Конспект занятия для подготовительной к школе группы по обучению грамоте "Звук, слог, слово, предложение" (КВН)

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Активизировать словарный запас детей в рамках лексической темы «Игра».
  2. Упражнять детей:
    а) в образовании родственных слов;
    б) в составлении предложений по заданной схеме, в умении выделять предлоги в предложении.
  3. Продолжать работать над интонационной выразительностью предложения.
  4. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.
  5. Упражнять детей в составлении и чтении слов.
  6. Закрепить правило правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу.
  7. Развивать общую и мелкую моторику.
  8. Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Первый ведущий: Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы здоровы. Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи.

2. Введение в тему.

Первый ведущий: Дети, что вы больше всего на свете любите делать?

Дети: Конечно, играть.

Первый ведущий: Какие игры вы знаете?

Дети: Настольные, компьютерные, спортивные, подвижные, пальчиковые, интересные, сюжетно-ролевые, музыкальные, народные, старинные, современные.

Первый ведущий: Сегодня мы вас познакомим с ещё одной игрой, о которой вы, конечно же, слышали не раз. Это игра КВН. Игра для весёлых, находчивых, и самое главное умных участников.

Как вы считаете, интереснее играть одному или с друзьями?

Поэтому КВН – это командная игра. Она поможет нам узнать, как хорошо вы подготовились к поступлению в школу, чему интересному вы научились в детском саду и самое главное, смогли ли вы стать настоящими друзьями.

Давайте поприветствуем команду подготовительной группы «Находчивый слонёнок» – капитан … , и команду старшей группы «Весёлый дельфин» – капитан ….

Капитаны поприветствуйте друг друга, пожмите друг другу руки и произнесите слова клятвы:

Клянёмся не злиться, не сердиться, не обижаться,
А быстро думать и честно сражаться.

Команды готовы к сражению.

Команды становятся друг напротив друга. Звучит музыкальная заставка к передаче КВН. «Мы начинаем КВН»)

Второй ведущий:

Первый конкурс нашего КВН «Разминка».

Ребята, какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

Согласные какие бывают звуки? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).

Команды загадывают друг другу загадки о звуках.

Второй ведущий: Дети, загадывая загадку о звуках, вы должны постараться дать его полную характеристику, не называя самого звука.(4-6 предложенных «загадок»). Подведение итогов.

Первый ведущий: Сейчас нам предстоит путешествие в Страну Слов.

Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке.
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
Угадайте на чём мы туда поедем?
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались, путь далёк,
Лишь оставили дымок.

На чём же мы поедем в Страну Слов? (На поезде).

Дети выстраиваются друг за другом, бегут по кругу, змейкой выстраиваются перед доской.

Первая наша остановка «Лесная река».

Это наш второй конкурс.

Второй ведущий: Посмотрите, на берегу реки стоит Лиса и горько плачет. Ей необходимо перебраться на другой берег, а мостика нет. Вы можете ей помочь, построив мостик из слов, из каких я вам подскажу.

Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живём одной семьёй.
Поиграть хотим с тобой.

Из каких слов мы должны выстроить мостик? (Из родственных слов)

Детям раздаются пиктограммы и они «строят» мост.

Молодцы! Вы настоящие друзья. Помогли Лисе перебраться на другой берег. Она говорит вам спасибо. Ей очень понравилась наша игра. И она тоже решила поиграть с вами и приготовила вопросы для каждой команды.

  1. Как зовут в лисьей семье папу? (Лис)
  2. Как зовут в лисьей семье маму? (Лиса)

Капитаны команд делают звуковой анализ слов.

(Капитаны выполняют задание у мольбертов).

Участники команд тоже зарабатывают дополнительные очки.

Каждый выберет картинку с изображением животных, птиц, цветов и находит схему слова, которая бы соответствовала этой картинке и размещает их на доске.

Первый ведущий:

Пока подводятся итоги этого конкурса, я предлагаю провести «театральную» паузу. И приглашаю вас в театр волшебных пальчиков.


Театр волшебных пальчиков

Текст говорит ведущий Движение или статистическая поза
Однажды пальчики пошли в лес топ-топ, топ-топ, топ-топ-топ. Имитация ходьбы пальчиков в заданном и меняющемся ритме: указательным и средним, большими указательным.
Подошли к опушке – ровной-ровной, гладкой-гладкой. Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы горизонтально. Локти, ладони соединены, пальцы  вверх.
На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона. Снова соединяются руки от локтя До запястья; ладони и пальцы встороны, при этом пальцы загнуты «чашечкой».
Крона состоит из веток и листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают. Пальцы напряжённо вытянуты  и широко расставлены, затем  ладони соединяются «чашечкой», Пальцы широко расставлены и  попеременно двигаются. ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища.
На дереве гнездо, а в нем птица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в него, т.к. кормит птенцов. Руки соединяются рёбрами ладоней – «чашечкой», большие пальцы то  опускаются на дно «чашечки»,  то поднимаются.
Под деревом грибы с толстой и тонкой ножками. Щепоть одной руки показывает Толстую ножку, а ладонь другой - шляпку. Положение рук меняется. Указательный палец одной руки – 3 ножка, а ладонь – шляпка.
Дерево растёт и грибы растут. Собираем их в корзинку. Руки вверх (к солнцу). Переплетаем пальцы:  внутренние стороны ладоней –  кверху.
Идем по лесу дальше. См. первое упражнение.
Растёт дикая яблонька, на ней плоды – яблочки, они кислые. Руки от локтя до запястья вместе, ладони в кулаки, а  Большой палец – вверх; махнуть  рукой. (Эх).
Дома сварим из них варенье. Но какое! Поднять большой палец вверх.
Поэтому соберём их в корзину. Переплетение пальцев, ладони –  вверх, руки в стороны .
Через лес вышли к речке. Руки в стороны: плавные движения от плечей к пальцам.(Как в балете)
Тяжело нести корзины, увидели лодку. Соединённые рёбрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытые сверху (плавное движение лодки).
Приплыли домой Соединим пальцы «домиком».

Второй ведущий:

Следующий наш конкурс называется «Волшебная корзина»

Прошла по городу молва,
Что будто новые слова
В корзине этой есть.
Кто их найдёт, тому и честь.

Из моей волшебной корзины вы достанете шарики, на которых написан первый слог слова, вы должны подобрать второй слог так, чтобы получилось слово и записать его на карточках. (Ведущий собирает карточки с записанными словами).

Вон виден поезд вдалеке.
Он по стальной дороге
Бежит, как слово по строке
Разбитое на слоги…

Я сейчас буду читать слова, что вы придумали, а вы подпрыгните столько раз, сколько слогов в слове. (Или вариант: хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове).

Ведущий подводит итог конкурса.

Первый ведущий:

Жил в лесу ёжик. Он только с виду был колючий, а в душе мягкий и добрый. Он очень хотел увидеть море и очень печалился от того, что не видел его. Покажите, как ёжик печалился (дети показывают).

И вот однажды он увидел море. Как вы думаете, какое у него стало настроение. Покажите его с помощью мимики. (Дети показывают).

А ещё ежик был такой фантазёр и любил придумывать всякие необычные игры. Он часто собирал капельки росы с цветов. Хотите поиграть в любимую игру ёжика. Если каждый из вас соберёт по одной капельке, найдёт себе парную капельку по цвету и сложит их вместе, то каждая пара сможет прочесть для ёжика своё слово. (Дети выполняют задание).

Молодцы!

(Дети садятся на стулья друг напротив друга).

Второй ведущий:

Конкурс «Загадочные схемы»

Ребята, вы так замечательно показывали настроение ёжика, что оно у меня тоже стало хорошее настроение, и я придумала для вас новый конкурс, который называется «Загадочные схемы».

– Посмотрите, что это я записала на доске? (Схему предложения).

– О чём говорит нам эта схема? (Что в предложении 4 слова и одно из них предлог).

– Составьте предложение по этой схеме. (3-4 варианта ответа)

– Какой знак стоит в конце предложения? (Точка)

– А если я изменю знак в конце предложения. Каким станет предложение? (Вопросительным).

– Произнесите свои предложения так, чтобы они стали вопросительными? (3-4 варианта ответа).

– А если я поставлю в конце предложения восклицательный знак, каким станет предложение? (Восклицательным)

– Произнесите свои предложения так, чтобы они стали восклицательными.

Ведущий подводит итоги конкурса.

Первый ведущий: Следующая наша остановка «Школа». Эта остановка совсем недалеко, можно дойти пешком. А чтобы идти было не скучно, мы будем идти и играть.

Идём как смешные ёжики – дети бегут мелкими шажками
Ловкие лягушки – дети прыгают
Неуклюжие медведи – идут как медведи
Быстроногие олени – бегут как олени, поднимая к голове  руки, пальцы раздвинуты
Выносливые моржи – дети бегут боковым галопом
Медлительные тюлени – дети бегут подскоками

Вот и школа. Ой, ребята, кажется, занятия в школе закончились?

Конкурс «Самый внимательный»

Второй ведущий: Но здесь есть задание для следующего конкурса, который называется «Самый внимательный». Смотрите, на доске осталось задание, которое выполняли школьники, да так и не выполнили.

Догадайтесь-ка, ребята,
Отчего ежи, ерши,
Щуки, чайки и волчата –
Рассмеялись от души?

(Дети рассматривают картинку и повторяют правило: ЧА-ЩА пишется с буквой А, ЧУ-ЩУ – с буквой У).

Ведущий оценивает конкурс.

Первый ведущий: Ребята, вы сегодня были такие веселые и находчивые, что непременно заслужили похвалу. Но чтобы узнать каким словом мы хотели вас похвалить, нужно в названии каждой картинки выделить первый звук, записать соответствующую букву на доске и тогда мы все вместе сможем прочесть это слово.

Дети по очереди выходят к доске и записывают слово МОЛОДЦЫ.

3. Итог

Пока ведущие подсчитывают заработанные баллы, команды готовятся к награждению.

Победившую команду и всех детей награждают призами, памятными медалями.

Презентация