Пояснительная записка
Принципы проведения мастерских:
- Равенство всех участников, включая педагога.
- Ненасильственное вовлечение в процесс деятельности.
- Отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная).
- Отсутствие соперничества, соревнования.
- Чередование индивидуальной и групповой работы.
- Важность не столько результата творчества, сколько самого процесса.
- Разнообразие используемого материала.
- Ответственность каждого за свой выбор.
Этапы работы мастерской.
- Индуктор – первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Эмоциональный настрой.
- Деконструкция – рассогласование избранных для работы материалов. Этап, на котором обнаруживается дефицит знаний или умений, возникают неожиданные вопросы – это значит, произошла «встреча с проблемой», которая и становится учебной задачей, определяющей и направляющей всю последующую деятельность.
- Разрыв - озарение, связанное с новым видением предмета, переход к новому осознанию явления. Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления.
- Реконструкция – этап применения знаний и опыта: осуществляется выдвижение гипотез и их проверка через наблюдение, опыт, эксперимент, поиск новых вариантов ответов взамен прежних, попытка иного осмысления, иного объяснения фактов и явлений.
- Афиширование – представление участниками своих открытий, позиций, проектов, афиш, текстов, ситуаций.
- Рефлексия. «Делаю – осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...».
Цель: заставить задуматься ребят об огромной ценности хлеба.
Задачи:
- выработать нравственное (бережное) отношение к хлебу;
- показать какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол;
- учить детей работать в группе;
- научить ребят добывать нужную информацию самостоятельно;
- воспитать уважительное отношение к хлебу и к людям, которые его растят;
- развивать правильную грамотную речь.
Ход мастерской
1. Индуктор.
Дети входят в класс.
Учитель встречает их с хлебом и солью. Дети пробуют хлеб.
– Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробочки по одному листочку (рисунок 1, 2, 3, 4). Рисунок на листочке соответствует месту, которое вы займете за столами (булка, батон, бублик, калач).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
– Ребята, как вы думаете, почему я вас встретила хлебом и солью? (Ответы учеников)
– Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. И вот мы с вами, преломив хлеб, теперь станем друзьями.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Вы будете работать в группах, каждый из вас может высказать свое мнение и участвовать в выполнении задания, но вы должны уметь слушать друг друга, нельзя выкрикивать ответы с места. Вы обсуждаете вместе, а отвечает кто-то один. А вот чему он посвящен, какая тема нашего урока, вы мне позже скажите сами.
У вас на столах листочки с загадками. Прочитайте загадку в группе. Попробуйте, отгадать. Решите, кто прочитает эту загадку для всех, отгадывать мы будем вместе.
Загадки о хлебе
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
на столбе золотом (колос)
Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет – урожай соберет.
(Комбайн)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких, как я, будет целая семья. (Зерно)
Ходит полем из края в край,
режет черный каравай. (Плуг)
– С чем они связаны? (С хлебом)
Значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О хлебе)
У вас на столах листочки, на которых вы сможете записывать новые для вас сведения о хлебе, что-то для вас интересное.
2. Деконструкция
В нашей творческой мастерской мы не можем обойтись без стихов о хлебе.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!»
В поле, в доме, в державе!
– Почему, ребята, так говорят: «Хлеб всему голова!», «хлеб – батюшка, кормилец»?
– Как нужно относится к хлебу? Почему?
– Кто знает пословицы и поговорки о хлебе?
– На столах у вас лежат листочки с пословицами и поговорками. Пословица – это народная мудрость. Чему же она нас учит? Прочитайте их, попытайтесь объяснить.
- Горька работа, да хлеб сладок.
- Не от росы урожай, а от поту.
- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
- И пес перед хлебом смиряется.
При обсуждении акцент на бережное отношение к хлебу, на то, что хлеб - это и тяжелый труд, и хлеб – кормилец, батюшка, отец родной.
3. Реконструкция.
СЛАЙДЫ – Обложки (приложение 1)
– Ребята, сейчас вы увидите несколько слайдов с обложками книг. Посмотрите внимательно, обсудите в группах и ответьте на вопрос: в каких книгах есть упоминание о хлебе.
– Молодцы! А сейчас мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Я расскажу вам краткое содержание. А потом мы прочитаем вместе отрывок.
Действие этого рассказа происходит во время войны в деревне Бережки. Здесь живет мельник Панкрат, который вылечил коня, раненного немецким снарядом, мальчик Филька со своей бабушкой.
Вот какая история произошла в этой деревне. Однажды Филька сидел и ел хлеб. В калитку мордой постучал конь, прося у мальчика хлеба. Фильке лень было подойти к коню и он бросил хлеб в снег. Слеза скатилась из глаз коня. И тут конь заржал, затопал копытами, стал хлестать себя хвостом. И началась сильная метель, которая не прекращалась до вечера. Филька очень испугался. К вечеру вернулась бабушка и сказала, что теперь из-за метели жители деревни не смогут помолоть зерна и испечь хлеб. А значит, все умрут с голоду. И еще бабушка сказа, что такая страшная метель случилась из-за злобы людской. Филька испугался еще больше и решил спросить совета у мельника Панкрата. Рассказал ему Филька про то, как обидел коня. Панкрат предложил мальчику подумать, как исправить плохое.
Найдите на столах листочки с отрывками из этого рассказа. Прочитаем отрывок.
Константин Георгиевич Паустовский. «Теплый хлеб»
…– Я, дедушка Панкрат, – сказал Филька, – как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, топоры, будем рубить лёд около мельницы, покамест не потечёт вода на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу!.. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение...
… Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы…
Старое колесо скрипнуло – с него посыпались сосульки – и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.
Панкрат сыпал зерно, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.
По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах – ребята, кошки, даже мыши, –всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба…
Все улыбались, радовались…
Прочтение отрывка учителем или хорошо читающим учеником.
Работа с текстом.
– Найдите и прочитайте главную мысль отрывка.
– Ребята, найдите строчки, которые бы подтвердили пословицу: И пес перед хлебом смиряется.
– Работаем в группе: подчеркните слова, предложения, которые бы помогли нам понять, на сколько людям был важен и дорог хлеб.
4. Разрыв.
– Ребята, а так что же такое хлеб? (Ответы учеников)
Помните мультфильм «В стране невыученных уроков»? На чем в этой стране рос хлеб и булки? Но вы - то знаете, что хлеб не растет на деревьях.
Вспомните пословицы, о которых мы говорили в начале мастерской. Кто хлеб родит?
Земелька черная, а белый хлеб родит.
Не от росы урожай, а от поту.
Вы сейчас будете работать в группах. Нарисуйте словесную картину «карту превращения» зернышка в хлеб. Какой хлеб проходит хлеб от зерна до хлеба.
5. Афиширование.
СЛАЙДЫ (приложение 2)
А теперь проверим ваши догадки. Смотрите внимательно слайды и подумайте, что же такое хлеб?
(Стихи на слайдах)
-
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб». -
Золотой простор бескрайний.
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб». -
Вот зерно течет рекой,
Чтобы делаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб» -
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб». -
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Ирина Токмакова
6. Рефлексия.
– Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. К хлебу всегда относились и с почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь.
К хлебу все имеет отношенье –
Русский хлеб причастен ко всему:
К дружбе наций, к спутников движенью,
К миру, к правде, к счастью твоему!
(Л. Татьяничева)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. (приложение 3)
– Давайте посмотрим слайды и вспомним все, о чем мы сегодня говорили на мастерской о хлебе.
– На столах у вас лежат колосья. Запишите на них самые важные слова, которые вы бы отнесли к хлебу.
Афиширование. Колосья.
– Вот и подошла к концу наша работа в творческой мастерской. Мы преломили с вами хлеб и, я надеюсь, стали друзьями. А у друзей принято дарить подарки. Мне бы очень хотелось получить от вас в подарок ваши колоски. Спасибо.
Все презентации запакованы в один архив вместе со звуковыми файлами (использованными в них).