В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка “взгляду со стороны”, мы тем самым помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Для решения этой задачи и составлена программа по развитию и коррекции эмоциональной сферы “Ребята, давайте жить дружно!”
Цель программы: повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.
Для решения поставленной цели поставлены следующие задачи.
- Способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.
- Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
- Помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение.
- Учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.
- Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение.
- Вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.
- Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 66 занятий и рассчитана на три года: средняя, старшая и подготовительная группы
Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяются и углубляются. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребёнок может в своём индивидуальном темпе обучаться по этой программе.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются: развивающие игры; упражнения; этюды; рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ педагога – психолога и рассказы детей; сочинение историй; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; мини – конкурсы, игры – соревнования.
Форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая – либо игра, упражнение для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого – либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребёнком и родителями.
Краткая характеристика разделов
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребёнка. Пространство вокруг ребёнка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребёнок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребёнка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному – пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.
Тематический план занятий
Раздел |
Темы занятий |
Время проведения занятий |
|
“Тайна моего имени” “Автопортрет” “Мой внутренний мир” “Мой любимый сказочный герой” |
1 – я неделя ноября 2 –я неделя ноября 3 – я неделя ноября 4 – я неделя ноября |
|
“Мы так похожи” “Мы такие разные” “Язык жестов и движений” “Давайте жить дружно” “Мальчики и девочки” |
1 – я неделя декабря 2 – я неделя декабря 3 – я неделя декабря 4 – я неделя декабря 2 – я неделя января |
|
“Радость” “Удивление” “страх” “Гнев” “Горе” “Интерес” “Наши эмоции” (итоговое занятие по разделу) |
3 – я неделя января 4 – я неделя января 1 – я неделя февраля 2 – я неделя февраля 3 – я неделя февраля 4 – я неделя февраля 1 – я неделя марта |
|
“Мой ласковый и нежный зверь” “Общение с животными” |
2 – я неделя марта 3 – я неделя марта |
|
“С кем я живу” “Правила домашнего этикета” |
4 – я неделя марта 1 – я неделя апреля |
|
“Путешествие в сказку” “Я знаю, я умею, я могу!” |
2 – я неделя апреля 3 – я неделя апреля |
Итого: |
22 занятия |
Раздел 1. “Я и Я”
Задачи
Средняя группа
- Способствовать осознанию ребёнком своего имени.
- Дать детям представление о том, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос, рот, руки.
- Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).
- Формировать адекватную самооценку.
Старшая группа
- Способствовать самопознанию ребёнка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).
- Учить детей описывать свои желания и чувства.
- Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.
- Помогать ребёнку поверить в свои силы.
- Гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.
Подготовительная группа
- Способствовать психическому и личностному росту детей.
- Продолжать формировать позитивное отношение к своему “Я”.
- Помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
- Помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей.
- Гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).
Раздел 2. “Я и другие”
Задачи
Средняя группа
- Предотвратить возможность возникновения у детей социальной дезадаптации.
- Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.
- Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребёнку почувствовать себя более защищённым.
- Дать представление о внешности и манере держаться у представителей разных полов и необходимости оказания помощи друг другу в игре и совместной деятельности.
Старшая группа
Расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.
- Дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.
- Сформировать позитивное отношение к сверстникам.
- Учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.
- Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.
Подготовительная группа
- Развивать способность детей к эмпатии (сопереживанию).
- Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.
- Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.
- Дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
Раздел 3. “Я и мои эмоции”
Задачи
Средняя группа
- Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе.
- Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.
- Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).
- Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).
Старшая группа
- Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя.
- Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их.
- Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.
- Учить контролировать свои эмоции.
Подготовительная группа
- Закреплять полученные знания об эмоциях.
- Учить понимать относительность в оценке чувства.
- Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально – приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
Раздел 4. “Я и животные”
Задачи
Средняя группа
- Дать знания о том, чем человек отличается от животных.
- Учить наблюдать за животными, играть с ними, заботиться о них.
- Учить изображать животных, используя различные выразительные средства.
- Помогать преодолевать возможный страх.
Старшая группа
- Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных.
- Продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, сострадание к бездомному животному.
- Продолжать учить подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналоги в человеческом поведении.
Подготовительная группа
- Дать детям представление о связи и взаимозависимости человека и животного.
- Продолжить учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и понимать их (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).
- Закреплять умение определять по движениям, позе, эмоциям настроение животных.
- Подводить детей к пониманию того, как важно учиться у животных доброте, чуткости и бескорыстию; формировать умение переносить всё хорошее из мира животных в общение с людьми.
Раздел 5. “Я и моя семья”
Задачи
Средняя группа
- Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному – маме.
- Учить детей выражать внимание и сочувствие к маминой заботе обо всех членах семьи и её труду.
- Учить детей понимать свою роль в семье.
- Учить детей ценить хорошие отношения, получать радость от общения со своими близкими и предлагать им посильную помощь.
Старшая группа
- Учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых.
- Формировать у детей “кодекс чести”, умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.
- Дать представление о важности и значимости различных профессий (на примере родителей).
- Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.
Подготовительная группа
- Воспитывать интерес детей к истории своей семьи.
- Продолжать формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
- Учить высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей.
Требования к уровню подготовки воспитанников
Пройдя подготовку по программе “Давай познакомимся!”, дети средней группы будут знать и уметь следующее:
Знать
- Имена всех детей в группе;
- Для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;
- Чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;
- Названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес);
- Отличия человека от животного;
- Как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;
- Состав своей семьи.
Уметь
- Отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо походка, пол) и свои отличия от других детей;
- Опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;
- Правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
- Оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;
- Делиться с друзьями сладостями и игрушками;
- Различать эмоции по схемам – пиктограммам;
- Передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;
- Наблюдать за животными; изображать их голоса, характерные движения, настроения;
- Употреблять в речи “волшебные” слова (спасибо, пожалуйста, извините);
- Правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка)
Пройдя подготовку по программе “Давай познакомимся!”, дети старшей группы будут знать и уметь следующее:
Знать
- Как можно объяснить имена некоторых сказочных персонажей;
- Различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении;
- О существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;
- Важность различных профессий (на примере родителе);
- Какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими и какие недостатки этому общению мешают.
Уметь
- Осознавать своё тело и его специфические особенности;
- Понимать и описывать свои желания и чувства;
- Осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
- Различать определённые эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
- Воспроизводить выразительные позы и движения;
- Сравнивать эмоции;
- Контролировать свои эмоциональные реакции;
- Подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении;
- Оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту;
- Уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
- Останавливать другого ребёнка, если он делает что-то плохое;
- Вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
- Выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.
Пройдя подготовку по программе “Давай познакомимся!”, дети подготовительной группы будут знать и уметь следующее:
Знать
- Что означают их имена;
- Что такое “мужественность” и “женственность”, понимать особенности общения с партнёрами противоположного пола;
- Об относительности в оценке чувств;
- О связи и взаимозависимости человека и животного;
- Какие существуют особенности общения разных животных между собой;
- Историю собственной семьи.
Уметь
- Понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
- Устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
- Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;
- Понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам.
- Рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
- Переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;
- Принимать гостей у себя дома;
- Общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
- Оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
- Рисовать своё генеалогическое древо.
Список используемой литературы
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет Екатеринбург, 1997.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.
- Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно – методическое пособие по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М., 1999.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль., 1997.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. М., 1999.
- Твоё имя/составитель И. Воробьёва. М., 2000.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. М., 1998.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.