Программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 5–7-х классов

Разделы: Математика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть строго обязательной. Важно исходить из общего уровня знаний и умений учащихся.

Кружковые занятия, как и уроки, необходимо строить с учетом основных принципов дидактики: научности, доступности, наглядности, учета индивидуальных особенностей школьников. Кружковые занятия строятся на интересе детей и не должны носить принудительный характер.

При построении кружковых занятий учитывается главная закономерность обучения, сформулированная дидактами: “Чем разностороннее деятельность учащихся, тем выше качество усвоения знаний”. Они должны приносить детям глубокое удовлетворение, радость познания. Материал, предлагаемый учащимся, должен быть понятен каждому ученику. Для поддержания интереса в любом новом материале должны быть элементы известного детям.

Цели и задачи программы:

  • содействовать развитию психических процессов учащихся: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения,
  • развивать познавательную деятельность учащихся, гибкость их мышления,
  • формировать математические способности учащихся, а именно: обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать,
  • развивать различные виды деятельности учащихся: исполнительскую, вос-производящую, преобразующую, контролирующую и поисковую,
  • способствовать созданию положительного эмоционального тонуса,
  • показать межпредметные связи с другими школьными предметами.

Содержание программы кружковых занятий включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки, экскурсии, путешествия и т.д., т.е. такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей. Для облегчения перехода от известного к неизвестному полезно использовать различные виды наглядности: полную предметную наглядность, неполную предметную наглядность, символику.

Интерес к математике необходимо поддерживать занимательностью самих задач, вопросов, заданий, целесообразно вносить элементы юмора, остроумия, игрового настроя, праздничности. Юмор должен быть добрым, создавать бодрое, приподнятое настроение.

Методы, используемые учителем на кружковых занятиях разнообразны, большое место должны занимать дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и т.д. Игру считают одной из движущих сил учебного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки. Дидактическая игра при правильном ее построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей. В процессе кружковой работы полезно включать не только математические игры, но и логические. В логических играх путем построения цепочки несложных умозаключений можно предугадать необходимый результат, ответ. С их помощью школьники знакомятся с применением законов и правил логики.

Отчётность по итогам кружковой работы проводится в следующем виде: подготовка и проведение предметных недель, лекторий по классам на различные темы, защита исследовательских работ и рефератов.

Ожидаемым результатом является более свободное выражение чувств детьми, развитие различных сторон мышления школьника: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, критического.

Характерной особенностью внеклассной работы по математике является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.

На изучении отводится по 1 часу в каждом из классов 5, 6, 7.

Тематический план кружковых занятий в 5 классе

Название тем Всего часов Теория Практика Отчёт
Тема 1. “Общие сведения о натуральных числах”. 3 1 2 -
Тема 2 . “Занимательные задачи”. 5 - 4 1 (защита проекта)
Тема 3. “Математические фокусы”. 2 - 2 -
Тема 4. “Как люди научились считать”. 1 - - -
Тема 5. “Великий математик Евклид”. 1 - - -
Тема 6. “Логические задачи”. 4 - 4 -
Тема 7. “Буквенная символика”. 2 1 1 -
Тема 8. “История появления дробных чисел”. 2 1 1 -
Тема 9. “Решение уравнений”. 3 - 2 1 (защита проекта)
Тема 10. “Числа – гиганты”. 3 1 2 -
Тема 11. “Дроби у различных народов”. 2 1 - 1 (сообщения)
Тема 12. “Решение задач различными способами”. 5 - 3 2 (защита проекта)
Тема13.Пространственные фигуры”. 3 1 2 -
Тема14. “Здоровый образ жизни”. 3 - 2 1 (открытое мероприятие)
Итого 39 6 29 4

Содержание программы кружковых занятий в 5 классе

Тема 1. “Общие сведения о натуральных числах”.

Натуральные числа: исторические сведения, обозначение. Игра “Живое домино”. Игра “Построим дом”. Загадки. Математическая викторина. Игра “Считай по сигналу”. Решение задач. Придумать сказку о любом натуральном числе.

Тема 2 . “Занимательные задачи”.

Решение занимательных задач. Игра “Послушные числа”. Подготовка к защите проекта. Защита проекта по заранее заданной задаче.

Тема 3. “Математические фокусы”.

Рассмотреть простейшие числовые фокусы. Составить алгоритм их разгадывания. Составить числовой фокус.

Тема 4. “Как люди научились считать”.

Исторические сведения. Игра “Считай по сигналу”. Загадки. Игра “Необыкновенное путешествие во времени”.

Тема 5. “Великий математик Евклид”.

Знакомство с жизнью и деятельностью великого математика Евклида.

Тема 6. “Логические задачи”.

Решение логических задач. Математическая викторина. Игра “Где искать?”. Загадки.

Тема 7. “Буквенная символика”.

Исторические сведения. Знакомство с элементами алгебры. Игра “Угадайка”. Игра “Необыкновенное путешествие в страну “Букволику””.

Тема 8. “История появления дробных чисел”.

Исторические сведения. Пословицы. Загадки. Конкурс “Кто смекалистей?”. Решение нестандартных задач.

Тема 9. “Решение уравнений”.

Исторические сведения. Решение усложнённых уравнений. Решение задач на составление уравнений. Игра “Найди свое место”. Защита проекта по данной теме.

Тема 10. “Числа-гиганты”.

Рассказ о числах гигантах. Легенда о шахматной доске. Игра “Необыкновенное путешествие в царство гигантов”.

Тема 11. “Дроби у различных народов”. Сообщения учащихся. Игра “Биржа знаний”. Математическая викторина.

Тема 12. “Решение задач различными способами”.

Подборка задач, решаемых более, чем двумя способами. Защита проекта по данной теме.

Тема 13. “Пространственные фигуры”.

Сведения из геометрии о пространственных фигурах с их иллюстрацией на картинках, плакатах, показ их моделей. Математическая викторина. Написать рассказ или сказку о любой пространственной фигуре.

Тема 14. “Здоровый образ жизни”.

Подготовить театрализованное открытое мероприятие и показать его учащимся 3 и 4 классов.