Проблема развивающего обучения и опыт его осуществления

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


С каждым годом наука проникает всё глубже в такие тайны природы, которые ещё недавно казалась непостижимыми.

Всякое новое открытие науки свидетельствует о триумфе человеческого разума. За последнюю четверть века раскрыты, научно обоснованы и поставлены на службу человеку многие удивительные явления окружающего нас мира. Объём сведений многих научных отраслей в последние десять лет удвоился. Это не может не сказываться на учебных программах. Школа встала перед необходимостью, не увеличивая сроков обучения, вооружать учащихся знаниями, соответствующими уровню современной науки.

В своём постановлении президент Российской Федерации Дмитрий Медведев указывал на важность того, чтобы школа не только давала сумму конкретных знаний, но и учила делать самостоятельные выводы, привила молодёжи навыки творческого мышления.

Деятельность общеобразовательной школы имеет существенные недостатки, одним из которых является то, что в учебном процессе мало внимания уделяется выработке у учащихся самостоятельной, творческой работы, не всегда последовательно осуществляется принцип органического единства обучения и воспитания. Мы должны воспитывать людей умных, честных, решительных, принципиальных, а не пассивных созерцателей жизни. "Если ученик в школе не научился ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,"- говорил Л.Н.Толстой.

Эти слова имеют силу и в наши дни. "...Только при условии развивающего обучения возможно одновременно осуществить задачи, стоящие перед школой" (Н.А.Менчинская.)

Многие прогрессивные педагоги прошлого настойчиво проводили идею развивающего обучения. Новая педагогическая практика сначала очистила словесно-наглядное обучение от догматизма и схоластики, затем выработали новый, более современный тип обучения, соответствующий целям и задачам школы. Он характеризуется активизацией принципа сознательности обучения.

В литературе, посвященной проблемам развития ребёнка, используются различные понятия: “развитие ребёнка”, “общее развитие”, “общее умственное развитие”. При определении сущности развивающего обучения чаще всего этот подход ограничивается аспектом умственного развития. Высказывая эту мысль, Н.А.Менчинская замечает, что "когда речь идёт о повышении развивающей функция обучения, то обычно имеется в виду не развитие личности в целом, а умственное развитие". Такое ограничение правомерно в том случае, если учитывать, что развитие ума неразрывно связано с развитием своей личности. Путь, при котором основное внимание уделяется умственному развитию,позволяет, выделив центральную задачу, осуществить личностный подход к развитию ребёнка. Это объясняется тем, что в психологии “умственное развитие личности характеризуется единством знаний, операций и мотивов умственной деятельности.

Существует и более широкое понимание сущности развивающего обучения. Л.В.Занков при построении экспериментального обучения ставил цель обеспечить общее развитие ученика, которое в его понимании "охватывает не только познавательные процессы, но также волю и чувства."

Личностный подход в области дидактики в результате исследований, уделивших большое внимание развитию познавательных возможностей учащихся, изучению стимулов -учения , знаменует новый рубеж в её решении”. Педагогика обретает ребёнка, объектом её изучения становится активное существо. Ученик может принять, а может остаться равнодушен к проблемам, которые выдвигаются ходом учебной деятельности.

Его действия стимулируются не только предписаниями учителя, но определёнными мотивами учения. И всё же при любом подходе умственное развитие остаётся центральным звеном развивающего обучения.

В первый класс приходит несмышленый малыш со скудным запасом поверхностных, примитивных житейских представлений о том, что его окружает, с неразвитыми познавательными способностями. Проведя этого малыша, а затем подростка, юношу и девушку через 1ОООО уроков, мы должны выпустить из школы образованного, всесторонне развитого человека. В его сознании должна быть сформирована научная картина мира, он должен знать законы развития и преобразования природы и общества, должен занять своё место в жизни, чтобы превращать знания в дела, чтобы строить будущее. И всё это "чудо" становления образованного человека творится в основном учителями на уроках, которые сейчас называют современными.

Что такое современный урок? Современный урок - это такой урок, на котором организация, содержание, методы ведения урока направлены на максимальное, эффективное использование времени, на развитие самостоятельности и познавательной активности учащихся. Современный урок - это урок активного обучения, который призван решить три основные задачи - обучения, воспитания и развития. Школьный урок... обычный школьный урок, на котором решаются задачи, пишут диктанты, читают стихи, делают опыты - это педагогическое творчество. Конечно, это не шаблонный, бездумный урок, а насыщенный работой, когда он, этот урок одно из звеньев в последовательном познании жизни школьниками и поступательном их развитии. Урок, на котором сливается труд учителя с трудом учащихся, в цепком единстве сотрудничают мысль, чувства, воля, на котором радуются, огорчаются, устают, но ощущаются результаты своих усилий, - да, такой урок – подлинное творчество, такой урок - современный урок. Процесс обучения на таком уроке носит развивающий характер.

Существуют три уровня развития:

1 уровень, который характеризуется развитием памяти, наблюдательности, умение воспроизводить изученное и т. д. ...

2 уровень - это уже высокий уровень умственного развития.

Он включает:

а) умение самостоятельно приобретать знания,

б) умение самостоятельно работать,

в) умение отбирать нужные факты, явления,

г) умение анализировать, делать вывод,

д) умение доказывать своё мнение,

е) умение применять знания в новой обстановке, в новых ситуациях.

3 уровень - уровень творческого развития.

На первом этапе ученик должен получить некоторую сумму знаний, т. к. "Пустая голова не мыслит", - говорил Блонский. Знание есть отражение предметов и явлений материального мира.

Представления, понятия, законы нельзя механически вложить в головы учеников. Сформировать их должен обязательно ученик сам под руководством и с помощью учителя. Образование представлений, понятий, осознание законов - актуальный процесс мышления и деятельности ученика. Чтобы образовать в сознании учеников отчетливое представление о незнакомом предмете, надо показать им его, дать потрогать, а иногда понюхать и попробовать на вкус. Эту мысль прекрасно выразил Ян Амос Каменский в форме "золотого для учащихся правила" : “... Все, что можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами ...” Проведение исследовательской работы - дело довольно сложное для учащихся, требует для них известной предварительной подготовки, овладения приемами научного мышления, техникой наблюдений и экспериментирования. Нельзя пренебрежительно относиться к заучиванию и дословному воспроизведению определённого количества научных формулировок, правил, определений, басен, стихов, пословиц, отрывков прозы. Все это не только развевает память учащихся, но и делает прочным достоянием личности наиболее ценные плоды творческой духовной деятельности народа, передовых представлений науки, литературы, искусства.

Кроме сообщения знаний и привития навыков, в задачи урока входят задачи воспитания и развития. Развитие внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения, эмоций, воли. Если учитель не поставит перед собой этих целей, то он не сможет целеустремленно работать на уроке над их разрешением. А в результате снизится развивающее и воспитывающее значение урока.

Готовясь к уроку, учитель должен ставить перед собой такие вопросы: “На что я буду опираться из предыдущих уроков? Какие новые кирпичики буду добавлять к ране положенным? Как буду ухаживать за ранее посеянными семенами знаний? Что мне надо сделать сегодня, чтобы подготовить почву для будущих посевов, для получения будущего высокого педагогического урожая?” Приложение 1.

Опыт показывает, что дети в состоянии усвоить абстрактные понятия только при постепенном отвлечении их мысли от свойств и признаков конкретных предметов или особенностей конкретных фактов и явлений, изучаемых на уроке. Большое значение при этом имеет специальная система наглядности, обеспечивающая такой постепенный переход от наглядно-чувствительного восприятия к обобщенному, абстрактному мышлению. Поэтому понятны особые требования к наглядным пособиям, которые должны направлять мысль учеников от конкретного к общему, от явления к его сущности, от многообразия явлений к закономерностям. Очень важно, чтобы в наглядных пособиях, отображающих явления или предметы одного и того же класса, чётко выделялись их основные существенные стороны и признаки, на которых учитель и должен концентрировать внимание учащихся в процессе роботы.

Очень эффективно демонстрация пособий, где сочетается реалистическое и схематическое изображение изучаемых объектов. Такие пособия облегчают переход мысли ученика от конкретного к абстрактному, от явления к сущности и в конечном счете способствуют развитию абстрактного мышления. Наиболее совершенной разновидностью таких учебных пособий является кинофрагменты и различные таблицы, схемы. Учитель должен помнить, что злоупотреблять обилием средств наглядности на уроке не следует. Это рассеивает внимание учащихся, не позволяет уяснить главное, без чего нельзя прийти к правильному пониманию закономерностей, к обобщениям и выводам.

Выполняя требования реализации принципов развивающего обучения учитель должен следить за правильным соотношением на уроке устных и письменных, в частности практических работ. Многие учителя ошибочно полагают, что развитие мышления учащихся осуществляется главным образом во время различного вида бесед, и злоупотребляют ими. Особенно большой вред такое увлечение приносит в начальных классах при обучении чтению и формированию вычислительных навыков. В старших классах оно мешает глубокому проникновению мысли учеников в существо рассматриваемых вопросов, т.к. учителя обычно любое суждение и вывод собирают “по крохам” - складывают из лаконичных, малозначимых в отдельности ответов учеников на чрезвычайно измельчённые вопросы. Наконец, учащееся стали отвыкать от логически целостных высказываний, которые, конечно, характеризует уровень их мышления. Иногда целенаправленный рассказ или проблемно построенная лекция учителя развивает мышление в большей мере, чем беседа.

Злоупотребление устными видами работ не допустимо, однако нельзя и отрицать большую роль их в процессе обучения: при умелой постановке любая из устных форм работы может развивать мышление школьников, стать надежным способом овладения знаниями.

Приложение 2.

Древние римляне считали что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети “зарожаются” жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Особенно велика связь интереса с вниманием. “Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши”- говорил один старый немецкий педагог. Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно; неинтересное "укладывается" в памяти с большим

трудом и легко вытесняется из неё. Интерес значительно способствует повышению работоспособности. Скучное обучение приводит учащихся к быстрому утомлению, пассивности. Об этом интересно написал Януш Корчак в рассказе “Когда я снова стану маленьким..”. Ученик пассивен, когда списывает ход решения с доски, пассивен, когда слушает ответы товарищей, даже постановка вопросов всему классу активизирует не всех, а только тех, чей “темп думания” соответствует темпу фронтального опроса.
Пассивность - основная питательная почва скуки.

“Нет лучшего средства,- подчёркивал опытный методист А.Я.Герд,- возбудить интерес и развить в детях наблюдательность и самостоятельность, как поставить их в положение маленьких исследователей. От подготовки к уроку во многом зависит его КПД. Главное, чтобы урок был в деталях, во всех подробностях продуман учителем, чтобы было предусмотрено не только, что и как намерен он сам делать, но и его ученики. Во время подготовки учитель должен помнить о том, что без творческого подхода к нему хороших результатов достичь нельзя. Успех в обучении и воспитании приходит только тогда, когда учитель проявляет немало собственной инициативы изобретательности, много думает над тем, чтобы заинтересовать детей, активизировать их роботу, вовлечь в процесс поиска и “открытия” новых для них знаний. А сила таких открытий велика, и они надолго остаются в памяти. По этому поводу Евгений Винокуров писал:

“Подумаешь, Америку открыл!
Ещё в пелёнках это мы знавали!...
А я один, как клад, её открыл
И позабыть уже смогу едва ли.
.......................................................
Она во мне. Я жил её тая...
Я, стиснув зубы, в муках, на пределе,
Её добыл. Вот истина моя!
Вы ж до сих пор банальностью владели!”

Борьба за активизацию обучения, в которую включились сотни тысяч педагогов, привела к возникновению теории проблемного, развивающего обучения - новой дидактической системе.

Учителя нашей школы широко используют этот метод обучения. Большинство уроков носит проблемный характер.

Новый урок можно начинать с актуализации знаний. Дать самостоятельную работу, аналогичной домашней. Этим достигается активность всего класса, актуализация сочетается с отработкой навыков, практическим применением знаний и какой-то продуктивной деятельностью: ведь решаются задачи с измененными условиями. Приложение 3.

Школа должна давать учащимся не только знания, но так же воспитывать у них умение думать самостоятельно-это необходимое качество сознательного человека. К сожалению , и школа, и ВУЗ плохо приучают молодёжь к самостоятельным действиям. От студента требуют чтения учебников, сдачи зачётов, обязательного посещения лекций и меньше всего требуют самостоятельности. И так его “много” учат, что выходит из ВУЗа человек, похожий на “фаршированную рыбу”. Можно по-разному относиться к её содержимому, но одно бесспорно, “плавать она не умеет”. Учитывая это учитель должен ставить перед собой задачу развивать самостоятельную активность учащихся.

Некоторые педагоги считают, что самостоятельное творческое мышление учащихся доступно только старшеклассникам. Такое понимание ошибочно.

Учитель должен знать, что не всякую работу, которую ученик выполняет сам, без помощи со стороны, в классе или дома, можно назвать самостоятельной работой. Нередко работа сводится лишь к тому, что ученик снова проделывает то, что проделывал неоднократно. Это- упражнения, уже не требующие особого размышления.

Задача школы заключается в том, чтобы научить учащихся самостоятельно обдумывать тот или иной материал, самому делать выводы, находить практическое применение полученным знаниям. Процесс этот длительный, но он носит развивающий характер.

Очень важно научить учащихся пользоваться различными справочными материалами и словарями, находить необходимый материал в книгах, самостоятельно добывать знания. Очень важно правильно организовать работу с книгой в средних и старших классах. Рекомендуется учить детей составлять краткие развёрнутые планы прочитанного, пользуясь планом, устно излагать сущность прочитанного без наводящих вопросов со стороны учителя; составлять тезисы к прочитанному и уметь устно развить эти тезисы, привлекая свои примеры из жизни, если сам материал позволяет это сделать; составлять конспект прочитанного, делать выписки из учебника, которые могли бы послужить ответом на поставленные учителем вопросы; начертить схему, диаграмму, график и другого рода чертежи и иллюстрации по данным, имеющимся в учебнике; разобрать иллюстрации в учебнике и дать им объяснение.

Одним из важных средств, пробуждающих активную самостоятельную мысль учащихся, является постановка вопросов, ответы на которые требуют предварительного обдумывания, как и какие законы можно было бы применить для их решения.

Самостоятельный подход к решению теоретических и практических задач - необходимая ступень к творческой деятельности и вместе с тем обязательный элемент самого творчества.

Проблема формирования и развития у учащихся самостоятельного мышления на уроке, внеклассных занятий и при выполнении домашних заданий является одной из главных в воспитании всесторонне развитого человека. Я считаю, что прежде всего необходимо вызвать у ребят интерес к предмету, расширить их общий кругозор.
Главное – это систематически, изо дня в день, укреплять и углублять интерес к предмету.

Прочность и системность знаний, равно как и развитие познавательной активности учеников зависит и от того, как поставлено повторение пройденного. При повторении надо привлекать ранее изученные факты, представления, понятия и правила для осмысливания, систематизации и закрепления нового учебного материала. Развитию интеллекта полагает постоянное включение новых знаний в систему ранее усвоенных, что и составляет основу переноса знаний. Этот путь облегчает формирование новых понятий, способствует систематичности и прочности знаний и в то же время развивает динамичность умственной деятельности, которая необходима для формирования рациональных приемов умственной работы.

Вполне оправдано, что сейчас наиболее распространены такие виды переноса знаний, как межпредметные связи и строгая преемственность в изучении программного материала. Нарушение преемственности в изучении программного материала, отсутствие подготовительного повторения препятствуют систематизации знаний и затрудняют процесс обучения, так как исключают возможность “наслаивать” новые знания на ранее усвоенные, что будет способствовать торможению в развитии учащихся.

Для того, чтобы правильно была поставлена работа по развитию логического мышления необходимо постоянно учитывать возрастные особенности учащихся, специфику класса. Никакие упражнения или задачи не принесет успеха в развитии мышления , если они трудны и не соответствуют знаниям учащихся, если для решения их нет соответствующей базы.

И вот здесь не обойтись без индивидуальной работы с учеником.

Эта работа должна проводиться по двум направлениям;

а) работа со слабым учеником ;

б) работа с сильным учеником.

Чтобы научиться проводить индивидуальную работу с неуспевающими или слабыми учениками необходимо:

  • выяснить причины, которые привели этих в список двоечников, установить пробелы в знаниях, классифицировать их по темам;
  • выяснить бытовые условия, в которых живёт и воспитывается ученик; состояние его здоровья;
  • указать его увлечения и любимые занятия.

Затем на основании анкетных данных, на основании наблюдений классного руководителя и учителей, работающих в классе составляется психолого-педагогическая характеристика этих учащихся.

И только после этой предварительной подготовки нужно начинать работу с этими так называемыми “трудными” учениками.

При этом каждый учитель должен помнить о том, что “от того, как удачно будут сделаны первые шаги ребёнка, зависит, как быстро он научится ходить”, так и учёба зависит то первых шагов, от своевременной поддержки учителя. И не случайно Устав нашей школы требует от всех работников уважительного, чуткого, заботливого отношения к учащимся, искреннего участия в их судьбах, а это возможно лишь при знании их индивидуальных особенностей. Раньше в школе индивидуальная работа была организованна так: более сильному ученику давалось дополнительное задание, т.е. он выполнял большее количество упражнений. А ведь для устранения пробелов слабый ученик должен решить большее количество заданий. Эту ошибку удалось исправить. Учитель должен при подготовке к уроку для сильных учеников подобрать упражнения по заданной теме, где нужно проявить сообразительность, умение логически мыслить, творческий подход. Эти упражнения учитель заготавливает на карточках или переносной доске. Так как темпы работы сильного и слабого ученика становятся почти одинаковыми, это облегчает труд учителя. Чтобы школьник успевал, необходимо как можно скорее и точнее определить уровень его знаний на каждом этапе работы. Нужны более гибкие формы обратной информации, чтобы отставание не накапливалось, а ликвидировалось в самом начале, не по окончании очередной темы, а в процессе её изучения. И здесь на помощь нам приходят тесты, индивидуальные задания и, конечно, кратковременные разноуровневые 10-15 мин. самостоятельные работы.

Всегда нужно помнить слова В.А. Сухомлинского:

“С подростками, которые думают медленно, необходимо быть особенно терпеливыми. Нельзя упрекать за тугодумие, нельзя и перегружать память - это нисколько не поможет; если нет исследования размышлений, память делается “дырявой” - ничего не запоминается. Ослабление памяти происходит как раз в подростковом возрасте, причина этого явления - освобождение от мысли как раз тогда, когда человеку нужно как можно больше рассуждать. Непонимающего и несообразительного нужно вести к открытию истины до озарения мысли. Это озарение необходимо не только для того, чтобы осмыслить конкретный материал. Оно своеобразная ступень в умственном развитии. Радость открытия, изумление перед истиной, добытой собственными силами, дает человеку самоутверждение, переживание гордости, уважение к самому себе.”

В процессе выполнения самостоятельных заданий в классе педагог должен внимательно наблюдать за каждым учеником, помогать в случае необходимости и в то же время избегать лишней опеки над учеником. Главное, надо добиваться, чтобы напряженно, активно работала мысль самого ученика, развивала его способности мышление, волю, характер.

Развеваясь, учащийся постепенно должен прийти к тому, чтобы уметь самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых, находить ответы в жизни, используя при этом такое мощное средство, каким является самообразование.

Значит, для развивающего обучения большое значение имеет правильная организация индивидуальной и дифференцированной работы.
Очень важно, чтобы каждый учитель, войдя в класс, помнил слова Л.Н.Толстого: “ Я не мог и не могу войти в школу, чтобы не испытать физического беспокойства, как бы не просмотреть Ломоносова, Пушкина, Глинку, Остроградского. Как бы узнать, кому, что нужно...” Конечно , не каждый рождается гением. Но талант есть в каждом. Когда-нибудь каждый будет приятно поражен, как много и хорошо он умеет, если будет честен перед самим собой и безжалостным к своим порокам. А ведь талант, помноженный на трудолюбие, рождает гениальность.

Когда в 1897 году во Франции состоялась премьера лучшей пьесы Эдмона Ростана “СЕРАКА де БЕРЖЕРАК” и публика восторженно приветствовала её, поэт не мог удержаться от восклицания: “Вот, что я сделал из жалких двух десятков букв, которые выучил в детстве!” Это были гордые слова таланта. Слегка переиначив, можно сказать о всяком творческом успехе: “ Вот, что можно сделать из двух десятков предметов, выученных в школе!” Школа дает разное и многое. Это арсенал фундаментальных знаний. Нигде и никогда в будущем человек не получит больше случая так разносторонне познавать мир, изучать его, развивать себя как личность. Поэтому большая задача, стоящая перед школой, должна хорошо решаться. Обучая, мы должны людей воспитывать и развивать.

Итак, ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1) высокий уровень теоретических знаний;

2) принцип трудности;

3) принцип времени;

4) принцип осознанности и перспективы;

5) принцип связи с окружающей действительностью;

6) совершенствование методов обучения, их разнообразие на уроках;

7) принцип систематичности проверки знаний и навыков учащихся. (При этом необходимо обратить внимание какого .уровня знаний достигли дети.)

1. Воспроизводящего. /Ребята понимают, запоминают, воспроизводят, изученный материал/.

2 . Сравнительный. /Ребята свободно могут действовать в сходных ситуациях по аналогии, могут сравнивать и давать характеристику/.

3. Самостоятельный. /Ребята умеют применять знания в новых условиях, способны к творчеству, способны переконструировать и создать новое/.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развивающее обучение строится на основе теорий, учитывающей закономерности не только памяти, но и мыслительной деятельности обучающегося, природы его познавательного интереса, духовных потребностей, мотивов учения. Развивающее обучение, основанное на “принципе проблемности”, объясняет пути активизации учебно-познавательной деятельности учащегося. Оно включает в себя все ранее известные вещи и способы активизации учебно-познавательной деятельности учащегося так же и способы их репродуктивной деятельности, без которой не может быть никакого творчества, никакой активности, но центральным моментом развивающего обучения является
решение учебной проблемы, без которого нельзя обеспечить достаточного развития творческих способностей, нельзя формировать приёмы и навыки самостоятельной деятельности. Только совокупность всех способов активизации учения школьников, объединённых в систему на основе “принципа проблемности”,может обусловить решение задачи всестороннего и гармоничного развития человека.

Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность организации проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придёт сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя особенно важна, потому что без знания общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания-это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить их красотой мысли, знания, побудить к самостоятельной деятельности.