Программное содержание:
- Активизировать словарный запас детей в рамках лексической темы «Игра».
- Упражнять детей:
а) в образовании родственных слов;
б) в составлении предложений по заданной схеме, в умении выделять предлоги в предложении. - Продолжать работать над интонационной выразительностью предложения.
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.
- Упражнять детей в составлении и чтении слов.
- Закрепить правило правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Первый ведущий: Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы здоровы. Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи.
2. Введение в тему.
Первый ведущий: Дети, что вы больше всего на свете любите делать?
Дети: Конечно, играть.
Первый ведущий: Какие игры вы знаете?
Дети: Настольные, компьютерные, спортивные, подвижные, пальчиковые, интересные, сюжетно-ролевые, музыкальные, народные, старинные, современные.
Первый ведущий: Сегодня мы вас познакомим с ещё одной игрой, о которой вы, конечно же, слышали не раз. Это игра КВН. Игра для весёлых, находчивых, и самое главное умных участников.
Как вы считаете, интереснее играть одному или с друзьями?
Поэтому КВН – это командная игра. Она поможет нам узнать, как хорошо вы подготовились к поступлению в школу, чему интересному вы научились в детском саду и самое главное, смогли ли вы стать настоящими друзьями.
Давайте поприветствуем команду подготовительной группы «Находчивый слонёнок» – капитан … , и команду старшей группы «Весёлый дельфин» – капитан ….
Капитаны поприветствуйте друг друга, пожмите друг другу руки и произнесите слова клятвы:
Клянёмся не злиться, не сердиться, не обижаться,
А быстро думать и честно сражаться.
Команды готовы к сражению.
Команды становятся друг напротив друга. Звучит музыкальная заставка к передаче КВН. «Мы начинаем КВН»)
Второй ведущий:
Первый конкурс нашего КВН «Разминка».
Ребята, какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
Согласные какие бывают звуки? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).
Команды загадывают друг другу загадки о звуках.
Второй ведущий: Дети, загадывая загадку о звуках, вы должны постараться дать его полную характеристику, не называя самого звука.(4-6 предложенных «загадок»). Подведение итогов.
Первый ведущий: Сейчас нам предстоит путешествие в Страну Слов.
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке.
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
Угадайте на чём мы туда поедем?
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались, путь далёк,
Лишь оставили дымок.
На чём же мы поедем в Страну Слов? (На поезде).
Дети выстраиваются друг за другом, бегут по кругу, змейкой выстраиваются перед доской.
Первая наша остановка «Лесная река».
Это наш второй конкурс.
Второй ведущий: Посмотрите, на берегу реки стоит Лиса и горько плачет. Ей необходимо перебраться на другой берег, а мостика нет. Вы можете ей помочь, построив мостик из слов, из каких я вам подскажу.
Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живём одной семьёй.
Поиграть хотим с тобой.
Из каких слов мы должны выстроить мостик? (Из родственных слов)
Детям раздаются пиктограммы и они «строят» мост.
Молодцы! Вы настоящие друзья. Помогли Лисе перебраться на другой берег. Она говорит вам спасибо. Ей очень понравилась наша игра. И она тоже решила поиграть с вами и приготовила вопросы для каждой команды.
- Как зовут в лисьей семье папу? (Лис)
- Как зовут в лисьей семье маму? (Лиса)
Капитаны команд делают звуковой анализ слов.
(Капитаны выполняют задание у мольбертов).
Участники команд тоже зарабатывают дополнительные очки.
Каждый выберет картинку с изображением животных, птиц, цветов и находит схему слова, которая бы соответствовала этой картинке и размещает их на доске.
Первый ведущий:
Пока подводятся итоги этого конкурса, я предлагаю провести «театральную» паузу. И приглашаю вас в театр волшебных пальчиков.
Театр волшебных пальчиков
Текст говорит ведущий | Движение или статистическая поза |
Однажды пальчики пошли в лес топ-топ, топ-топ, топ-топ-топ. | Имитация ходьбы пальчиков в заданном и меняющемся ритме: указательным и средним, большими указательным. |
Подошли к опушке – ровной-ровной, гладкой-гладкой. | Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы горизонтально. Локти, ладони соединены, пальцы вверх. |
На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона. | Снова соединяются руки от локтя До запястья; ладони и пальцы встороны, при этом пальцы загнуты «чашечкой». |
Крона состоит из веток и листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают. | Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются «чашечкой», Пальцы широко расставлены и попеременно двигаются. ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища. |
На дереве гнездо, а в нем птица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в него, т.к. кормит птенцов. | Руки соединяются рёбрами ладоней – «чашечкой», большие пальцы то опускаются на дно «чашечки», то поднимаются. |
Под деревом грибы с толстой и тонкой ножками. | Щепоть одной руки показывает Толстую ножку, а ладонь другой - шляпку. Положение рук меняется. Указательный палец одной руки – 3 ножка, а ладонь – шляпка. |
Дерево растёт и грибы растут. Собираем их в корзинку. | Руки вверх (к солнцу). Переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней – кверху. |
Идем по лесу дальше. | См. первое упражнение. |
Растёт дикая яблонька, на ней плоды – яблочки, они кислые. | Руки от локтя до запястья вместе, ладони в кулаки, а Большой палец – вверх; махнуть рукой. (Эх). |
Дома сварим из них варенье. Но какое! | Поднять большой палец вверх. |
Поэтому соберём их в корзину. | Переплетение пальцев, ладони – вверх, руки в стороны . |
Через лес вышли к речке. | Руки в стороны: плавные движения от плечей к пальцам.(Как в балете) |
Тяжело нести корзины, увидели лодку. | Соединённые рёбрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытые сверху (плавное движение лодки). |
Приплыли домой | Соединим пальцы «домиком». |
Второй ведущий:
Следующий наш конкурс называется «Волшебная корзина»
Прошла по городу молва,
Что будто новые слова
В корзине этой есть.
Кто их найдёт, тому и честь.
Из моей волшебной корзины вы достанете шарики, на которых написан первый слог слова, вы должны подобрать второй слог так, чтобы получилось слово и записать его на карточках. (Ведущий собирает карточки с записанными словами).
Вон виден поезд вдалеке.
Он по стальной дороге
Бежит, как слово по строке
Разбитое на слоги…
Я сейчас буду читать слова, что вы придумали, а вы подпрыгните столько раз, сколько слогов в слове. (Или вариант: хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове).
Ведущий подводит итог конкурса.
Первый ведущий:
Жил в лесу ёжик. Он только с виду был колючий, а в душе мягкий и добрый. Он очень хотел увидеть море и очень печалился от того, что не видел его. Покажите, как ёжик печалился (дети показывают).
И вот однажды он увидел море. Как вы думаете, какое у него стало настроение. Покажите его с помощью мимики. (Дети показывают).
А ещё ежик был такой фантазёр и любил придумывать всякие необычные игры. Он часто собирал капельки росы с цветов. Хотите поиграть в любимую игру ёжика. Если каждый из вас соберёт по одной капельке, найдёт себе парную капельку по цвету и сложит их вместе, то каждая пара сможет прочесть для ёжика своё слово. (Дети выполняют задание).
Молодцы!
(Дети садятся на стулья друг напротив друга).
Второй ведущий:
Конкурс «Загадочные схемы»
Ребята, вы так замечательно показывали настроение ёжика, что оно у меня тоже стало хорошее настроение, и я придумала для вас новый конкурс, который называется «Загадочные схемы».
– Посмотрите, что это я записала на доске? (Схему предложения).
– О чём говорит нам эта схема? (Что в предложении 4 слова и одно из них предлог).
– Составьте предложение по этой схеме. (3-4 варианта ответа)
– Какой знак стоит в конце предложения? (Точка)
– А если я изменю знак в конце предложения. Каким станет предложение? (Вопросительным).
– Произнесите свои предложения так, чтобы они стали вопросительными? (3-4 варианта ответа).
– А если я поставлю в конце предложения восклицательный знак, каким станет предложение? (Восклицательным)
– Произнесите свои предложения так, чтобы они стали восклицательными.
Ведущий подводит итоги конкурса.
Первый ведущий: Следующая наша остановка «Школа». Эта остановка совсем недалеко, можно дойти пешком. А чтобы идти было не скучно, мы будем идти и играть.
Идём как смешные ёжики | – дети бегут мелкими шажками |
Ловкие лягушки | – дети прыгают |
Неуклюжие медведи | – идут как медведи |
Быстроногие олени | – бегут как олени, поднимая к голове руки, пальцы раздвинуты |
Выносливые моржи | – дети бегут боковым галопом |
Медлительные тюлени | – дети бегут подскоками |
Вот и школа. Ой, ребята, кажется, занятия в школе закончились?
Конкурс «Самый внимательный»
Второй ведущий: Но здесь есть задание для следующего конкурса, который называется «Самый внимательный». Смотрите, на доске осталось задание, которое выполняли школьники, да так и не выполнили.
Догадайтесь-ка, ребята,
Отчего ежи, ерши,
Щуки, чайки и волчата –
Рассмеялись от души?
(Дети рассматривают картинку и повторяют правило: ЧА-ЩА пишется с буквой А, ЧУ-ЩУ – с буквой У).
Ведущий оценивает конкурс.
Первый ведущий: Ребята, вы сегодня были такие веселые и находчивые, что непременно заслужили похвалу. Но чтобы узнать каким словом мы хотели вас похвалить, нужно в названии каждой картинки выделить первый звук, записать соответствующую букву на доске и тогда мы все вместе сможем прочесть это слово.
Дети по очереди выходят к доске и записывают слово МОЛОДЦЫ.
3. Итог
Пока ведущие подсчитывают заработанные баллы, команды готовятся к награждению.
Победившую команду и всех детей награждают призами, памятными медалями.