежащих условий для организации полноценного процесса подготовки к школе. Отсюда и стандартизация мышления детей, и низкий уровень креативности. Я увидела необходимость развивать творческие способности младших школьников, разработав авторскую программу, которая созвучна теме опыта.
Программа, тетради
«Все дети способны» – такова моя ведущая педагогическая идея в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим особое внимание я уделяю созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого ученика. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей С этой целью на уроках и во внеурочное время я использую тетради для творческого развития учащихся. Эти тетради разработаны с 1-ого по 4 класс.Разработанная система творческих заданий состоит из целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов.
Опыты
Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимо формирующемуся уму, как витамины – растущему организму. А такие задачи есть в любой предметной и межпредметной области. И они ответственны за развитие творческой интуиции. Ведь интуиция – это не только "дар божий". Это особым образом организованный творческий опыт: встроенный в подсознание опыт решения нестандартных задач. Такой опыт появляется при проведении физических опытов.
При использовании физических опытов ребёнок не
впадает в зависимость к системе обучения. Он как
бы научается сам учиться. У него высокий уровень
познавательной активности, проявленное
творческое мышление.В основе физического
опыта лежит цепочка мыслительных операций,
решающая определенную дидактическую задачу.
Главной особенностью использования заданий
является то, что работать с ними надо нелинейным
способом.
Освоенные детьми мыслительные операции
отрабатываются в деятельности. Любое творческое
задание заканчивается каким-либо практическим
видом деятельности.
Физические опыты не требуют специального
оборудования и могут входить как часть любого
занятия с детьми. (Приложение 1)
Ученическое самоуправление
В современных условиях творческая личность
становится востребованной обществом на всех
ступенях ее развития. Количество изменений в
жизни, происходящих за небольшой отрезок
времени, настоятельно требуют от человека
качеств, позволяющих творчески и продуктивно
подходить к любым изменениям. Для того, чтобы
выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы
адекватно на них реагировать, человек должен
активизировать свой творческий потенциал.
Процесс воспитания и обучения ребенка – это
взгляд современного человечества в будущее.
Основная задача педагога – подготовка
подрастающего поколения для жизни в завтрашнем
дне. Для этого необходима особая форма работы с
классным коллективом. На сегодняшний день
ученическое самоуправление способствует тем
задачам, которые диктует современное общество.
Задачи ученического самоуправления
- вовлечение учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности;
- развитие творческой индивидуальности учащихся;
- воспитание у учащихся уважительного отношения к членам коллектива, укрепление сферы дружеских отношений;
- защита прав учащихся.
Кроме этого, в рамках неформального общения детей, зарождаются такие качества, как взаимопомощь, взаимовыручка. Школьная жизнь становится яркой и насыщенной, развивается не только творческий потенциал учащихся, но и родители становятся активными участниками образовательного процесса. (Приложение 1)
«Мой дневник достижений»
Успех крайне важен для положительного
самоотношения ребенка.
Помогите своим ученикам выработать привычку
фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче
настроиться на успех и обрести адекватную
самооценку, когда они видят свой прогресс и
отмечают свои новые достижения, не забывая
прежние.
На каждого ребенка можно завести «Дневник» его
достижений и регулярно заполнять его вместе с
ним, а иногда и с его родителями. Он поможет детям
лучше узнать себя, особенно свои сильные стороны.
При этом нет необходимости записывать только
самые громкие достижения. Любой, даже самый
небольшой, успех имеет значение.
Развитие творческой исследовательской активности младших школьников через проектную деятельность во внеклассной работе»
Предпосылки успешной учебной деятельности
детей формируются в период начального
обучения.
Актуальность умения учиться для современного
человека подчеркивается практически во всех
документах, касающихся реформирования системы
образования. Для начальной школы приоритетным
остаются формирование учебной деятельности как
желания и умения учиться, развитие
познавательных интересов и готовности к
обучению в основном школьном звене. Эти
показатели учебной деятельности постепенно
приобретают характер важнейшей универсальной
способности человека – потребности в
самообразовании.
Любой учебный проект имеет два аспекта: для
ученика – это возможность творческой
деятельности, направленной на решение
интересной для себя или группы детей проблемы,
результаты которой можно представить в любой
самостоятельно выбранной форме; для учителя
– это важное дидактическое средство,
позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе
познания.
Ценным в данном проекте является не столько
результат познавательной деятельности ученика,
сколько обучение его умениям проектирования:
проблематизации, целеполаганию, организации и
планированию деятельности, самоанализу и
рефлексии, презентации, коммуникативности,
умению принимать решения .Эти умения формируют
положительную мотивацию учения.
Развивающий и обучающий потенциал данной
программы состоит в том, что особое внимание
уделяется познавательным интересам и
потребностям школьников, которые в рамках
разработанного проекта проводят собственные
исследования.
Основными педагогическими задачами проекта стали:
- Познакомить детей с технологией проектно-исследовательской деятельности.
- Способствовать развитию инициативности, самостоятельности, активности, творчеству, сотрудничества.
- Развитие мотивов самообразования как интереса к дополнительным источникам информации, чтения дополнительной литературы из разных областей научного знания.
- Познакомить детей с информационными технологиями.
- Формировать умение делать публичные выступления по итогам всего исследования или его этапов (индивидуальные отчеты, групповые отчеты, отчет на конференции).
- Профилактика нарушений детско-родительских отношений путем включения родителей в педагогические системы: «родители – дети», «учитель – дети – родители».
- Данный проект помогает организовывать проектно-исследовательскую деятельность в современной начальной школе на личностно-ориентированном и информационном подходах. (Приложение 1)
Для формирования творческих способностей младших школьников я ориентировалась на условия, разработанные М.Р.Львовым.
1. Доверие и уважение к ученикам со стороны
учителя;
2. Высокий уровень познавательных интересов
среди учащихся, внимание учителя к мотивации
учения, игровые методики, юмор. Решение
субъективно-творческих задач при изучении
разных тем.
3. Внимание к интересам каждого ученика, к его
склонностям, здоровью, разностороннему развитию
(физическому, эмоциональному, эстетическому,
интеллектуальному), к его способностям.
Я считаю, что в развитии творческих
способностей младших школьников необходима
именно система, поскольку эпизодический
характер творческих упражнений и заданий,
предусмотренных любой программой начального
обучения, не способствует активизации
творческой деятельности учащихся,
следовательно, недостаточно эффективно
отражается на развитии творческих способностей
детей.
Поэтому слова выдающегося педагога наших дней
В.А.Сухомлинского о том, что очень важно, чтобы
изумительный мир природы, красоты, музыки,
фантазии, творчества, окружавший детей до школы,
не закрылся перед ребенком классной дверью,
стали девизом моей педагогической
деятельности.